Главная
Новости
Строительство
Ремонт
Дизайн и интерьер
Каркасный дом
Несущие конструкции
Металлические конструкции
Прочность дорог
Дорожные материалы
Стальные конструкции
Грунтовые основания
Опорные сооружения





















Яндекс.Метрика

Всеволожский, Иван Александрович

Ивáн Алексáндрович Всéволожский (22 марта (3 апреля) 1835 года, Санкт-Петербург — 10 (23) ноября 1909, Санкт-Петербург) — русский театральный и музейный деятель, сценарист, художник; тайный советник, обер-гофмейстер. В 1881—1899 годах — директор императорских театров. В 1899—1909 годах — директор императорского Эрмитажа.

Биография

Всеволожский в домашнем кафтане боярина XVII века на костюмированном балу 1903 года.

Сын А. В. Всеволожского, внук князя И. Д. Трубецкого, старший брат Павла Всеволожского. Родился 22 марта (3 апреля) 1835 года в Петербурге. Крещён 21 апреля (3 мая) 1835 года в Морском соборе при восприемстве В. А. Всеволожского, А. П. Мансурова, князя Н. И. Трубецкого и девиц Е. Вишняковой, П. П. Мансуровой и Е. П. Новосильцевой.

Окончил со степенью кандидата отделение восточной словесности филологического факультета Императорского Санкт-Петербургского университета по самому сложному арабско-персидско-турецко-татарскому разряду.

С 1856 года, так же, как когда-то его отец Александр, служил в Азиатском департаменте Министерства иностранных дел, затем, в 1858 году был прикомандирован к дипломатической миссии в Гааге, а в 1865 году был назначен управляющим в Департаменте хозяйственных и счётных дел министерства. В 1867 году был отчислен во внутреннюю по министерству хозяйственную часть, где благополучно пережил грандиозное, почти в три раза, сокращение штатов министерства. В 1870 году был назначен первым секретарём Канцелярии министерства иностранных дел, а в июне 1876 года был причислен к посольству в Париже сверх штата, что подразумевало как отсутствие конкретных обязанностей, так и жалования.

С 1881 года — в Санкт-Петербурге. Я. Гурова указывает, что некоторые современники пришли к мнению

о своего рода ссылке Всеволожского в Россию из Парижа. Его карикатуры точные по передаче личностных качеств, недостатков и характеров чиновников, сыграли с успешным дипломатом Всеволожским злую шутку. Стремительно развивающаяся политическая карьера по воле недовольных «жертв» его акварельной кисти уступила место не менее блистательной деятельности в Императорских театрах.

В 1881 году расписал веер с 33 карикатурами государственных и общественных деятелей — членов Государственного совета в китайских и японских костюмах.

Согласно источникам XIX века, Всеволожский в 1881—1886 годах занимал должность директора санкт-петербургских императорских театров, а в 1886—1899 годах — директора петербургских и московских императорских театров. В современных источниках встречается другая версия: в 1881—1886 годах — директор императорских театров, в 1886—1899 годах — директор петербургских императорских театров. В этот период Всеволожский провёл ряд важных художественных и организационных реформ; он был инициатором театральной реформы 1882 года, в связи с которой, в частности, было увеличено финансирование театров, изменены юридические взаимоотношения между театрами и композиторами.

По инициативе Всеволожского Петру Ильичу Чайковскому была заказана музыка балетов «Спящая красавица» (Всеволожский и Мариус Петипа — сценаристы балета) и «Щелкунчик», а также поставлены балеты «Испытание Дамиса» и «Времена года» Александра Константиновича Глазунова в санкт-петербургском Эрмитажном театре. Всеволожский является также автором эскизов костюмов к 25 балетным спектаклям (в том числе, к «Спящей красавице», «Щелкунчику», «Раймонде»). С 1889 года — почётный член Санкт-Петербургского филармонического общества. «Добрый гений русского театра», как его называла пресса, отстоял от перестройки здание Александринского театра.

В 1899 году стал директором Эрмитажа. Имевший широкие связи за границей, он хорошо понимал значение Эрмитажа, как музея, собравшего в своих залах уникальные произведения мировой культуры. Всеволожский привлёк к работе в Эрмитаже ряд перспективных специалистов, связанных с коллекционерами и художниками, которых Александр Бенуа объединил вокруг журналов «Художественные сокровища России» и «Старые годы».

В 1906 году, в память 50-летия государственной службы И. А. Всеволожского была выпущена серебряная медаль (медальер А. А. Грилихес-сын; оборотная сторона выполнена по модели М. Л. Диллон).

Екатерина Всеволожская на акварели А. П. Соколова (1883)

Умер 28 октября (10 ноября) 1909. Похоронен на Никольском кладбище Александро-Невской лавры.

Семья

Жена (с 8 января 1867 года) — светлейшая княжна Екатерина Дмитриевна Волконская (09.10.1846—20.12.1898), фрейлина, внучка министра двора князя П. М. Волконского; дочь гофмейстера князя Дмитрия Петровича Волконского (1805—1859) от брака его с Марией Петровной Кикиной (1816—1856). Троюродная сестра Андрея, Никиты и Елизаветы Никитичей Всеволожских, которым её муж приходился двоюродным братом. Родилась в Петербурге, крещена 22 октября 1846 года в церкви Таврического дворца при восприемстве деда князя Волконского и тетки А. П. Дурново. По отзыву современника, была женщина очень умная, сдержанная, властная. Она умела держать весь дом в порядке, но в служебные дела мужа никогда не вмешивалась. Собирала портретную миниатюру. Унаследовала от своего деда П. А. Кикина ряжскую усадьбу Алёшня. После смерти жены И. А. Всеволожский решил продать имение и перевёз в Санкт-Петербург семейный архив, коллекцию картин (куда входили не только миниатюры, собранные женой, но и гравюры западноевропейской графики, редкие исторические композиции Шатийона, а также семейные портреты Всеволожских, написанные А. О. Дезарно в 1820-х годах) и большую библиотеку, для которой Арминий Евгеньевич фон Фёлькерзам выполнил экслибрис с фамильным гербом. После 1917 года все книги Всеволожских были переданы из Алешни в библиотеку издательства «Всемирная литература», откуда часть книг была отправлена в Книжный фонд.

В браке имели дочерей:

  • Софья Ивановна (1869—1952), фрейлина, с 1891 года замужем за последним наказным атаманом Войска Донского графом Михаилом Николаевичем Граббе (1868—1942). Похоронена в Париже.
  • Мария Ивановна (1871—1887).

Награды

  • Орден Святой Анны 1-й степени
  • Орден Святой Анны 2-й степени с императорской короной
  • Орден Святого Владимира 2-й степени
  • Орден Святого Владимира 3-й степени
  • Орден Святого Станислава 1-й степени
  • Бронзовая медаль «В память священного коронования их императорских величеств»
  • Большой крест Императорского ордена Франца Иосифа (Австро-Венгрия)
  • Орден Святых Маврикия и Лазаря 4-й степени (Италия)
  • Командорский крест Ордена Христа (Португалия)
  • Кавалерский крест Ордена Дубового Венка (Нидерланды, Люксембург)
  • Большой крест Ордена Саксен-Альтенбургского Эренистинского дома (Саксен-Кобург-Гота)
  • Офицерский крест Ордена Почётного легиона (Франция)
  • Орден «Святой Александр» 1-й степени (Болгария)
  • Орден Льва и Солнца 1-й степени (Персия)
  • ордена Пруссии и Сиама

Имя:*
E-Mail:
Комментарий: