Главная
Новости
Строительство
Ремонт
Каркасный дом
Несущие конструкции
Металлические конструкции
Прочность дорог
Дорожные материалы
Стальные конструкции
Грунтовые основания
Опорные сооружения




04.10.2022


04.10.2022


03.10.2022


03.10.2022


02.10.2022


02.10.2022


30.09.2022





Яндекс.Метрика

Кирьяжский погост

20.08.2022

Кирьяжский погост (Куркиёкский погост) — погост вокруг торгового городка Кирьяж, Корельского уезда Водской пятины.

Призвание варягов

По довольно обоснованной теории Александра Шарымова, Рюрик Альдейгьюборгский с братьями Трувором и Синеусом, имели своей столицей (крепостью) один из островов в границах Кирьяжского погоста — о. Линнамяки, или же совсем рядом, возможно это остров, на котором стоит крепость Корела. Как пишет А. Шарымов: «… Что же до племени русь, то часть его продолжала жить на Карельском перешейке (он же — „остров русов“), по прошествии времени вернувшись, видимо, к имени, которым владела раньше. Таким образом, „северобалтийская русь“ вновь стала „корелой“…»

В топонимике окрестностей встречаются названия «Рюрикаярви», что не может быть случайным.

Территория Руси IX века, включавшая земли от Корелы до Ботнического залива и границы с Норвегией, также свидетельствует в пользу теории Шарымова.

Первые письменные упоминания

Ко времени первого упоминания в письменных источниках на территории погоста есть несколько действующих монастырей и скитов, торговый порт с церковью в бухте Раханиеми (Денежный мыс), большая дорога, идущая от Корелы-Кексгольма к Сердоволю.

Всё свидетельствует о многовековой обустроенности здешних мест, так как создать подобную инфраструктуру за одно столетие маловероятно.

Кирьяжский погост имел важное торговое значение, располагаясь на перекрестке торговых дорог, имел летние пути в Новгород, на Балтийское море и Онежское озеро, и зимние торговые дороги в Ботнию, на побережье Каяна моря.

Погост находился в зоне набегов свейских немцев (шведов), в течение столетий происходили стычки и значительные сражения, отмеченные в летописях.

Шведская оккупация в XVI веке

В конце 1572 года войска К. Флеминга выступили из Выборга. На своем пути шведы уничтожали всё живое и разрушали все постройки. В Кирьяжском погосте им были сожжены центральная слобода, две церкви в Куркиеках и Отсанлахти и женский монастырь на острове Каннансаари. В своем донесении шведскому королю Карлу IX он пишет: «В центральной слободе Кирьяжского погоста мы обнаружили две красивых церкви и монастырь. Сожгли всё…». А в конце прибавляет: «…устроили русским кровавое рождество». Затем его войска прошли по побережью всего Ладожского озера, сожгли город Корела и Коневецкий монастырь, однако взять крепость Корела Флеминг не смог. Монахи Коневецкого монастыря нашли пристанище в Деревяницкой обители близ Новгорода. Затем было заключено перемирие, которое продлилось до 1577 года.

90 лет под шведами

В разгар смутного времени, шведский авантюрист Яков Делагарди, призванный правительством Василия Шуйского для помощи в войне с поляками, захватил Кирьяжский погост.

После 1617 года православное население Кирьяжского погоста, то есть собственно карелы, бежало на восток. Финны-лютеране привезенные шведами из округа Саво, вырезали местное население при поддержке шведской армии, и впоследствии занимали брошенные дома карелов. Косвенным свидетельством служат рассказы карелов о том, как их предки переодевались в финское платье, идя из леса в городок, «чтобы их не убили шведы».

Исход из Кирьяжского погоста принял массовый характер после русско-шведской войны 1656—1658 годов, которая в летописях шведов упоминается как «война за веру». Население погоста встречало русские войска как освободителей. В Тохмаярви, Липери и Иломантси случились восстания против шведов. Шведы и финны-лютеране бежали из Приладожской Карелии.

3 июля 1656 года русские осадили Кексгольм, но взять крепость не удалось. В конце сентября осаду сняли, и русские войска ушли.

Шведы прошли по побережью Ладоги, сжигая православные церкви, пожитки, скот и дома православных карел. Осенью 1656 года церковь Пресвятой Богородицы в Куркиёках была разрушена.

Вместе с русскими войсками бежало и большинство православных карел. Если до войны в Тиурула было 49 % православных карел, то после войны стало 9 %. В Куркиёках было 51 %, стало 6 %. В Яккима было 58 %, стало 4 %.

До войны 1656 года из Кексгольмского лена бежало 11000 человек, вместе с отступавшими войсками ушло ещё 15000 человек. Всего в XVII веке Приладожскую Карелию покинуло 30000 православных карел. Большая их часть была расселена в Бежецком и Валдайском районах. Часть их осела в районах Новгорода, Белого озера и Вологды. Карельские беженцы образовали компактное поселение в Тверских землях в районах Торжокском и Бежецком, получившем в дальнейшем название Тверской Карелии. Многие беженцы из Тиурула осели в районе Тихвина. На побережье Ладоги множество карел бежавших от шведов с западного берега, принял Олонецкий погост на восточном берегу. Беженцы расселялись на государственных, вотчинных и монастырских землях. В частности Иверский монастырь пригласил карел селиться на его землях в Деревской пятине.

После этой войны православные карелы в провинциях оккупированных шведами составили около 5 %. Таким образом, за 40 лет после Столбовского мира карельское население было изгнано с исконных карельских территорий, и заменено финнами. По условиям Столбовского договора шведы обязались не притеснять местное карельское население на религиозной почве. Как видим, условия договора были сразу же нарушены.

Во время 90-летнего правления шведов (1617—1711 годы) Кирьяж был переименован в Кронборг, вот некоторые сведения времен шведского правления, разумеется торговля и промыслы не были вновь устроенными, пользовались тем что сохранилось от прежних времен — "В Куркиёкском погосте было производство дёгтя и смолы. Производством дёгтя занимались артели. Одна артель в год производила до 300 бочек дёгтя для местных нужд и на продажу.

Куркиёки имели судоверфь, на которой строили парусные суда от 10 до 3000 т. Распространённый формат судов местных жителей — 50 тонн. Местные моряки занимались малым каботажем на Балтике и по Ладоге. Этот тип судов назывался «Лайба», имел две или три мачты с косым вооружением. Такие суда обслуживали недорогие каботажные перевозки Санкт-Петербург — Прибалтика до 1917 года.

Шведские законы запрещали торговлю на селе. Запрет значительно подорвал экономику погоста. Во исправление в 1627 году было разрешено торговать в деревнях на территории Кексгольмского лена.

В Кронборге проходили две ярмарки в году — весной и осенью… Основными предметами торговли были зерно, масло, воск, дёготь, меха, лен, конопля и шерстяная пряжа, лошади. Привозили в Куркиёки соль, пшеницу, пряности, табак, олово, текстиль. Поскольку Куркиёкское графство располагалось вблизи границы с Россией, местные жители должны были входить в ополчение. В Куркиёках процветала контрабанда. Предметами контрабанды были соль, табак и дёготь.

Северная война. Снова в России

В ходе Северной войны, Пётр Первый пожаловал значимым лицам из своего окружения: подполковнику Вильгельму де Геннину 22 июля 1711 года имение Азилла и 66 дворов в Хийтола, адмиралу Крюйсу 8 декабря 1715 года — 131 двор в Куркиёки, доктору Иоганну Блюментросту 13 февраля 1716 года — 58 домов в Хийтола (перечислены пожалованные имения на территории Кирьяжского погоста — полный список обширен) (приведено по данным А. Г. Шкварова).

Потеря Кронборгом статуса города

Во время правления императрицы Екатерины II город потерял статус, затем посёлок был переименован в Куркиёки уже финнами в XIX веке.

1811 год. Основание Александром I Великого княжества Финляндского

Великое княжество Финляндское основано Александром I в 1811 году (манифестом от 11 (23) декабря) и включило в себя собственно шведскую Финляндию, часть русской Карелии, и также всю Выборгскую губернию до границ Санкт-Петербурга.

1918—1940 годы. В составе Финляндии

В связи с переворотом 1917 года, финские социал-демократы получили у В. Ульянова формальное согласие на независимость. Но Красная Финляндия не состоялась, так как Германия высадила на побережье немецкий экспедиционный корпус, который подавил революцию, и возвел на престол княжества немецкого кронпринца Фридриха Карла Гессен-Кассельского. По окончании Первой мировой войны, по условиям Версальского договора, немцы оставили Финляндию.

В 1920-е и 1930-е годы на территории Куркиёкского погоста развивалось молочное животноводство, но не совсем обычным образом. Финским правительством на строительство коровников выдавались ссуды, на условиях, что коровник будет каменным, а проект согласован с военным ведомством Финляндии. На ряде островов погоста (Хейнасеймаа, Рахмансари, Мекирюке и Путсари) возведены бетонные позиции для морских орудий и размещены военные части. В Лахденпохье действовал лесопильный завод и верфь, выпускавшая деревянные мотоботы.

1940—1941 годы. Между двумя войнами

В межвоенный период проводилась советизация имеющейся инфраструктуры. Образование колхозов, машинно тракторных станций, исполкомов советов и партийных комитетов. Были развернуты пограничные войска и военные гарнизоны

1941—1944 годы. Снова в Финляндии. Немецкие и итальянские войска на территории погоста

С июня по сентябрь 1941 года русские части вели бои, отступая к Ладоге. На острове Кильпола были прижаты к побережью две дивизии. Часть из их состава удалось вывезти на Валаам.

В 1942 году в [Лахденпохья] по железной дороге были доставлены в разобранном виде немецкие быстроходные десантные баржи «Зигель» с немецкими экипажами войск СС. Баржи имели сильное артиллерийское вооружение и были построены для захвата Британии.

Для поддержки группировки «Зигелей», также по железной дороге из Италии в Лахденпохья доставили деревянные торпедные катера с итальянскими экипажами.

В навигацию 1942 года эта корабельная группа попыталась захватить остров Сухо на Ладожском озере, но была разбита кораблями Ладожской флотилии и авиацией. Так как основная задача оказалась невыполненной, торпедные катера переправили на Балтику, а итальянские экипажи — на родину.

Часть неповрежденных барж «Зигель» была вывезена в Германию. Созданная во время войны инфраструктура использовалась в 1950-е и 1960-е годы как база торпедных катеров и подводных лодок. Фрагменты захваченных «Зигелей» использовались после войны как наплавные причалы.

В Лахденпохья с 1941 по 1944 год строились малые пулеметные и артиллерийские баркасы из дерева, экипажи из 2-3 человек на них составляли финны.

Послевоенный период

В 1960-е годы причал Куркиёки некоторое время использовался как нефтяной порт для транзита нефти в Финляндию компанией «Волго-нефть».

В настоящее время Куркиёки относится к территориальному образованию Лахденпохский район, и сохранил значение как сельскохозяйственный и дачный поселок.


Имя:*
E-Mail:
Комментарий: