Главная
Новости
Строительство
Ремонт
Дизайн и интерьер
Каркасный дом
Несущие конструкции
Металлические конструкции
Прочность дорог
Дорожные материалы
Стальные конструкции
Грунтовые основания
Опорные сооружения




28.01.2023


27.01.2023


27.01.2023


27.01.2023


27.01.2023


27.01.2023


27.01.2023





Яндекс.Метрика

Движение Мария да Фонте

29.12.2022

«Мария да Фонте» (порт. Movimento Maria da Fonte) — португальское антикоммунистическое, антимарксистское движение середины 1970-х годов. Действовало преимущественно в северных районах страны. Опиралось на консервативное крестьянство под эгидой католического духовенства. Активно участвовало в столкновениях «Жаркого лета» 1975 года, широко применяло насильственные методы политической борьбы. Сыграло важную роль в контрнаступлении правых сил.

Название как историческая параллель

Мария да Фонте (по другим данным — Мария Луиза Балайо либо Мария Анжелика ди Симаеш) — реальное историческое лицо, хотя точных и достоверных сведений о ней не сохранилось. Известно, что в 1846 году она возглавляла крестьянское католическое восстание. Родом Мария была из северного района Фонтаркада, принадлежащего к округу Брага. Возможно, это собирательное имя группы женщин из повстанческого движения.

Восстание Марии да Фонте — развившееся в т. н. «Революцию Минью» — было направлено против правительства Кошты Кабрала, проводившего политику государственного централизма и нарушавшего католические обычаи. Образ воинствующей католички Марии, сражающейся за свободу и справедливость, был близок настроениям консервативных крестьян северной Португалии 1975 года. Революционные власти Лиссабона с их коммуно-социалистической политикой ассоциировались с антинародным правительством Кошты Кабрала.

Нарастание общественно-политической напряжённости

Правительство Вашку Гонсалвиша, компартия и ультралевое крыло ДВС проводили после сентября 1974 политику последовательной советизации. Оппозиционные настроения подавлялись произвольными арестами. Усиливалась административная централизация, в том числе в финансовой сфере (что также напоминало о временах Кошты Кабрала). Правые политические активисты и католическое духовенство, прежде всего архиепархии Браги, призывали к сопротивлению.

25 апреля 1975 года в Португалии прошли выборы в Учредительное собрание. Их итоги показали преобладание умеренных социалистов (СП Мариу Соареша), либералов (НДП Франсишку Са Карнейру) и консерваторов (СДЦ Диогу Фрейташа ду Амарала), которые в совокупности собрали более 70 % голосов. Коммунисты получили лишь 12 %, однако правительство Гонсалвиша, выступавшее в альянсе с партией Алвару Куньяла, продолжало прежнюю политику. Через национализацию промышленности, транспорта, банков экономика ставилась под контроль леворадикальных военных и ПКП. Унифицировалось профсоюзное движение под коммунистическим контролем. На юге началась коллективизация с прямым военным давлением. Оппозиционные партии выступали с протестами, однако правящий Революционный совет выразил доверие Гонсалвишу. На следующий день, 13 июля 1975 года Брагу охватила волна антикоммунистических протестов погромного характера.

Основание и особенности движения

Инициаторами создания движения «Мария да Фонте» выступили известный журналист Вальдемар Парадела ди Абреу и каноник собора Браги Эдуарду Мелу Пейшоту, лидер антикоммунистических сил Северного региона Португалии.

Север был страной мелких фермеров и мелких предпринимателей, самостоятельных собственников. Рабочий класс Севера был занят не на крупных предприятиях, а на небольших фабриках, разбросанных по полям. И эта страна столкнулась с Югом государственных служащих, латифундий и крупных компаний — собственности старых семейств, охраняемых диктатурой и национализированных революцией. Яростные независимые сообщества объединились вокруг традиционных религиозных авторитетов. Летом 1975 года эти люди под звон колоколов вышли на улицы, чтобы бросить вызов лиссабонскому коммунизму. Это случилось не в первый раз — многие тогда вспомнили 1846 год, народный антиналоговый бунт Марии да Фонте против Кошты Кабрала.

Решение принималось в июле 1975 на совещании правых активистов под председательством Мелу. Финансовое и организационное содействие оказал специалист по тайным операциям Жорже Жардин. Было получено согласие и поддержка архиепископа Браги Франсишку Мария да Сильвы.

Парадела ди Абреу тайно встретился с Франсишку Мария да Сильвой. Архиепископ согласился поставить церковь на службу большому проекту антикоммунистической борьбы. Кафедральный собор каноника Мелу поддержал восстание. В следующие недели по северу Португалии прошли огнём и мечом.

К этому времени в Португалии уже действовали радикальные антикоммунистические организации и правооппозиционные партии. Основной базой их влияния являлись именно северные районы. Однако движение «Мария да Фонте» существенно отличалось от них.

Главное отличие от террористических ЭЛП и МДЛП заключалось в массовости и демонстративности. С другой стороны, нелегальный характер и ориентация на силовые методы отличали «Мария да Фонте» от НДП и СДЦ. Кроме того, если в «Армии освобождения» и «Демократическом движении» состояли в основном правоориентированные военные, бывшие сотрудники ПИДЕ и убеждённые салазаристы, то в «Мария да Фонте» объединялись прежде аполитичные граждане, обычно крестьяне, приверженные антикоммунизму, традиционному консерватизму и католицизму.

Здесь собрались не военные, не спецслужбисты, а крестьяне северного региона Португалии. Латифундий на севере не было, в деревнях жили единоличники, добрые католики, прихожане собора Браги. Которых прокоммунистическое правительство вознамерилось кооперировать, закрыв при этом церкви. И крестьяне — по-настоящему скреплённые духовно в католических приходах — нашли на это ответ. В духе почитаемой из поколения в поколение Марии да Фонте.

Движение не имело единой идеологии и партийной программы. Среди его участников были и социалисты, и будущие члены крйне правого MIRN Каулзы ди Арриаги. Объединяющей идеей был антикоммунизм. Выдвигались также лозунги социального католицизма и национального консерватизма. Самыми эффективными организационными центрами «структуры, готовой к войне» являлись церковные приходы — что изначально соответствовало замыслу Параделы ди Абреу и Эдуарду Мелу. Здания церквей рассматривались ими как «крепости», колокола — как «радиопередатчики», крестьянские дворы — как «базы снабжения», священники — как агитаторы и организаторы борьбы.

Правое наступление — акции и итоги

В июле-августе 1975 движение «Мария да Фонте» совершило до сотни массовых силовых акций против ПКП и прокоммунистических организаций. Атакам подвергались прежде всего местные партийные представительства. Офисы коммунистов подвергались разгромам и поджогам, эти акции движения проводились в тесной координации с МДЛП. Одновременно во всех крупных городах севера и отчасти центра — Браге, Брагансе, Ламегу, Вила-Реале, Коимбре, Авейру, Виана-ду-Каштелу — прошли католические демонстрации под антикоммунистическими и антиправительственными лозунгами. Столкновения произошли в Порту, докатились до Лиссабона.

Боевиками «Мария да Фонте» были не только крестьяне, но и многие горожане. Отдельная силовая группа состояла из трёхсот фабричных рабочих. Особо привлекались бывшие солдаты колониальной войны в Африке.

«Мария да Фонте» находила вдохновение даже в красных идеологиях, с которыми сражалась. По заветам Мао, религиозная армия была в народе как рыба в воде.

Наряду с силовыми акциями «Мария да Фонте» вела интенсивную массовую агитацию. В приходах распространялись тысячи листовок и памфлетов, адаптированных к восприятию крестьянами. Бесперебойно работала радиостанция движения. Передавались не только проповеди и политические призывы, но и песни (иногда в традиционном стиле фаду), также однозначного содержания: «Уходи, Куньял! Не возвращайся негодяй! Из-за вас, предатели, русские за бесценок пьют наше вино!» Среди вожаков и агитаторов были не только священники и политические активисты, но и популярные певцы фаду, особенно Жуан Брага, один из основателей движения.

Постоянно звучали обращения к христианским образам: поджоги коммунистических офисов объявлялись «благодатным огнём», перед выходом на акции произносились католические девизы. Подчёркивался атеистический характер коммунизма как силы, враждебной христианству, и антинациональный характер ПКП как «партии лакеев Москвы».

Движение приобрело такой размах, что руководитель оперативно-боевого отдела МДЛП капитан Калван предлагал Параделе ди Абреу провозгласить на контролируемых территориях севера альтернативное государственное образование — «Свободную Отчизну». Позитивно отзывался о «Марии да Фонте» командующий Северным военным округом генерал Антониу Пиреш Велозу.

10 августа 1975 года архиепископ Франсишку Мария да Сильва произнёс в соборе Браги политизированную антикоммунистическую проповедь (подготовленную при участии каноника Мелу). Тысячи прихожан двинулись к местной штаб-квартире ПКП, атаковали и сожгли помещение. Это событие явилось кульминацией португальского «Жаркого лета».

Парадела был в восторге: «Нет такой силы, чтобы могла нас победить!»

Массовые антикоммунистические выступления в сочетании с партийно-политической активностью и серией терактов антикоммунистического подполье изменили соотношение сил в стране. В Движении вооружённых сил укрепилась правое крыло. События 25 ноября 1975 года развернули вправо политический процесс. Перспектива коммунизации перестала быть актуальной. С 1976 года деятельность «Мария да Фонте» постепенно прекратилась.


Имя:*
E-Mail:
Комментарий: