Иван Алексеевич Чуриков (15 января 1861, деревня Передовой Посёлок Александро-Гайская волость, Новоузенский уезд, Самарская губерния), известен также как Братец Иоанн или Иоанн Самарский — основатель российского религиозного трезвого движения.
Биография
В конце 19-го, начале 20-го веков не было, пожалуй, ни одного петербуржца (ленинградца), не слышавшего ничего о Братце Иоанне. Полемика о его личности развернулась на страницах крупных и мелких печатных изданий. Тысячи людей через него пришли ко Христу.
В 1894 году состоялась первая регистрация Общества народных трезвенников под руководством Иоанна Алексеевича Чурикова. Основной задачей Общества стало прововедь Слова Божьего и отрезвление народа..
Основу общины составляли пьяницы которые, потом стали людьми, вновь обрели семьи, работу, здоровье, - благодаря трудам и молитвам Братца Иоанна.
Иван Алексеевич Чуриков, будучи «странником во Христе», отвечал вопрошавшим «брат, как тебя зовут?»: - ты меня уже назвал – брат. Строгое слово брат превратилось, со временем, в ласковое «Братец» и стало нарицательным. В возрасте 31 года Братец дает обет посвятить свою жизнь Богу, накладывает на себя железные вериги (скрыто под рубашку) и уходит странствовать. В Петербурге среди бедноты и падших людей (пьяниц, воров, падших женщин и т.д.) проповедует Слово Божие, призывает их покаяться и изменить образ жизни.
Братец Иоанн писал: " Я вел и теперь веду неустанную борьбу с пьянством, с блудом, с матерным словом в народе и с другими пороками. При помощи Божией Мною образовано теперь многотысячное Трезвое Братство, но никаких уставов, писанных для него, никаких записей трезвенников мы не ведем, никаких взносов от них не требуем.
У нас правило: вступающий в наше Трезвое Братство должен дать обет навсегда бросить пить водку, и не на срок только, а в знак этого, вместо всяких членских билетов от Меня получает кусочек сахара, - этим новоначальному Я говорю, что и его жизнь будет сладкой, когда он бросит пьянство."
Община трезвенников росла, укреплялась (количество трезвенников, последователей Братца Иоанна насчитывало в Петербурге около 70 тыс. человек), в ней находили себе место представители всех сословий: это в первую очередь рабочие, ремесленный люд, а также купечество и интеллигенция.
В 1884 году Чуриков поселился в Санкт-Петербурге, где в помещении башмачной мастерской на Лиговке начал проповедовать среди городской бедноты, причём главным мотивом этих проповедей был вред пьянства. У Чурикова появилось множество приверженцев.
С лета 1893 года Чуриков около года жил в Кронштадте, где его, возможно, благословил Иоанн Кронштадтский (по крайней мере, так утверждают последователи Чурикова).
Чуриков неоднократно задерживался полицией, которая требовала от него прекратить проповеди. В феврале 1897 года Чуриков был выслан на родину «за устройство бесед, противных духу православного вероучения», а также за выступления против проводившейся в то время всеобщей переписи населения (Чуриков говорил, что «всякая перепись приносит народу бедствия, как то было во времена ветхозаветные при Давиде и во время явления Спасителя при Ироде»).
После высылки из Петербурга Чуриков поселился в Новоузенске, где у него также появились последователи. Его вновь задержала полиция, он был допрошен самарским губернатором, а затем по рекомендации Санкт-Петербургского митрополита Палладия его отправили в Самарскую больницу для душевнобольных, где он пробыл почти полгода, но после освидетельствования местными врачами был признан ими «чистейшим жуликом и шарлатаном» и выписан.
После этого Чуриков вернулся в Петербург, где вместе с юристами попытался создать «Общество ревнителей Православной веры». Но при попытке регистрации общества 10 мая 1900 году Чуриков был арестован и на четыре месяца заключен в тюрьму суздальского Спасо-Ефимьева монастыря по обвинению в сектанстве. Он был освобожден из заключения по указу императора благодаря заступничеству либерально настроенных петербуржцев и священника Спасо-Преображенской церкви на Петроградской стороне о. Василия Лебедева.
После освобождения Чуриков пошел работать сиделкой в приют, где занялся проповедями среди его обитателей. Петербургские купцы помогли ему приобрести дом на Петровском острове, где по воскресениям устраивались массовые (до 2000 человек) трезвеннические собрания. Затем Чуриков организовал строительство двухэтажного особняка в Обухове, который был назван «Молитвенный дом братца Ивана Чурикова». Врачи отмечали эффект от деятельности Чурикова, доктор С.Тривус даже отсылал своих неизлечимых пациентов-алкоголиков к Чурикову.
В 1905 году Чуриков купил надел земли в распродаваемом имении Ново-Петровское близ Вырицы для создания колонии трезвенников. В 1908 году колония была зарегистрирована как «Общество взаимной помощи». Это было хорошо организованное товарное хозяйство по производству мясных и молочных продуктов, половина земли использовалась для выращивания хлебов. Колонией даже был приобретен первый в Петербургской губернии трактор. В 1910 году чуриковцы стали вегетарианцами. 8 января 1911 года министр внутренних дел П.Столыпин утвердил устав «Всероссийского трудового союза христиан-трезвенников».
В 1905 году Чуриков купил надел земли в распродаваемом имении Ново-Петровское близ Вырицы для создания колонии трезвенников. В 1908 г. колония была зарегистрирована как «Общество взаимной помощи». Это было хорошо организованное товарное хозяйство по производству мясных и молочных продуктов, половина земли использовалась для выращивания хлебов. Колонией даже был приобретен первый в Петербургской губернии трактор. В 1910 году чуриковцы стали вегетарианцами. 8 января 1911 года министр внутренних дел П. Столыпин утвердил устав «Всероссийского трудового союза христиан-трезвенников».
В октябре 1912 года Чуриковым была открыта школа, просуществовавшая год, однако в 1913 году петербургский градоначальник запретил ему вести религиозные беседы. В марте 1913 года миссионерский совет объявил Чурикову, что если сроком до 1-го августа он не покается в заблуждениях, то будет лишен причастия. 27-го апреля 1913 года состоялась застенографированная беседа епископа Никодима[какого?] с Чуриковым. В 1914 году был издан указ Петроградской духовной консистории о признании Чурикова сектантом.
После Февральской революции 1917 года Временное правительство разрешило Чурикову продолжать беседы и проповеди в его доме в Обухове. В 1918 году «Общество трезвенников» было преобразовано в официально зарегистрированную исполкомом Петросовета сельскохозяйственную «Трудовую Коммуну трезвенников Братца Иоанна Чурикова».
В сентябре 1923 года обновленческие иерархи А. И. Введенский и А. И. Боярский начали переговоры с Чуриковым. В декабре 1923 г. Чуриков и его сторонники присоединились к обновленческой «Живой Церкви». Однако вскоре Чуриков разочаровался в обновленчестве и прервал контакты с представителями всех православных церковных структур.
На областной сельскохозяйственной выставке 1924 года коммуна чуриковцев была награждена дипломом за свои достижения. Когда в январе 1924 года умер В. Ленин, то в общине чуриковцев была прервана проповедь, и Иван Чуриков почтил речью память ушедшего вождя, а затем все дружно спели усопшему «Вечную память».
В 1928 году дом общины в Обухове был закрыт и опечатан милицией, а земли и инвентарь коммуны были переданы новообразованному совхозу «Красный семеновод». Чуриков и оставшиеся его последователи были вынуждены снова переселиться в Вырицу.
Проповеди Чурикова в Вырице продолжались до апреля 1929 года, когда он был арестован ОГПУ. В сентябре 1929 года он был приговорен Особым Совещанием при коллегии ОГПУ к трём годам заключения по обвинению в контрреволюционной агитации и помещён в Ярославский политизолятор.