Главная
Новости
Строительство
Ремонт
Каркасный дом
Несущие конструкции
Металлические конструкции
Прочность дорог
Дорожные материалы
Стальные конструкции
Грунтовые основания
Опорные сооружения




28.11.2022


28.11.2022


27.11.2022


27.11.2022


26.11.2022


26.11.2022


26.11.2022





Яндекс.Метрика

Новосёлов, Михаил Александрович

28.09.2022

Михаил Александрович Новосёлов (1 [13] июля 1864, село Бабье, Вышневолоцкий уезд, Тверская губерния — 20 января 1938, Вологда) — русский публицист, духовный писатель. Идеолог иосифлянского движения.

Причислен к лику святых Русской православной церкви в августе 2000 года.

Биография

Предки принадлежали к духовенству Тверской епархии и в XVIII веке служили в селе Новопокровском-Березовец Кашинского уезда.

«Толстовец»

Окончил 4-ю Московскую гимназию с золотой медалью (1882 год) и историко-филологический факультет Московского университета (1886 год). В молодости был увлечён идеями Л. Н. Толстого, был активным толстовцем, находился в переписке с Толстым. В конце 1887 года был арестован за издание брошюры Толстого «Николай Палкин», но после заступничества Толстого в феврале 1888 года освобождён под гласный надзор полиции с запрещением проживать в столицах. Получив наследство после смерти отца, в 1888 году основал в селе Дугино Тверской губернии «толстовскую» земледельческую общину, которая просуществовала два года из-за того, что её участникам-интеллигентам было трудно и непривычно заниматься физической работой.

Православный деятель до революции

В 1892 году Новосёлов пересмотрел свои взгляды, став приверженцем Православной церкви. Общался с протоиереем Иоанном Кронштадтским, старцами Оптиной и Зосимовой пустыней. Автор работ на церковные темы, публиковался в «Миссионерском обозрении» и «Церковных ведомостях».

После опубликования Определения Святейшего Синода от 20-22 февраля 1901 г., констатировавшего отпадение от Церкви Л. Н. Толстого, и появления ответа Толстого (4 апреля 1901 г.), выдержанного в крайне агрессивном тоне, Новосёлов написал Толстому открытое письмо (29 мая 1901 г.), в котором, в частности, говорилось:

Служить вы хотите не Господу, Которого знает и признает вселенское христианство… а какому-то неведомому безличному началу, столь чуждому душе человеческой, что она не может прибегать к нему ни в скорбные, ни в радостные минуты бытия своего.

Новосёлов участвовал в Религиозно-философских собраниях 1901—1903 годов. В 1902—1917 годах был издателем «Религиозно-философской библиотеки» (РФБ), в которой публиковались многие известные российские православные мыслители (многие из книг серии были написаны самим Новосёловым или при его участии). Серия вначале издавалась в Вышнем Волочке, а затем в Москве и в Сергиевом Посаде. Всего вышло 39 выпусков РФБ; около 20 отдельных непронумерованных книг и более 80 «Листков РФБ» (изданий, в которых публиковались труды святых отцов и религиозные размышления выдающихся русских писателей и учёных).

В 1905 году выступал противником планов поспешного избрания Патриарха, сторонником проведения собора Русской православной церкви, а для его подготовки — образования Соборного подготовительного совещания из нескольких епископов, представителей духовенства и мирян. В 1905—1918 годах участвовал в работе Московского религиозно-философского общества памяти Владимира Соловьёва.

В 1907 году организовал в Москве строго православный «Кружок ищущих христианского просвещения», заседания которого проходили на его квартире (так называемые «новосёловские четверги»). В состав кружка входили священники Павел Флоренский и Иосиф Фудель, а также Ф. Д. Самарин, В. А. Кожевников, С. Н. Булгаков, П. Б. и С. Б. Мансуровы, Н. Д. Кузнецов, Ф. К. Андреев. По словам В. В. Розанова, «суть связи этого кружка — личная и нравственная; высшее его качество — не выявляться, не спорить; печататься как можно меньше. Но взамен этого — чаще видеться, общаться; жить некоторою общею жизнью, или — почти общею. Без всяких условий и уговоров они называют почти старейшего между ними, Мих. Ал. Новосёлова, „авва Михаил“. И хотя некоторые из них неизмеримо превосходят почтенного и милого М. А. Новосёлова учёностью и вообще „умными качествами“, но, тем не менее, чтут его, „яко отца“, за ясный, добрый характер, за чистоту души и намерений и не только выслушивают его, но и почти слушаются его».

Резко негативно относился к деятельности Григория Распутина, выпустил в своём издательстве брошюру «Григорий Распутин и мистическое распутство» (М., 1912), которая была запрещена и конфискована в типографии. Газета «Голос Москвы» была оштрафована за публикацию выдержек из неё.

В 1912 году был избран почётным членом Московской духовной академии за свою деятельность в области духовного просвещения и христианской апологетики. Являлся членом Училищного совета при Святейшем Синоде. Автор работ в защиту имяславия — учения об имени Божием. Преподавал классическую филологию в Московском университете.

Деятельность при советской власти

В 1918 году был членом Временного Совета объединённых приходов города Москвы. Предоставил свою квартиру для занятий созданных весной 1918 года по благословению Патриарха Тихона Богословских курсов, преподавал на этих курсах.

В 1922 году был членом Братства ревнителей Православия. Против него 11 июля 1922 года было возбуждено уголовное дело по обвинению в антисоветской агитации, в ночь на 12 июля того же года в его квартире был произведён обыск. Сам Михаил Новосёлов в это время находился в Оптиной пустыни, поэтому ему удалось избежать ареста. Был арестован 12 августа 1922 года и до 19 марта 1923 года находился под арестом. Дело против него было прекращено в связи с тем, что при обыске не было найдено ничего компрометирующего (был изъят лишь орден Святого Станислава). После этого уехал в Вышний Волочёк, где и поселился, жил на нелегальном положении.

В 1922—1927 годах написал своё основное сочинение — «Письма к друзьям», посвящённые актуальным вопросам церковной жизни. В нём он резко критиковал обновленческое движение, рассуждал о причинах гонений на церковь в России, рассматривался вопрос о конечных судьбах церкви и мира (значительное внимание уделялось эсхатологическим рассуждениям), анализировал различия между православием, католицизмом и протестантизмом, отдавая безусловное предпочтение первому. Принадлежал к традиции мистического богословия. В 1970—1980-е годы отдельные «Письма к друзьям», ранее распространявшиеся в самиздате, были опубликованы в зарубежном «Вестнике РХД» и в нелегально издававшемся альманахе «Надежда» (1984).

После 1927 года стал видным деятелем «иосифлянского» движения, сторонником создания катакомбной церкви, вместе с протоиереем Фёдором Андреевым составил обращение к Заместителю Патриаршего местоблюстителя митрополиту Сергию (Страгородскому) с предложением изменить церковно-политический курс. Не добившись желаемого, стал непримиримым критиком митрополита Сергия и всех, кто находился в его подчинении:

Эти люди занесли ногу через порог «блудилища», устроенного м. Сергием и его Синодом, но не имеют сил выйти из него, опутав себя канонами, которые являются для них не оградой церковной правды, а кандалами последней. «М. Сергий затягивает петлю на Русской Церкви, но мы бессильны противиться, так как он каноничен». — Чудовищные слова.

Тюремное заключение

В марте 1929 года был арестован в Москве как «руководитель антисоветских церковников, ведущий их к переходу на нелегальное положение, распространяющий своеобразные циркуляры идеологического антисоветского характера с призывом к „мученичеству“». 23 мая 1929 года был приговорён к трём годам лишения свободы, отбывал наказание в Суздальском политизоляторе.

В 1930 году был перевезён в Москву, находился в Бутырской тюрьме, проходил по делу Всесоюзного Центра «Истинное Православие», обвинён в том, что играл решающую роль в идеологическом объединении духовенства, оппозиционного митрополиту Сергию (Страгородскому). 3 сентября 1931 года приговорён к 8 годам лишения свободы, срок заключения отбывал в Ярославском политизоляторе. Существует информация, что, находясь в изоляторе, Новосёлов обратил в православие одного из заключённых, турка Ахмета Ихсана. По воспоминаниям Ихсана, Новосёлов пользовался уважением узников, которые называли его аввой и богословом (хотя сам он возражал против того, чтобы его именовали богословом).

7 февраля 1937 года получил очередной тюремный срок, был приговорён к трём годам заключения, 29 июня 1937 года был перевезён в Вологодскую тюрьму.

В Вологде против него было возбуждено уголовное дело за «систематическое распространение среди сокамерников клеветнических сведений по адресу руководителей ВКПб и Советского Правительства с целью вызвать недовольство и организованные действия против установленных тюремных правил и [за продолжение] борьбы в условиях тюрьмы». 17 января 1938 года приговорён к расстрелу постановлением Вологодского УНКВД; расстрелян 20 января.

Наследие и канонизация

Известность получили его «Письма к друзьям», которые стали «классикой религиозного самиздата советского периода». В 1994 году «Письма к друзьям» были выверены и изданы в виде отдельной книги. Автор в предисловии именуется «непоколебимым ревнителем Православия».

В 1990-е годы появилась версия, что в 1920 году Михаил Новосёлов был пострижен в монашество с именем Марк, а в 1923 году тайно хиротонисан во епископа Сергиевского архиепископом Феодором (Поздеевским), епископами Арсением (Жадановским) и Серафимом (Звездинским). Однако она документально не подтверждена и официально не принята церковью, Архиерейский собор которой канонизировал Михаила Новосёлова как мирянина. То же относится и к участию Новосёлова в так называемом «кочующем соборе», объективные доказательства проведения которого отсутствуют. Источник этих данных — сочинения деятеля неканонического православия Амвросия (Сиверса).

Михаил Новосёлов был причислен к лику святых новомучеников и исповедников Российских на юбилейном Архиерейском соборе Русской православной церкви в августе 2000 года для общецерковного почитания.

Семья

  • Дед — Григорий Алексеевич Новосёлов (1812 — после 1891) был протоиереем погоста Заборовье Вышневолоцкого уезда.
  • Отец — Александр Григорьевич Новосёлов (1834—1887) окончил Санкт-Петербургский университет, был директором тульской, а затем 4-й московской классической гимназии. Действительный статский советник. В 1882 году был признан с семьей в потомственном дворянстве и внесен в родословную книгу Тверской губернии.
  • Мать — Капитолина Михайловна, урождённая Зашигранская, дочь священника села Бабье Вышневолоцкого уезда Михаила Васильевича Зашигранского.

Публикации

  • Забытый путь опытного богопознания (в связи с вопросом о характере православной миссии). Вышний Волочёк, 1901; 2-е издание: Вышний Волочёк, 1903, 3-е издание: М., 1912.
  • Открытое письмо графу Л. Н. Толстому по поводу его ответа на постановление Святейшего Синода. Вышний-Волочек, изд. «Религиозно-философской библиотеки», 1902. 16 с.; 2-е изд.: М., 1911.
  • Из разговоров о войне. «Религиозно-философская Библиотека». Вып. 6. Вышний-Волочек, 1904. — 17 с.; 2-е изд.: М., 1911.
  • О праздниках // Церковный Вестник. 1904. — № 23. — С. 717—718.
  • Полицейско-врачебный протокол и христианские добродетели. — СПб., изд. «Религиозно-философской библиотеки», 1904. — 9 с.
  • Суды чести в среде учителей. Вышний-Волочек, изд. «Религиозно-философской библиотеки», 1904. — 16 с.
  • Голос мирянина // Русское Дело. 1905. — № 13. — С. 4; № 17. — С. 6-8.
  • Соборное подготовительное совещание // О возрождении Русской Церкви. Вышний-Волочек, изд. «Религиозно-философской библиотеки», 1905. — С. 83-86.
  • Письмо редактору «Русского дела» С. Ф. Шарапову // Русское дело. 1905. — № 6. — С. 7.
  • К вопросу об участии духовенства в выборах в Государственную Думу // Церковный Вестник. 1905. — № 35. — С. 1091—1093.
  • О воссоздании живой церковности // Русское Дело. 1905. Особое приложение к № 11. — С. 1-4.
  • Записки петербургских религиозно-философских собраний (1902—1903). — СПб., 1906. — С. 198—199, 271—278, 331, 356—360, 497, 498, 527—530.
  • В тихой пристани (Посвящается братии Зосимовой пустыни). Вышний-Волочек, изд. «Религиозно-философской Библиотеки», 1908, 4 с.; 2-е изд.: М., 1909. — 15 с.; 3-е изд.: Сергиев Посад, 1911. — 16 с.
  • Вселенская Христова Церковь и «Всемирный христианский студенческий союз». — М., изд. «Религиозно-философской Библиотеки», 1909. — 14 с.
  • Психологическое оправдание христианства (Противоречия в природе человека по свидетельству древнего и нового мира и разрешение их в христианстве) // Голос Церкви. 1912. — № 1. — С. 71098; № 2. — С. 61-88; отдельное изд.: «Религиозно-философская библиотека». Вып. 28. — М., 1912.
  • Светочи Православной Христовой Церкви // Голос Церкви. 1912. — № 3. — С. 68-78; № 7. — С. 77-84; № 11. — С. 89-94; № 12. — С. 43-48; 1913. — № 4. — С. 40-53.
  • Психологическое оправдание христианства (Противоречия в природе человека по свидетельству древнего и нового мира и разрешение их в христианстве). — М., 1912.
  • Догмат, этика и мистика в составе христианского вероучения // Голос Церкви. 1912. — № 10. — С. 92-111; отдельное изд.: «Религиозно-философская Библиотека». Вып. 30. — М., 1912.
  • Григорий Распутин и мистическое распутство. — М., 1912.
  • По поводу нового официального сообщения о деле еп. Гермогена (совместно с Самариным Ф. Д., Дружининым Н., Кожевниковым В. А., Корниловым А. А., Мансуровым П. Б., Самариным П. Д., Хомяковым Д., Шереметевым П.). — М., 1912. — 16 с.
  • Уроки веры и благочестия из святоотеческого богословия // Голос Церкви. 1912. — № 1. — С. 61-70.
  • За кого почитал Льва Толстого Владимир Соловьёв? — М., 1913.
  • Беседы о жизни. — М., изд. «Религиозно-философской Библиотеки», 1913.
  • За кого почитал Льва Толстого Владимир Соловьёв? — М., изд. «Религиозно-философской Библиотеки», 1913. — 14 с.
  • Папизм в православной церкви. — М., изд. «Религиозно-философской библиотеки», 1913. — 4 с.
  • Письма к друзьям (Письмо 1-е) // Вестник РХД. 1975. — № 115. — С. 17-24.
  • Письма к друзьям (Письмо 2-е) // Вестник РХД. 1976. — № 118. — С. 26-31; православная беседа. 1992. — № 8-9. С.2-4.
  • Письма к друзьям (Письмо 5-е, 10-е и 14-е) // Надежда. 1984. — № 10. — С. 96-181.
  • Письма к друзьям (Письмо 5-е, фрагменты) // Православная беседа. 1994. — № 3. — С. 2-4.
  • Письма к друзьям (Письмо 9-е) // Северо-Восток. Приложение к «Сибирской газете». 1992. — № 8 (12).
  • Письма к друзьям (Письмо 11-е) // Журнал Московской Патриархии. 1992. — № 6. — С. 54-60.
  • Письма к Л. Н. Толстому // Минувшее (Исторический альманах). Вып. 15. М.-СПб., 1994. — С. 371—423.
  • Письма к друзьям / Предисл., с. V-LIII, коммент. и науч. подгот. текста Е. С. Полищука. — М. : Изд-во Православ. Свято-Тихонов. богослов. ин-та, 1994. — LIII, 352 с. — ISBN 5-7429-0005-8

Имя:*
E-Mail:
Комментарий: