Главная
Новости
Строительство
Ремонт
Дизайн и интерьер
Каркасный дом
Несущие конструкции
Металлические конструкции
Прочность дорог
Дорожные материалы
Стальные конструкции
Грунтовые основания
Опорные сооружения




09.06.2023


09.06.2023


09.06.2023


09.06.2023


08.06.2023


08.06.2023


07.06.2023





Яндекс.Метрика

Аксёнов, Иван Александрович

25.02.2023

Иван Александрович Аксёнов (18 [30] ноября 1884, Путивль — 3 сентября 1935, Москва) — русский и советский поэт, художественный и литературный критик, литературовед, переводчик.

Биография

Из потомственных дворян Курской губернии. Отец военный. Окончил Киевский кадетский корпус, затем — Николаевское военно-инженерное училище в Петербурге (1905).

Служил в инженерных войсках в Киеве (1906—1908).

Поддержал солдатский бунт сапёрного батальона (1908 г.), после чего Аксёнов был осуждён, провёл месяц в тюрьме и отправлен служить в Березовку (Сибирь, Тобольская губерния ). В ссылке Аксёнов занимался литературой, публиковал стихи и рецензии.

По возвращении в Киев (ноябрь 1909 года) сблизился с литературно-художественными кругами и посещавшими город столичными литераторами.

Был шафером на свадьбе Н. С. Гумилёва и А. А. Ахматовой (25 апреля [8 мая] 1910).

Во время Первой мировой войны служил в действующей армии. Накануне Февральской революции служил в инженерном управлении Румынского фронта. Осенью 1917 был арестован румынскими властями. Провёл четыре месяца в тюрьме, подвергался пыткам. Освобождён после Октябрьской революции в обмен на румынских офицеров.

Занимал высокие посты в Красной армии; председатель ВЧК по борьбе с дезертирством.

В 1918 году вошёл в состав Совета Литературного отдела Наркомпроса.

С начала 1920-х — ближайший сподвижник Вс. Э. Мейерхольда, первый ректор Высших Театральных мастерских (ГВЫТМ—ГВЫРМ, 1922—1923 гг.); один из авторов (вместе с Мейерхольдом и В. Бебутовым) знаменитой таблицы «Амплуа актёра» (1922), переводчик «Великодушного рогоносца» (23 апреля 1922) по пьесе Ф. Кроммелинка.

Автор первого биографического очерка о С. М. Эйзенштейне. Сам режиссёр упоминает Аксёнова в своей теоретической книге «Монтаж», где вспоминает, что Иван Александрович отрицательно относился к актрисе Марии Ермоловой и, в частности, к её портрету кисти Валентина Серова: «Ничего особенного. Всегда играла животом вперёд. Так животом вперёд и стоит на портрете Серова».

Был женат на поэтессе и переводчице, участнице группы «ничевоков», Сусанне Мар (1901—1965).

Литературная деятельность

Под влиянием Лотреамона, других французских поэтов и французских художников увлёкся радикальным новаторством и пропагандировал его в статьях «Врубель, Врубель и без конца Врубель» (1912), «К вопросу о современном состоянии русской живописи» (1913).

Участвовал в диспутах о новом искусстве вместе с Д. Д. Бурлюком, В. В. Маяковским, А. В. Лентуловым и др.

В 1915 стал идеологом «западнической» ориентации в московской футуристической группе «Центрифуга». Под маркой «Центрифуги» выпустил сборник стихов «Неуважительные отношения», иллюстрированный офортами А. А. Экстер (1916).

В начале 1917 издал книгу «Пикассо и окрестности», в которой изложил свои эстетические взгляды. Это первая в мире монография о Пикассо.

На сюжет «Медеи» Еврипида написал стихотворную драму «Коринфяне» (1918).

После революции входил в литературную группу конструктивистов. Опубликовал сборник стихов «Серенада» (1920). Подготовил к изданию сборник «Эйфелия. Тридцать од» (оформление Л. Поповой, 1922, не издан.)

С конца 1920-х занимался преимущественно шекспироведением. Независимо от Ф. де Соссюра открыл принцип анаграмм в поэзии.

Выпустил под названием «Елисаветинцы» книгу переводов пьес Дж. Форда, Дж. Вебстера, С. Тёрнера с дополнением «трагической истории» Ф. де Россе (1916). Подготовил к изданию «Драматические произведения» Бена Джонсона (1931—1933) и второй том переводов английских драматургов «Елизаветинцы» (Бен Джонсон, Томас Хейвуд, Джон Флетчер, Томас Деккер, 1938).

Сочинения

(по году публикации)
  • Аксенов И. А. Врубель, Врубель и без конца Врубель // Киевская неделя. — 1912.
  • Аксёнов И. А. К вопросу о современном состоянии русской живописи // Сборник статей по искусству. — 1913.
  • Аксёнов И. А. Неуважительные основания: Стихи. [ Два офорта А. А. Экстер ] — М.: Центрифуга, 1916. — 2, 46, 1 с., 2 л. ил.
  • Аксёнов И. А. Елисаветинцы [: Сб. переводов: Джон Форд, «Как жаль её развратницей назвать»; Джон Вебстер, «Белый дьявол»; Карель Тёрнер, «Трагедия атеиста»; Envoi: «Новелла Россэ» ]. — Вып.1 . — М.: Центрифуга, 1916. — 299 с.
  • Аксёнов И. А. Пикассо и окрестности: С 12 меццотинтогравюрами с картин мастера. — М.: Центрифуга, 1917. — 62 с., 12 л. илл.
  • Аксёнов И. А. Коринфяне: Трагедия. [ Фронтиспис А. М. Родченко ] — М.: Центрифуга, 1918. — XIV, 66 с., 6 с. объявл.
  • Аксёнов И. А. Эйфелеи. — [ Пг.], [1918]. — 30 л.
  • Аксёнов И. А. Серенада: Стихи [ Линогравюры Г. А. Ечеистова ]. — [ М. ]: Мастарчув, 1920. — 8 с., 1 л. ил.
  • Аксёнов И. А. Ода Выборгскому району [ Оформление Г. А. Ечеистова ]. — М.: Мастарчув, 1920; — републикация: Ечеистова М. А., Нехотин В.В. И. А. Аксёнов: Ода Выборгскому району // Скрещения судеб: Literarische und kulturelle Beziehungen zwischen Russland und dem Westen. A Festschrift for Fedor В. Poljakov / Ed. by L. Fleishman et al. — [Berlin etc.:] Peter Lang, 2019. — S. 329—337 (= Stanford Slavic Studies. Vol. 49).
  • Аксёнов И. А. Темп вальса; Довольно быстро // Булань : [Сб. стихотворений] / И. А. Аксенов, Н. Асеев, С. Буданцев, Р. Ивнев, А. Кусиков, Б. Лившиц, Б. Пастернак, Г. Петников, В. Хлебников. — М. : Б. и. [ Типо-лит. Т-ва И. Н. Кушнерев и К° ], 1920. — 30 с. — С.3-4; 5-6.
  • Аксёнов И. А. К ликвидации футуризма // Печать и революция. — 1921. — № 3 (ноябрь—декабрь)
  • Аксёнов И. А., Мейерхольд Вс. Э., Бебутов В. М. Амплуа актёра. — М.: ГВЫРМ, 1922.
  • Аксёнов И. А. Театр в дороге // О театре [: сборник / И. Аксёнов, Б. Арватов, Э. Бескин, В. Блюм, О. Блюм, А. Ган, М. Загорский, В. Раппопорт, Л. Сабанеев, В. Тихонович, Б. Фердинандов ]. — Тверь: 2-я гостипография, 1922. — 152 с. — С. 81-87.
  • Аксёнов И. А. От переводчика [ «Великодушного рогоносца», 1922 ] / Публ. О. Фельдмана // Театр. — 1997. — № 6. — С.172-173. — То же в: Мейерхольдовский сб. Вып.2: Мейерхольд и другие / Ред.-сост. О. М. Фельдман. — М.: Объединённое гуманитарное издательство, 2000. — ISBN 5900241203
  • Аксёнов И. А. Валерию Брюсову [: «Стихотворение, прочитанное в Большом Академическом театре» ] // Валерию Брюсову. Сборник, посвященный 50-тилетию со дня рождения поэта / Под ред. П. С. Когана. — М., 1924. — 94 c. — С.66-67.
  • Аксёнов И. Почти всё о Маяковском // Новая Россия. — 1926. — № 3. — С.83 — 88.
  • [ Аксёнов И. А.: перевод ] Кроммелинк Ф. Великодушный рогоносец. — М.; Л.: Гиз, 1926. — 126 с.
  • Аксёнов И. А. «Гамлет» и другие опыты, в содействие отечественной шекспирологии, в которых говорится о медвежьих травлях, о пиратских изданиях, о родовой мести, о счётных книгах мистера Генсло, о несостоятельности формального анализа, о золотой инфляции в царствование королевы Елисаветы, о тематическом анализе временной композиции, о переодевании пьес, о немецком романтизме, об огораживании земельной собственности, о жизни и смерти английского народного театра, о классовой сущности догмата о божественном предопределении, а также о многих иных любопытных и назидательных вещах. — М.: Федерация, 1930. — 217 с.
  • Аксёнов И. А. Бен Джонсон: Жизнь и творчество; Б. Джонсон, «Сеян» [: трагедия в 5-и действ. / перевод ] // Джонсон, Бен. Драматические произведения: В 2 т. / Ред., вступит. ст. и примечания И. А. Аксёнова, предисловие И. И. Анисимова. — Т. 1. — М.; Л.: Academia, 1931. — С.21—110; 111—300.
  • Аксёнов И. Шекспир [ 1932 ] // БСЭ. — Т. 62. — М., 1933.
  • Аксёнов И. Трагедия о Гамлете, принце датском, и как она была сыграна актёрами Театра имени Вахтангова // Советский театр. — 1932. — № 9. — С.21.
  • Аксёнов И. А. Бен Джонсон в борьбе за театр; Б. Джонсон, «Вольпона» [ / перевод] // Джонсон, Бен. Драматические произведения: В 2 т. [: «Вольпона»; «Каждый по-своему» / пер. П. Соколовой; «Склад новостей» / пер. Т. Левита ]. — Т. 2. — М.; Л.: Academia, 1933. — 696 с.
  • Аксёнов И. А. Шекспир [: статьи]. — Ч. 1. — М.: Гослитиздат, 1937. — 363 с.
  • Аксёнов И. А. Елизаветинцы: Статьи и переводы: [ «Бен Джонсон: Жизнь и творчество» 1931; «Бен Джонсон в борьбе за театр» 1933; «Томас Хейвуд и Томас Деккер» 1932; «Джон Флетчер»; Т. Хейвуд, «Красотка с Запада»; Т. Деккер, «Добродетельная шлюха»: Ч. 1, 2; Д. Флетчер, «Укрощение укротителя» ]. — М.: Художественная литература, 1938. — 719 с.
  • [ Аксёнов И. А.: перевод ] Россе Ф. де. Из «Трагических историй»: История V: О трагической любви брата и сестры и о несчастной и печальной их кончине // Новые забавы и весёлые разговоры. Французская новелла эпохи Возрождения / Сост., вступ. ст. и коммент. А. Михайлова. — М.: Правда, 1990. — ISBN 5-253-00012-7
  • Аксёнов И. А. Сергей Эйзенштейн. Портрет художника / Общ. ред., послеслов. и коммент. Н. И. Клеймана. — М.: Киноцентр, 1991. — 128 c. — рецензия
  • Аксёнов И. Основы кинодраматургии: Лекции в Сценарной мастерской «Межрабпомфильма», 1931 г. // Киноведческие записки. — 2000. — № 44. — C.321—356.
  • Аксёнов И. А. Из творческого наследия: В 2 т. [: Том 1: Письма, изобразительное искусство, театр; Том 2: История литературы, теория, критика, поэзия, проза, переводы, воспоминания современников ] / Составитель Н. Адаскина. — М.: RA, 2008. — 638+460 c. — (Архив русского авангарда) — ISBN 5902801044
  • Иван Аксенов: одописец Эйфелевой башни. Полное собрание стихотворений / сост., вступ. ст. и коммент. А. Фарсетти; науч. ред. А. А. Россомахин. – СПб.: Изд-во Европейского университета в Санкт-Петербурге, 2022.

Исследования

  • Гельперин Ю. М. Аксёнов Иван Александрович // Русские писатели 1800—1917. Биографический словарь / П. А. Николаев (гл. ред.). — М.: Сов. энциклопедия, 1989. — Т. 1: А—Г. — С. 41.
  • Фельдман О. И. Аксёнов о форме и смысле «Великодушного рогоносца» // Театр. — 1997. — № 6. — С. 172—174. — То же в: Мейерхольдовский сб. Вып. 2: Мейерхольд и другие / Ред.-сост. О. М. Фельдман. — М.: ОГИ, 2000. — ISBN 5900241203
  • Елисеев Н. Досуги библиографа: Кто такой А.? : Эссе об эссеисте // Постскриптум: Литературный журнал. — 1997. — № 3 (8). — С. 281—295. — ISBN 590102706X.
  • Адаскина Н. Л. Аксёнов Иван Александрович // Энциклопедия русского авангарда: Изобразительное искусство. Архитектура / Авторы-составители В. И. Ракитин, А. Д. Сарабьянов; Научный редактор А. Д. Сарабьянов. — М.: RA, Global Expert & Service Team, 2013. — Т. I: Биографии. А—К. — С. 14—15. — ISBN 978-5-902801-10-8.
  • Ичин, Корнелия. Конструктивистские принципы поэзии Ивана Аксёнова // 1913. «Слово как таковое»: К юбилейному году русского футуризма. Материалы международной научной конференции (Женева, 10–12 апреля 2013 г.) / Редактор Пётр Казарновский; Составление и научная редакция Жан-Филиппа Жаккара и Анник Морар. — СПб.: Издательство Европейского университета, 2015. — ISBN 978-5-94380-181-5.
  • Фарсетти, Алессандро. «Серенада» И. А. Аксёнова: к пониманию текста и контекста // Культурологический журнал. — 2014. — № 4 (18).
  • Farsetti A. Una voce parigina nel Futurismo russo: la poesia di Ivan Aksenov. — Firenze: Firenze University Press, 2017. — ISBN 9788864535418.

Интересные факты

  • 4 ноября 1920 года Аксёнов выступал как «гражданский истец» в «Литературном суде над имажинистами»: иронизировал над стихами членов объединения, — особенно доставалось В. Шершеневичу и А. Кусикову. «А судьи кто?» — воскликнул при защите С. Есенин, парируя нападки и припомнив «Горе от ума». — И, показая пальцем на Аксёнова, у которого была большая рыжая борода, продолжал: «Кто этот гражданский истец? Есть ли у него хорошие стихи? — И громко добавил: — Ничего не сделал в поэзии этот тип, утонувший в своей рыжей бороде». Этот есенинский образ понравился публике. К вечеру Аксёнов сбрил бороду. (Вскоре, в « Литературном суде над современной поэзией» (16 ноября 1920) Аксёнов выступал экспертом совместно с С. Есениным, а на вечере «Современной поэзии» (23 ноября 1920) представлял группу футуристов совместно с В. Маяковским и С. Буданцевым.)
  • В воспоминаниях о Мейерхольде «Учитель» (1946) С.Эйзенштейн воссоздал впечатления эпохи репетиций «Великодушного рогоносца» (1922):

Голубое распятие опрокинуто под лакированный треугольник „бехштейна“.

Цвет. Фактура чёрного лака. Стекло. Тем не менее это не контр-рельеф. Это Мейерхольд раскинулся в прозодежде на ковре под роялем. В руках рюмка. Хитрый прищур глаза сквозь стекло. 1922 год. Слева толстые ноги Зинаиды, туго обтянутые шёлком чёрного платья. Нэп. В ногах у мастера — я. „Театральный Октябрь“ на стадии „Рогоносца“.

На моих ногах — калачиком — Аксёнов. Спит.

Стадия Аксенова — безбородость. Рыжая борода лопатой, развевавшаяся агрессивным стягом из-под контура древнего шлема будённовца, снята. Женат на конструктивистке Поповой. Авторе той нелепой смеси галифе и клёша голубого цвета, которую все почтительно именуют „прозодежда“.

Непривычен абрис головы Аксёнова без бороды. Лицо асимметрично. Воспалённые круги глаз, когда открыты. Сейчас закрыты. И кажется, что рыжеватые остатки пуха растут прямо из костной основы лица, лишённого других покровов.

(…) Можно в тончайших подробностях восстановить в памяти, как блистательно разбирал Аксёнов „Венецианского купца“, как говорил о „Варфоломеевской ярмарке“ и о тройной интриге елизаветинцев.

Что говорил Мейерхольд — не запомнить

  • В книге Аксёнова «Шекспир» (М., 1937), в главе «Тройственная композиция трагедии» (с. 310—311), указывает Н. И. Клейман, Эйзенштейн отчеркнул абзац, очевидно напомнивший ему лекции театроведа в ГВЫРМе:

«В своих настоящих трагедиях, серия которых откроется „Гамлетом“, Шекспир неизменно излагает действие в противопоставлении трёх героев. Один безраздельно исповедует ложный принцип (старый, феодальный или устарелый — аморалистический); другой старается овладеть средствами преодолеть веления старого мира; и третий всецело стоит на почве нового сознания. Главным образом трагедии, носителем её конфликта является, конечно, средний герой. Его внутренняя победа над собственным противоречием сознания и развязывает трагедию, превращая, скажем, Гамлета, одолевшего в себе Лаэрта, в Фортинбраса, поднимая Макбета до Макдуфа и Отелло до Дездемоны».


Имя:*
E-Mail:
Комментарий: