Главная
Новости
Строительство
Ремонт
Дизайн и интерьер
Каркасный дом
Несущие конструкции
Металлические конструкции
Прочность дорог
Дорожные материалы
Стальные конструкции
Грунтовые основания
Опорные сооружения




27.03.2023


25.03.2023


25.03.2023


25.03.2023


25.03.2023


25.03.2023


24.03.2023





Яндекс.Метрика

Святая Екатерина (линейный корабль, 1713)

04.12.2022

Святая Екатерина (с 1721 года — «Выборг») — парусный линейный корабль 3 ранга, спущенный в 1713 году.

История постройки

Корабль «Святая Екатерина» был заложен на верфи Санкт-Петербургского Адмиралтейства 29 июня (10 июля) 1711 года корабельным мастером Ричардом Броуном.

В процессе строительства корабля ощущалась нехватка строительных материалов и рабочих рук (плотников). Для строительства не хватало корабельного леса, о чём доносил графу Апраксину в марте 1712 года вице-адмирал Корнелий Иванович Крюйс: «При адмиралтействе леса нет, от чего прошлого году и по ныне многие работные люди гуляют». В этом же письме Крюйс отмечал, что «по отлучению Вашего Высокого Превосходительства много пременилось и ничего не учинено к лучшему нужнейших дел исправлению». Виновниками происходившего Крюйс считал адмиралтейского советника Кикина и санкт-петербургского генерал-губернатора Александра Даниловича Меншикова.

Осенью 1711 года было принято решение из уже заложенных в Адмиралтействе кораблей в первую очередь достраивать линейный корабль «Полтаву»: в письме от 16 (27) сентября 1711 года Кикин писал Меньшикову:

Не позволишь ли Ваша Светлость достраивать один корабль Полтаву, понеже он к предбудущей компании готов будет, а который корабль строил Броун, такожде и вновь закладывать ныне оставить, понеже оные к предбудущей компании не поспеют?..

«Святая Екатерина» была спущена со стапеля 8 (19) октября 1713 года. После спуска корабля на нём присутствовали «его царское величество, государыня царица и государь царевич».

Описание

Общие характеристики

Корпус, рангоут и такелаж

Вооружение

Штатное вооружение корабля состояло из 60 пушек. На нижней палубе (гондеке) устанавливались 24-фунтовые пушки, на верхней палубе (опердеке) — 12-фунтовые пушки и на шканцах — 6-фунтовые. В состав вооружения линейного корабля, помимо 60 бортовых пушек, входили также резервные кормовые пушки. Были ли предусмотрены позиции для погонных (носовых) пушек, неизвестно. В 1715 году «Святая Екатерина» была вооружена двадцатью шестью 24-фунтовыми пушками, двадцатью шестью 12-фунтовыми пушками и двенадцатью пушками 6-фунтового калибра, а по ведомости того же года, составленной месяцем ранее, все два имевшихся в то время на Балтийском флоте 60-пушечных корабля должны были вооружаться двадцатью четырьмя 24-фунтовыми, двадцатью четырьмя 12-фунтовыми и десятью 6-фунтовыми орудиями.

О якорном вооружении «Святой Екатерины» сведений не сохранилось. Известно только, что строящиеся в июне 1712 года корабли русского флота планировалась вооружать 4-5 якорями весом от 110 до 115 пудов.

Экипаж

Общая численность экипажа корабля в разные годы варьировалась: в июне 1714 года экипаж «Святой Екатерины» состоял из 456 человек при 62 орудиях, 17 (28) июля этого же года — из 383 (265 моряков и 118 солдат) при 64 пушках, в июле 1716 года — из 550 человек при 66 орудиях, в марте 1721 года — из 470 при 64 орудиях.

По регламенту, составленному Адмиралтейств-коллегией 5 (16) апреля 1718 года, экипаж 66-пушечных кораблей, к рангу которых принадлежала и «Святая Екатерина», должен был составлять 470 человек. В состав экипажа должны были входить семь офицеров: капитан, капитан-поручик, два поручика, два подпоручика и корабельный секретарь. Кроме офицеров в состав корабельной команды должны были входить также три мичмана, комиссар и провиантмейстер, шхипер, подшхипер, два штурмана, два подштурмана, боцман, четыре боцманмата, два шхимана, два шхиманмата, писарь, лекарь, два лекарских ученика, констапель, два подконстапеля, семь квартирмейстеров, 35 канониров, 12 кают- и дек-юнг, сержант от канонир, два капрала от канонир, 18 караульных солдат, поп, два трубача, четыре конопатчика, купор, два парусных ученика, слесарь, два повара, профос, десятник, три плотника и 343 матроса.

Командиры

История службы

  • 1714—1721 — Участвовал в Северной войне:
    • 1714—1715 — Крейсировал в Финском заливе.
    • Июль 1716 — Перешел в составе эскадры из Ревеля в Копенгаген
    • 5—14 августа 1716 — Плавал в Балтийском море в составе четырех объединенных флотов (русского, датского, голландского и английского)
    • 22 октября 1716 — Прибыл в Ревель.
    • 4 июня — 16 июля 1717 — В составе эскадры генерал-адмирала графа Ф. М. Апраксина участвовал в крейсерстве у берегов Швеции и высадке десанта на о-в Готланд.
    • Июль-сентябрь 1718 — Крейсировал в составе эскадры в Финском заливе.
    • Июнь-июль 1719 — Крейсировал в составе корабельного флота в Финском заливе и Балтийском море, прикрывая переход гребного флота с десантом к берегам Швеции.
    • 28 июля — 5 августа 1719 — В составе отряда капитан-командора Н. А. Сенявина занимался разведкой шведских берегов в районе залива Бровикен у Норрчёпинга.
    • Июнь 1721 — В составе эскадры сопровождал линейный корабль «Ингерманланд» под флагом Петра I в залив Рогервик.
    • 21 июня — 5 июля 1721 — Находился в составе эскадры у Красной Горки.
  • 1722—1724 — Практические плавания в Финском заливе.
  • 1727 — Переоборудован в прам.

Память

После завершения службы «Святой Екатерины» название корабля передавалось от корабля к кораблю ещё несколько раз. Преемниками «Святой Екатерины» являлись 3 парусных линейных корабля постройки 1721, 1742 и 1762 годов.


Имя:*
E-Mail:
Комментарий: