Ямб (др.-греч. ἴαμβος, предположительно от ἴαμβύκη, названия музыкального инструмента) — двусложный метр с сильным вторым слогом.
В античной метрике ямбическая стопа — простая стопа, двусложная, трехморная, короткий слог + долгий слог (U—).
Термин
Точная этимология термина неизвестна. Поскольку ямбические песнопения были неотъемлемой частью праздников плодородия в честь Деметры, термин связывали с именем служанки элевсинского царя Келея Ямбы. Согласно мифу, Ямба развеселила безутешную Деметру, которая повсюду искала дочь Персефону, непристойными стихотворениями. Не исключено, что само имя Ямба — отзвук древнего слова с обсценным значением. Некоторые исследователи обратили внимание на слово ἴαμβύκη — музыкальный инструмент (то же, что «самбука», или «самбика»), в сопровождении которого (согласно очень позднему свидетельству Фотия) исполнялись ямбические песни, и высказали предположение, что слово ἴαμβος происходит от названия этого музыкального инструмента.
Античное метрическое стихосложение
В античной поэзии наиболее распространённые виды ямбов — сенарий и триметр. Сенарий состоит из шести ямбических стоп. Триметр также состоит из шести ямбических стоп, сгруппированных попарно (такие сдвоенные ямбические стопы именовались диподиями). В античных ямбах два лёгких слога могли подменяться одним тяжёлым и, наоборот, тяжёлый слог мог подменяться двумя лёгкими. Из этой предпосылки в реальной практике рождалось невероятное разнообразие ямбической поэзии. Ямбические стихи более всех прочих походили на обычную речь и потому использовались (преимущественно) не в эпических жанрах, а в лирике и драме (в баснях, в трагедиях и комедиях).
Примеры ямбов в античной поэзии
1) Ямбический акаталектический триметр:
U— ¦ U— | U— ¦ U— | U— ¦ U— Ἐγὼ δὲ τῶν μὲν οὕνεκα ξυνήγαγον (Σόλων, 17, 1, 2)Из целей, ради коих я народ собралvolés sonare: tú pudica, tú proba (Horatius, Ep. XVII, 41)
на лживой: "О скромна, о целомудренна
2) Ямбический акаталектический диметр:
U— ¦ U— | U— ¦ U— in vérba iurabás mea (Horatius, Ep. XV, 4)шептала вслед слова мои
3) В некоторых случаях ямба метр может быть односложным, напр. в ямбическом сенаре:
U— | U— | U— | U— | U— | U— Fabúlla: númquid ílla, Páule, péierát? (Martialis, Ep. VI 12, 2)что в лавке покупает). Разве, Павел, врет?
Силлабо-тоническое стихосложение
Силлабо-тонический ямб общепринят в нескольких литературных традициях, в том числе русской.
Основные размеры в русском стихосложении — четырёхстопный (лирика, эпос); пятистопный (лирика и драма XIX—XX вв.); шестистопный (поэма и драма XVIII в.); вольный разностопный (басня XVIII—XIX вв., комедия XIX в.).
Примеры ямбов в русской поэзии
1) Четырёхстопный каталектический (так называемый гиперкаталектический, то есть имеющий лишние слоги):
Мой дядя самых честных правил…(А. С. Пушкин, «Евгений Онегин»)
2) Пятистопный:
Волчица ты, тебя я презираю. К любовнику уходишь от меня. К Птибурдукову от меня уходишь.(Ильф и Петров, «Золотой телёнок»)
3) Ударный слог может заменяться псевдоударным (со вторичным ударением в слове); тогда ударные слоги разделяет не один, а три безударных. Пятистопный акаталектический:
Ты погрусти, когда умрёт поэт, Покуда звон ближайшей из церквей Не возвестит, что этот низкий свет Я променял на низший мир червей.(Шекспир; перев. С. Я. Маршак)