Главная
Новости
Строительство
Ремонт
Дизайн и интерьер
Каркасный дом
Несущие конструкции
Металлические конструкции
Прочность дорог
Дорожные материалы
Стальные конструкции
Грунтовые основания
Опорные сооружения




04.10.2023


04.10.2023


03.10.2023


03.10.2023


02.10.2023


02.10.2023


02.10.2023





Яндекс.Метрика

Единая глубоководная система Европейской части России

28.08.2023

Единая глубоководная система Европейской части России (ЕГТС) — система внутренних водных путей России протяжённостью 6500 километров, связывающая Белое море, Балтийское море, Онежское и Ладожское озёра, реки Волга, Москва, Кама, Дон, Каспийское и Азовское моря. Образована комплексом из 741 гидротехнического сооружения, входящего в Волжско-Камский каскад ГЭС, каскад гидроузлов реки Дон, Волго-Донской и Волго-Балтийский и Беломорско-Балтийский каналы, которые помимо пропуска судов и выработки электроэнергии, решают комплексные задачи водоснабжения, обводнения рек, поддержания напорного фронта водохранилищ, защиты территории и населения от техногенных катастроф и паводков. Гарантированные глубины на всем протяжении ЕГТС не менее 4,5 метров, что позволяет проходить по ней не только речным судам и судам класса река-море, но и небольшим морским судам, в том числе военным кораблям и подводным лодкам в надводном положении или в док-баржах.

История

Первые водные транспортные пути России

Сообщение по рекам в условиях России с древних времён было самым удобным и дешёвым. Строить в лесисто-болотистой местности и поддерживать в хорошем состоянии сухопутные дороги при относительно небольшом, разбросанном на огромной территории населении, было невозможно, а реки давали естественный водный путь летом и хороший по льду зимой. По рекам двигались воинские отряды и купеческие караваны, Волга и Кама с их обширным общим бассейном площадью 1,5 миллиона квадратных километров и выходом через Каспийское море в Персию, давно стали важнейшей торговой магистралью Руси. Вверх по Волге поднимались караваны с солью и пряностями, вниз шли с пушниной и лесом. Второй путь из верховьев Волги в верховья Камы связывал торговый запад Руси с богатыми ресурсами Урала.

Начало гидростроительства в России

Во второй половине XVI века, предположительно в 1569 году, турецкий султан Селим II попытался соединить Дон и Волгу искусственным каналом, который планировал использовать в военных целях, однако задача оказалась слишком сложной для того периода и канал остался недостроенным. Тем не менее, это первая известная попытка создания крупных гидросооружений в волжском бассейне.

Разносторонние реформы Петра I дали сильный толчок развитию гидростроительства в России. С выходом Российского государства на Балтику, Пётр задумал связать единым водным путём Балтийское море и Волгу. Его повелением в 1701 году в Москве открывается первая школа инженеров, в которой, в числе прочих, изучается и «слюзное (шлюзное) дело», а в 1708 году была издана «Книга о способах, творящих водохождение рек свободнее», тем самым гидротехника была поставлена на прочную научную основу. Во времена Петра под руководством инженера Михаила Сердюкова в 1703 году была создана Вышневолоцкая система гидросооружений, впервые соединившая водным путём Волжско-Камский бассейн с Балтийским морем через реки Тверца, Цна и искусственный канал со шлюзами.

В 1700—1707 годах, через небольшие речки Упа, Шать и Ивановское озеро был построен канал с 20 шлюзами, соединивший реки Дон и Ока и впервые объединивший водным путём Волжско-Каспийский бассейн с бассейном Чёрного моря. Однако после захвата турками Азова и закрытия выхода через Дон в Чёрное море, канал потерял своё значение и вскоре был заброшен, пропустив только 300 судов. Ещё ряд проектов гидротехнических систем с каналами и шлюзами после смерти Петра остались незавершёнными и гидростроительство в России замерло почти на 100 лет.

В 1803 году была создана Березинская водная система, соединившая реки Днепр и Западная Двина, в 1810 году создана Мариинская водная система, соединившая Волгу через её приток, реку Шексна, с Балтийским бассейном, а в 1811 году — Тихвинская водная система, соединившая Волгу через её приток, реку Молога, с Балтийским бассейном. В 1825—1834 годах была создана первая водная система Москва — Волга, которая проработала до 1860 года и была закрыта, не выдержав конкуренции с новой железной дорогой Петербург — Москва.

В 1910 году молодой самарский инженер К. В. Богоявленский разработал план спрямления Самарской луки на Волге через русло реки Усы и искусственный канал, который за счёт перепада высот давал возможность вырабатывать энергию и одновременно сократить судоходный путь на 130 км. В отличие от предшествующих, проект Богоявленского был комплексным, поскольку решал не только транспортную, но и энергетическую проблемы, однако в 1912 году «Русское техническое общество» отвергло его почти без обсуждения: испугали затраты на строительство и переселение деревень, многие считали, что перегородить Волгу вообще невозможно — она снесёт все преграды. Начавшаяся вскоре Первая мировая война затормозила развитие идеи, тем не менее, Богоявленский упорно продолжал изыскания в инициативном порядке даже во время Гражданской войны, когда в этих местах шли бои.

Проект «Большая Волга»

Значительное качественное развитие гидростроительство получило в советский период, когда коренным образом были модернизированы существующие и построены новые крупные гидросооружения, объединённые в единый комплекс, связанный с Единой энергосистемой страны.

СССР, после Китая, занимал второе место в мире по запасам гидроэнергетических ресурсов. Общая мощность крупных, а также частично средних и малых рек страны оценивалась в 340 ГВт (248 ГВт из них приходилось на РСФСР, 27 ГВт — на Таджикистан, по 15 ГВт на Казахстан и Киргизию, 11 ГВт — на Грузию). К 1917 году все гидроэлектростанции России вырабатывали около 16 МВт электроэнергии.

Толчком для развития системы стал план ГОЭЛРО, принятый в 1921 году. В программе «Б» плана, предусматривалось строительство 30 новых электростанций, 10 из которых были гидроэлектрическими, однако они были относительно небольшой мощности и решали, в основном, энергетическую проблему, располагаясь по окраинам России вне Волжско-Камского бассейна. Это были: Волховская ГЭС (1926 г.), Бозсуйская ГЭС (Узбекистан, 1926 г.), Ереванская ГЭС (Армения, 1926 г.), Земо-Авчальская ГЭС (Грузия, 1927 г.). Особняком стояла крупнейшая ГЭС, из построенных по плану ГОЭЛРО и ставшая крупнейшей в Европе — Днепровская (Украина, 1932 г.). ДнепроГЭС сразу показал свою эффективность. Его электроэнергия была дешёвой, работа мощных электрогенераторов не требовала постоянной добычи и подвоза топлива, одновременно с этим, углубление реки, вызванное плотиной, значительно улучшило условия судоходства на Днепре. К 1936 году общая мощность гидроэлектростанций СССР достигла 771,3 МВт.

В начале 1920-х одновременно с появлением плана ГОЭЛРО возрождается проект Самарского гидроузла от К. В. Богоявленского, в разработке которого активное участие принимает инженер А. В. Чаплыгин. Проект получает название «Волгострой» и первоначально вызывает много споров в различных ведомствах, долго не доходя до практической реализации. В основном это было вызвано тем, что по сути он решал региональные проблемы, будучи дорогим и в то же время оторванным от общегосударственных планов, а Волга традиционно рассматривалась как важная транспортная артерия государства. Продолжение изыскательских работ вскоре показало что одним «Волгостроем» волжских проблем не решить и А. В. Чаплыгин разрабатывает комплексный проект реконструкции всего Волжско-Камского бассейна, который получил наименование «Большая Волга».

Проект решал три основные проблемы:

  • Транспортную. Ежегодное обмеление Волги было замечено уже в конце XIX века, а судоходство из года в год росло. Комплекс гидроузлов позволял увеличить судоходные глубины до 3,5 м на всем протяжении водного пути, включая глубоководные выходы к Москве и Балтийскому морю. Это позволяло применять более экономичные крупнотоннажные суда. Дополнительную экономию давало спрямление фарватера на изгибах и уменьшение скорости течения.
  • Энергетическую. Набирающая обороты индустриализация в СССР, требовала все большее количество дешёвой и удобной электроэнергии, которую могли дать волжские ГЭС.
  • Ирригационную. Обширные хлебородные районы степного Поволжья, периодически страдали от опустошительных засух (30 — 40 лет в столетие). Подъём уровня Волги и наличие электроэнергии, позволяли сделать ирригацию этих районов, избавиться от засух и поднять урожайность в 2 раза.

Первоначально предусматривалось сооружение 6 гидроузлов на Волге и 3 на Каме с высотой плотин от 10 до 25 метров. Осуществление всего проекта оценивалось в 12 миллиардов рублей и могло быть сделано только поэтапно. Совет Народных Комиссаров, постановлением от 27 марта 1932 г. наметил очерёдность постройки. Первыми по плану возводились Ярославская ГЭС, Горьковская ГЭС и Пермская ГЭС, в работе широко использовался опыт уже запущенного в эксплуатацию ДнепроГЭСа.

Довоенное гидростроительство на Волге

Освоение каскада Волжских гидроэлектростанций началось с XVII съезда ВКП(б) (1934 г.), на котором, был утверждён второй пятилетний план развития (1933-1937 гг.). Несмотря на это, дискусия о принципах освоения Волги продолжалась. Учитывая малый уклон и широкую пойму реки, рассматривался вариант каскада низконапорных ГЭС сезонного действия и вариант постоянно действующих ГЭС с большими регулирующими ёмкостями. Победила вторая точка зрения, как дающая более стабильную и качественную энергию в условиях единой энергосистемы страны. Проекты, планы и сроки возведения гидроузлов Большой Волги неоднократно изменялись и перерабатывались.

Первой в Волжском каскаде стала Иваньковская ГЭС (1937 г.), построенная в рамках проекта канала Москва — Волга. В 1935 году ЦК ВКП(б) принимает решение о строительстве новых гидроузлов на верхней Волге, создаётся «Волгострой» и разрабатываются проекты Угличской и Шекснинской ГЭС). Начальником Волгостроя назначается Я. Д. Рапопорт, возглавляет проектирование профессор В. Д. Журин — главный инженер Волгостроя, техническое обоснование проекта выполняет начальник технического сектора Г. А. Чернилов. В мае 1938 г., при участии Госплана СССР, составлены и утверждены Экономическим Советом при Совнаркоме СССР технический проект и смета строительства, общие капиталовложения составили около 2 миллиардов руб.

Волгострой стал крупнейшей стройкой СССР второй и третьей пятилеток а Рыбинское водохранилище площадью 4817 кв. км. одним из самых больших водохранилищ планеты, в ходе его создания было затоплено густонаселённое Молого-Шекснинское междуречье, переселено на новые места 17 173 хозяйств, 493 населённых пункта, 7 городов с населением более 100 тысяч человек, перенесено сотни километров дорог, десятки мостов, обвалованы города Пошехонье-Володарск и Мышкин.

Несмотря на то, что строительство Угличского и Шекснинского гидроузлов к началу Великой Отечественной войны не было закончено полностью, они сыграли огромную роль в обороне страны, вырабатывая электроэнергию для оборонных предприятий Московской, Ярославской, Ивановской и Горьковской областей в условиях, когда тепловые электростанции стояли из за перебоев с подвозом топлива. Волгострой был возобновлён постановлением Государственного Комитета Обороны от 15 августа 1944 года.

Начатое в 1937 году строительство Куйбышевской ГЭС остановилось осенью 1940 года в связи с обнаружением в районе нефтеносных площадок.

Послевоенное гидростроительство на Волге и Каме

  • Камская ГЭС (1954)
  • Нижегородская ГЭС (1955)
  • Жигулевская ГЭС (1956)
  • Волжская ГЭС (1958)
  • Воткинская ГЭС (1961)
  • Нижнекамская ГЭС (1979)
  • Чебоксарская ГЭС (1980).

Состав

Организация системы

Единая глубоководная система Европейской части России состоит из следующих водных путей:

  • река Нева
  • Ладожское озеро
  • река Свирь
  • Онежское озеро
  • Беломорско-Балтийский канал
  • Волго-Балтийский водный путь
  • Канал имени Москвы
  • река Волга
  • река Кама
  • река Белая (Агидель)
  • Волго-Донской канал
  • река Дон

Влияние на окружающую среду

В 1999 году через Единую глубоководную систему гребневик мнемиопсис заселил Каспийское море. Его размножение привело к сокращению численности кильки на 60 %, что, в свою очередь, привело к сокращению популяции осетровых и тюленей.

Всего, по данным ФГУП «КаспНИРХ», в результате судоходства в XX веке в Каспийское море проникло около 60 чужеродных видов растительных и животных организмов, что привело к значительным изменениям экосистемы.

см. также

  • Судоходные реки России

Имя:*
E-Mail:
Комментарий: