Главная
Новости
Строительство
Ремонт
Дизайн и интерьер
Каркасный дом
Несущие конструкции
Металлические конструкции
Прочность дорог
Дорожные материалы
Стальные конструкции
Грунтовые основания
Опорные сооружения




01.02.2023


31.01.2023


31.01.2023


31.01.2023


30.01.2023


30.01.2023


30.01.2023





Яндекс.Метрика

Молчанов, Алексей Петрович

08.11.2022

Молчанов Алексей Петрович (21 февраля 1902, Александрия — 31 марта 1963, Москва) — деятель советского железнодорожного транспорта, организатор эвакуации по железной дороге в годы Великой Отечественной войны. Внёс существенный вклад в достижение перелома в Сталинградском сражении, организовав эффективную доставку техники и вооружения по Волжской рокаде на линию фронта.

Биография

Родился 21 февраля 1902 года в Александрии в семье железнодорожника.

Свою работу на железнодорожном транспорте он начал на станции Александрия в должности ремонтного рабочего. В 1920 году учился на курсах дежурных по станции в Екатеринославе, которые окончил в 1922 году.

В декабре 1923 года был принят запасным дежурным по станции Знаменского эксплуатационного района, а через 11 месяцев вступил в ряды Красной Армии. После демобилизации в ноябре 1926 года работал помощником кассира на станции Знаменка, заместителем начальника станции Николаев.

В 1931 году учился на курсах диспетчеров, по окончании которых работал диспетчером.

В 1933 году был назначен заместителем начальника Знаменского отдела движения.

В 1934—1936 годах учился на Высших курсах командного состава при Ленинградском институте инженеров железнодорожного транспорта.

По окончании курсов был назначен начальником Таганрогского отделения Ворошиловской железной дороги.

В 1938—1939 годах работал заместителем начальника железной дороги им. Дзержинского в Москве.

В октябре 1939 года Алексей Молчанов возглавил Одесскую железную дорогу.

Под руководством Молчанова в 1941 году, с началом Великой Отечественной войны, была проведена эвакуация хозяйств железной дороги Одесской магистрали, промышленных предприятий и населения близких к железной дороге районов.

Летом 1942 года был откомандирован в Сталинград на должность уполномоченного Народного комиссариата путей сообщения при штабе Юго-Западного фронта.

В августе 1942 года после ввода в строй новой линии Иловля—Петров Вал (136 км) работники Юго-Восточной железной дороги (начальник дороги А. П. Молчанов) и личный состав органов военных сообщений Сталинградского фронта организовали одностороннее замкнутое движение по маршруту Поворино—Арчеда—Иловля—Петров Вал—Балашов, что позволило значительно ускорить продвижение воинских поездов.

Об огромном значении Волжской рокады для достижения перелома в Сталинградском сражении пишет историк Николай Болотов:

…По участку Иловля—Петров Вал за август-сентябрь 1942 года удалось продвинуть на север свыше 200 эшелонов в составе 23 000 вагонов и 480 паровозов. На юг для Донского фронта по новой линии было пропущено 154 гружёных состава. Число поездов на участке доходило до 80 в сутки, а количество вагонов в отдельных составах достигало 125 единиц. Было замкнуто железнодорожное кольцо: Поворино—Арчеда—Иловля—Петров Вал—Камышин—Балашов—Поворино. Благодаря применению кольцевой езды удалось увеличить пропускную способность этой железной дороги с 16 до 22 пар поездов в сутки. Железнодорожники Волжской рокады переброской крупных армейских резервов и техники обеспечили успех операции «Уран» на окружение и уничтожение 6-й немецкой армии Паулюса, а также отражение деблокирующего удара Э. Ф. Манштейна.

В октябре 1942 года Молчанов был отозван с фронта и назначен начальником Южно-Уральской железной дороги. Здесь он обобщает и описывает свой опыт организации работы железной дороги в условиях фронта:

В статье начальника железной дороги им. Дзержинского А. П. Молчанова, опубликованной в журнале «Железнодорожный транспорт», отражены факты работы курских железнодорожников весной 1942 г. на станции Мармыжи.

В феврале 1943 года был переведён на должность начальника Московско-Курской железной дороги и в только что освобождённом Курске создаёт новое специализированное учебное заведение:

Становление Курской дорожно-технической школы относится к трудной военной весне, когда по приказу начальника железной дороги имени Ф. Э. Дзержинского Молчанова А. П. с 3 апреля 1943 года в Курске была организована дорожная техническая школа № 3 для обучения и подготовки кадров массовых профессий железнодорожников.

В марте 1944 года откомандирован на Одесскую железную дорогу, которую возглавлял до мая 1946 года.

В июле 1946 года Алексей Молчанов был назначен членом военного совета Южного фронта и уполномоченным Народного комиссариата путей сообщения на этом же фронте.

В 1946—1951 годах был начальником Юго-Западной железной дороги в Киеве.

В последние годы Алексей Молчанов жил и работал в Москве.


Имя:*
E-Mail:
Комментарий: