Главная
Новости
Строительство
Ремонт
Дизайн и интерьер
Каркасный дом
Несущие конструкции
Металлические конструкции
Прочность дорог
Дорожные материалы
Стальные конструкции
Грунтовые основания
Опорные сооружения




28.01.2023


27.01.2023


27.01.2023


27.01.2023


27.01.2023


27.01.2023


27.01.2023





Яндекс.Метрика

HMS Monarch (1868)

29.11.2022

HMS Monarch («Монарх») — броненосец ВМС Великобритании единичной постройки, вошедший в строй в 1869 году. Проект корабля разрабатывался в условиях острой дискуссии среди военно-морских специалистов относительно способов размещения тяжёлой артиллерии на броненосных кораблях и целесообразности сохранения на них рангоута, поэтому конструкция включала ряд противоречащих друг другу решений. Будучи вооружён артиллерией главного калибра в башнях, «Монарх» нёс полную парусную оснастку. В первый период службы являлся одним из наиболее мощных броненосцев английского флота. Участвовал в Англо-египетской войне 1882 года (обстрел береговых фортов Александрии).

Предыстория

В середине 1860-х годов среди британских военно-морских специалистов остро дискуссионным был вопрос, имевший принципиальное значение для дальнейшего развития кораблестроения: каким образом сочетать парусную оснастку (которая сохранялась в то время на большинстве океанских броненосных кораблей) с наличием на кораблях крупнокалиберных нарезных орудий. С одной стороны, проблема решалась при постройке броненосцев с батарейным размещением орудий, то есть как на деревянных линейных кораблях, но такая схема крайне ограничивала углы обстрела. С другой — преимущества башен с их широким углом обстрела были очевидны, но наличие рангоута сильно снижало это достоинство. Идею же полного отказа от парусов многие авторитетные специалисты считали необоснованной: парусная оснастка рассматривалась как существенный элемент корабля, поскольку паровые машины тех лет не отличались надёжностью, требовали большого расхода угля и ограничивали дальность плавания. К примеру, известный конструктор К. Кольз, являясь апологетом башенной артиллерии (и одним из ведущих проектировщиков орудийных башен), считал наличие рангоута на броненосцах абсолютно необходимым. Иной точки зрения придерживался Э. Рид, назначенный в 1863 году главным конструктором английского флота, который хотя и был также сторонником башенной артиллерии, считал одновременное наличие мачт и башен нецелесообразным и анахроничным. Между Ридом и Кользом существовали разногласия и относительно места размещения башен на корабле — первый был сторонником их установки в оконечностях, второй считал более рациональной их установку ближе к центру. В 1866 году были заложены два броненосца близкого друг к другу проекта с башенной артиллерией, схема которых носила отпечаток упомянутой дискуссии и в той или иной степени учитывала обе точки зрения. Первым был «Монарх», в большей степени реализовывавший концепцию Рида (особенно в том, что касалось увеличенной высоты борта), вторым — «Кэптен», спроектированный по замыслу Кольза.

Постройка и оснащение

Схема бронирования «Монарха»

«Монарх» был заложен 1 июня 1866 года на верфи в Чатеме. В целом его проект стал развитием проекта броненосца «Беллерофон» с несколько более оптимальными обводами корпуса, а также распределением нагрузки, что способствовало его более остойчивому поведению в море; новый корабль имел также заострённый таран вместо округлого. Отношение длины корпуса к ширине составляло 5,7:1, что было для британских броненосцев беспрецедентно большим значением. Высота надводного борта в средней части корпуса равнялась 4,27 м, башенные орудия находились в 5,2 м над водой. Это отвечало воззрениям Э. Рида, выступавшего за увеличенную высоту борта. Над башнями была монтирована лёгкая навесная палуба, позволявшая экипажу без помех работать с такелажем.

На броненосце были установлены две башни, размещённые в средней части корабля в диаметральной плоскости, которые могли стрелять только в секторах по бортам, но были лишены возможности ведения огня по носу и по корме. В каждой башне были установлены по два недавно принятых на вооружение 12-дюймовых (305 мм) орудия, значившихся на Королевском флоте как 25-тонные. Как и все тяжёлые орудия английского флота тех лет, они заряжались с дула; стреляли они снарядом весом 500 фунтов (227 кг) на дистанцию до 6 тыс. м. (хотя предполагаемые в теории дистанции боя были гораздо меньше) со скоростью один выстрел в две минуты. Чтобы компенсировать отсутствие возможности башен вести продольный огонь, на «Монархе» установили три 178-мм орудия — два в носу и одно в корме. В целом, артиллерийское вооружение корабля рассматривалось как очень мощное, хотя в ходе эксплуатации выявились многие недостатки орудийных установок. Так, в башнях из-за плохой вентиляции во время стрельбы скапливалось много пороховых газов. При тревоге уходило много времени на откидывание фальшбортов, на уборку шлюпбалок и некоторых пиллерсов, мешавших стрельбе.

Корабль получил полный броневой пояс по ватерлинии толщиной 114—178 мм. В середине корпуса находилась броневая цитадель с бортовой броней в 178 мм и траверзами в 102—114 мм, имевшими скосы к бортам. Эта броня охватывала основания башен и часть погребов боезапаса. Носовые и кормовое 178-мм орудия прикрывались 127-мм полукруглой переборкой. Уже на момент постройки носовое поперечное бронирование считалось слабым.

«Монарх» около 1872 года. Бизань-мачта имеет новую парусную оснастку.

На «Монархе» была монтирована самая мощная для Королевского флота того времени паровая машина фирмы «Хамфриз энд Теннант»; гребной винт был один. На испытаниях броненосец развил мощность в 7840 л. с., дав ход в 14,9 узлов. На этом корабле впервые в британской практике была применена искусственная тяга, повышавшая мощность машины, хотя и приводившая к увеличенному расходу угля. Три мачты броненосца несли парусную оснастку баркентины. Высказывались нарекания по поводу плохой управляемости «Монарха» под парусами в обычных условиях, но при плохой погоде и большом волнении корабль проявлял отличные мореходные качества, давая ход до 13 узлов.

Служба

Броненосец был спущен на воду 25 мая 1868 года. Формально он был зачислен в строй 12 июня 1869 года. Корабль был введён в состав Ла-Маншской эскадры, где находился до 1872 года. В начале 1870 года корабль совершил визит в США, посетив Портленд. Целью визита была перевозка в США тела Дж. Пибоди, крупного американского бизнесмена, умершего в Лондоне, но этот повод был использован британцами для демонстрации своего военно-морского потенциала — для визита был выделен один из самых новых и мощных кораблей Королевского флота, каким на тот момент и являлся «Монарх».

Затем броненосец находился на переоснащении. Изменениям подвергся, в частности, рангоут: бизань-мачту перевооружили по типу барка, реи заменили на деревянные. Неподвижный металлический бушприт был заменён на убирающийся деревянный, который укладывался на полубак. Два 178-мм орудия были заменены на более мощные 229-мм. Корабль вернулся в строй в 1874 году, а в 1876-м был направлен на Средиземное море. В 1878 году он был довооружён двумя однотрубными торпедными аппаратами.

«Монарху» довелось принять участие в боевых действиях: он находился в составе британской эскадры под командованием адмирала Ф. Бошамп-Сеймура, которая 11-13 июля 1882 года провела бой с береговыми батареями Александрии (этим сражением началась Англо-египетская война). «Монарх» открыл огонь, находясь примерно в 1300 ярдов (~1180 м) от фортов и затем несколько раз маневрировал и переносил огонь. В течение боя корабль выпустил 125 снарядов главного калибра, 54 — 229-мм и 27 — 178-мм, причём его огнём был взорван погреб боезапаса на одной из египетских батарей. Причинённые броненосцу ответным огнём повреждения были пренебрежимо малы.

В 1885 году, во время очередного обострения отношений Великобритании с Россией, «Монарх» был направлен на Мальту, где на нём поднял флаг командующий Средиземноморским флотом Дж. Хэй, но из-за аварии в машине броненосец потерял ход и его вынесло в море. Несколько дней о его местонахождении ничего не было известно. Когда «Монарх» был найден, его отбуксировали обратно на Мальту, а после ремонта он был отправлен в воды метрополии. После ремонта корабль вновь вошёл в состав Ла-Маншской эскадры; в 1890 году поставлен на ремонт. До 1897 года корабль большую часть времени находился на ремонте и модернизации. С 1900 по 1902 годы «Монарх» являлся брандвахтенным кораблём в порту Саймонстаун в Южной Африке. В июле 1902 года он в составе эскадры посетил Занзибар по случаю коронации очередного тамошнего султана. В 1904 году броненосец был переоборудован в плавучий склад и переименован в «Саймум» (HMS Simoom, англ. самум), а уже в 1905-м — списан на утилизацию.


Имя:*
E-Mail:
Комментарий: