Главная
Новости
Строительство
Ремонт
Дизайн и интерьер
Каркасный дом
Несущие конструкции
Металлические конструкции
Прочность дорог
Дорожные материалы
Стальные конструкции
Грунтовые основания
Опорные сооружения





















Яндекс.Метрика

Гомофония

Гомофония, редко гомофония (от др.-греч. ὁμοφωνία — «однозвучие», «подобозвучие», от др.-греч. ὁμός «одинаковый», «один и тот же» и др.-греч. φωνή «звук»; англ. homophony, нем. Homophonie) в наиболее распространённом значении — склад многоголосия (упрощённо: мелодия с аккомпанементом), присущий композиторской музыке Европы в XVII—XIX вв.

Гомофония (тип склада)

Гомофонным (устар. «гомофонно-гармоническим») называют склад многоголосной музыки, в котором обычно выделяются три разных по значению пласта фактуры: мелодия (тесситурно, а также, как правило, темброво обособленный пласт фактуры, несущий «музыкальную мысль» целого), аккомпанемент (может быть структурирован многообразно, в простейшем случае — аккордовый) и бас. Иными словами, «нормальная структура гомофонного склада состоит из трех планов: мелодия, средние голоса и бас». Помимо такого (нормативного) строения гомофонной музыки фактура немелодических голосов может быть организована чрезвычайно изобретательно и разнообразно. Гомофонное сочинение может быть выдержано в моноритмической фактуре (как в четырёхголосии протестантских хоралов и гимнов аккордовыми «столбами»). В аккомпанементе мелодии могут присутствовать облигатные мелодические голоса, соперничающие по своему значению с главной мелодией, в аккомпанемент могут быть включены элементы имитационной полифонии (как это часто случается, например, в музыке барокко) и т. д.

В русской музыкальной науке гомофонный склад прежде именовали также «гомофонно-гармоническим», что представляет собой некоторый плеоназм, поскольку гармония как категория музыки логически не противопоставляется полифонии. Смысловым панданом к гомофонии является не гармония, а полифония (склад многоголосия, в котором тесситурные и музыкально-логические функции каждого в отдельности голоса тождественны). Гомофонный склад, доминировавший в профессиональной музыке Европы XVII—XIX веков (при сохраняющемся композиционно-техническом и художественном значении полифонии), рассматривается как важная предпосылка гармонической тональности.

Гомофония (вид фактуры)

Описывая так называемую старинную музыку (например, многоголосие XV—XVI веков), «гомофонией» также называют моноритмическую (у англоязычных homorhythmic, «гоморитмическая») фактуру, то есть такую, в которой каждый голос многоголосного целого движется в одном и том же или весьма подобном ритме. Техника старинной гомофонии в оригинальных трактатах называлась contrapunctus simplex. Образцы моноритмического многоголосия — вокальные жанры средневековой и ренессансной музыки с силлабическим распевом текста: многоголосные обработки гимнов, (многоголосный) кондукт, английский, французский, особенно итальянский виды фобурдона (fauxbourdon, falsobordone), многоголосные итальянские песни XVI века (канцонетта, баллетто и др.), испанский романс того же времени, в эпоху барокко — четырёхголосные обработки лютеранских церковных песен, в России часто называемые протестантским хоралом. Яркий пример старинной гомофонии — раздел «Et incarnatus est» из Кредо мессы Жоскена Депре «Pange lingua» (см. нотную иллюстрацию).

В анализах старомодальной гармонии всякую гомофонную фактуру из трёх и более голосов зачастую недифференцированно обозначают как «аккордовую», чтó верно лишь для тех случаев, когда звуковысотный контекст выявляет логику сопряжения основных тонов созвучий (как в классико-романтической гармонии). Во многих примерах старинной полифонической музыки (особенно в эпоху Средних веков), где мыслимые как интервальные комплексы конкорды сопрягаются по правилам простого контрапункта, вернее говорить не об аккордовой, а о моноритмической фактуре.

Другие значения

В древнегреческой гармонике (у Птолемея) гомофонами назывались октава и двойная октава (ὁμό — из-за тождественности модальных функций нижнего и верхнего звуков в этих интервалах), в позднейшей латинской науке к гомофонам отнесли также унисон (лат. unisonus).


Имя:*
E-Mail:
Комментарий: