Главная
Новости
Строительство
Ремонт
Каркасный дом
Несущие конструкции
Металлические конструкции
Прочность дорог
Дорожные материалы
Стальные конструкции
Грунтовые основания
Опорные сооружения




03.10.2022


03.10.2022


02.10.2022


02.10.2022


30.09.2022


30.09.2022


30.09.2022





Яндекс.Метрика

Мохов, Александр Иванович

08.09.2022

Александр Иванович Мохов (26 июня 1908, дер. Мосеево, Тверская губерния, Российская империя — 14 января 1982, Москва, СССР) — советский полярный лётчик, бортмеханик 1-го класса, участник нескольких высокоширотных воздушных экспедиций и 1-й Советской Антарктической экспедиции, Герой Социалистического Труда (1949). Член ВКП(б) с 1942 года.

Биография

Родился в 1908 году в Тверской губернии (ныне Тверская область).

С 1933 года работал в Чукотском авиационном отряде Управления полярной авиации Главного управления Северного морского пути при Совете Народных Комиссаров СССР. В августе — сентябре 1937 года в составе экипажа М. Н. Каминского на самолёте П-5 Н-42 участвовал в поисках в Чукотском море пропавшего самолёта Героя Советского Союза С. А. Леваневского.

21 сентября 1938 года на самолёте ПС-7 Н-162 в составе экипажа М. Н. Томилина и первого бортмеханика И. М. Коротаева в районе острова Малый Диомид обнаружил и доставил на базу четырёх гидрологов с полярной станции Уэлен, пропавших 17 сутками ранее и унесённых штормом на катере в Берингов пролив. За успешное выполнение задания экипаж был отмечен благодарностью начальника Управления полярной авиации и премией в размере месячного оклада.

Летал на ледовую разведку и изыскания на первых гидросамолётах Дорнье «Валь», КР-6А. Неоднократно выполнял роль бортрадиста. В январе 1939 года получил благодарность от начальника Управления полярной авиации за участие в спецзадании управления Севморпути по оказанию помощи Горной экспедиции в одном из труднодоступных районов Чукотки. В составе экипажа командира Чукотского авиаотряда М. Н. Каминского на самолёте Г-1 Н-174 выполнял роль бортмеханика и одновременно бортрадиста. В том же году «за самоотверженную стахановскую работу по освоению Чукотки» был награждён похвальной грамотой Главного управления Севморпути и значком «Почётный полярник», а также объявлен лучшим бортмехаником Чукотского авиаторяда.

С весны 1940 года — в Московской авиагруппе особого назначения Управления полярной авиации ГУСМП при СНК СССР. В качестве радиста вылетал на ледовую разведку в экипаже И. С. Котова на самолёте ПС-7 Н-277 в Восточный сектор Арктики.

Во время Великой Отечественной войны проходил службу бортмехаником-радистом в Беломорском отряде полярной авиации, обеспечивая работу самолёта СБ-01, прикомандированного к Беломорской военной флотилии во время ответственных вылетов на ледовую разведку.

После войны продолжил службу в Московской авиагруппе. В должности старшего механика участвовал в ряде высокоширотных воздушных экспедиций в Арктике, в том числе «Север-2» (март — май 1948 года), «Север-4» (апрель — май 1949 года), «Север-5» (март — май 1950 года), «Север-6» (март — май 1954 года), которые проводились совместно с Военно-воздушными силами и Воздушно-десантными войсками Вооружённых Сил СССР. Работа экспедиций была организована методом «прыгающих групп». В разные части Арктического бассейна забрасывались отряды исследователей. Количество таких точек в 1949 году дошло до тридцати. Вылетал на ледовую разведку, определяя районы будущих ледовых аэродромов и полярных станций.

Экспедиция «Север-4» завершилась 16 мая 1949 года беспосадочным перелётом самолёта Пе-8 СССР-Н396 под командованием В. С. Задкова с базы № 5 (88° с.ш., 170° в.д.) через Северный полюс в Москву. В этом полёте выполнял роль бортмеханика самолёта.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 6 декабря 1949 года («закрытым») за исключительные заслуги перед государством в деле изучения и освоения Арктики Александру Ивановичу Мохову присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».

В июне — сентябре 1950 года в составе экипажа летающей лодки КМ-2 Н-486 Героя Советского Союза И. И. Черевичного принимал участие в океанографической экспедиции А-127 в море Лаптевых. Целю этой экспедиции являлось снабжение дрейфующей полярной станции «Северный полюс-2». Результатом экспедиции явилось обследование Арктического бассейна, включая район Северного полюса, моря Бофорта, океанских акваторий вблизи Аляски, Канады и Гренландии. Были открыты подводный хребет Ломоносова и Канадско-Таймырская магнитная аномалия. Кроме того, выполнены программы испытаний по боевому применению военных самолётов в высоких широтах, проведён поиск арктических ледовых аэродромов для базирования истребителей и бомбардировщиков.

В январе 1952 года участвовал в открытии авиабазы «Нагурская» на острове Земля Александры (архипелаг Земля Франца-Иосифа).

В 1955—1957 годах принимал участие в 1-й Советской Антарктической экспедиции.

Умер в Москве 14 января 1982 года. Похоронен на Ваганьковском кладбище (40-й участок).

Награды

  • Золотая медаль «Серп и Молот» (06.12.1949)
  • орден Ленина (06.12.1949)
  • орден Отечественной войны II степени (02.12.1945)
  • два ордена Трудового Красного Знамени (19.05.1954, 29.08.1955)
  • орден «Знак Почёта» (01.05.1944)
  • медаль «За боевые заслуги» (31.05.1945)
  • медаль «За трудовое отличие» (03.05.1940)
  • медаль «За оборону Советского Заполярья»
  • медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»
  • Почётный полярник (1939)

Имя:*
E-Mail:
Комментарий: