Главная
Новости
Строительство
Ремонт
Каркасный дом
Несущие конструкции
Металлические конструкции
Прочность дорог
Дорожные материалы
Стальные конструкции
Грунтовые основания
Опорные сооружения




09.08.2022


09.08.2022


08.08.2022


08.08.2022


08.08.2022


06.08.2022


06.08.2022





Яндекс.Метрика

Долина, Мария Ивановна (лётчица)

03.08.2022

Мария Ивановна Долина (18 декабря 1920 — 3 марта 2010) — советская лётчица, участница Великой Отечественной войны, Герой Советского Союза. Воевала на Южном, Донском, Северо-Кавказском, Западном, 3-м Белорусском, 1-м Прибалтийском фронтах. С 1943 года член ВКП(б)/КПСС.

Становление лётчика

Родилась 18 декабря 1920 года в деревне Шаровка (ныне Полтавский район Омской области) в семье украинских крестьян-переселенцев, приехавших в Сибирь на заработки. Отец-красноармеец был инвалидом, лишился ноги (по словам самой лётчицы — обеих ног) во время гражданской войны. Мария была старшей из десяти детей. К 14 годам окончила пять классов Исилькульской школы.

В 1934 году семья Долиных вернулась в УССР в село Михайловка Запорожской области. Там Мария окончила восемь классов средней школы. Недоучившись, была вынуждена устроиться на работу:

Я хорошо училась в школе, но окончить десятилетку не довелось. Семья очень нуждалась, пришлось оставить учёбу и идти работать. А у нас в Михайловке как раз открылась планерная школа — филиал Мелитопольского аэроклуба. Меня туда зачислили. Окончила я её с отличием.

Экстерном окончила среднюю школу в городе Днепропетровск. В 1939 году окончила Херсонскую авиационную школу. Работала лётчиком-инструктором Днепропетровского, затем Николаевского аэроклубов Осоавиахима. С 1941 года в Красной армии.

Участие в войне

С июля 1941 года в действующей армии. Начала службу 14 июля на Южном фронте в составе 296-го истребительного авиаполка как лётчик связи, налетав по заданиям командования свыше 150 часов.

В октябре 1941 года по приказу Ставки Верховного главнокомандования (приказ НКО СССР № 0099 от 08.10.41) и с поддержкой Центрального комитета ВЛКСМ легендарная советская лётчица, Герой Советского Союза Марина Раскова в городе Энгельсе сформировала из лётчиц, подготовленных аэроклубами, школами Гражданского воздушного флота и Осовиахима, авиагруппу из трёх женских авиаполков: 586-го истребительного (Як-1), 587-го бомбардировочного (Пе-2) и 588-го ночного бомбардировочного (По-2). Сама Раскова стала командиром полка тяжёлых бомбардировщиков Пе-2, в который была зачислена и Мария Долина.

В 1942 году она окончила Энгельсскую военную авиационную школу, за 4 месяца освоив пилотирование скоростным бомбардировщиком. Про самолёт Пе-2 говорили, что сильные лётчики его любят, а слабые боятся. Даже мужчине управлять этой машиной было непросто: инструменты управления были приспособлены к мужскому росту, мужской силе. Чтобы выжать педали, требовалось равномерное нарастающее давление. Поэтому девушки из полка Расковой приспособились взлетать «в четыре руки»: штурман поддерживал пилоту спину и руки. Далеко не просто было отрывать таким образом от земли самолёт, нагруженный бомбами.

С января 1943 года полк Пе-2, получивший новое наименование 125-го бомбардировочного авиационного полка, вступил в бои на Донском фронте.

Смелый и хладнокровный командир

Всю войну Долина прошла с одним экипажем: штурманом Галиной Джунковской и стрелком-радистом Иваном Солёновым. На земле самолёт обслуживали механики Василий Литош и Александр Барсуков.

Весной 1943 года после выполнения задания над высотой 121.4 на Северокавказском фронте (позже названной «Сопкой героев») группа советских самолётов вступила в бой с немецкими «мессершмиттами». Истребители прикрытия вели поединки на высоте, а ведущая группы Пе-2 гвардии майор Евгения Тимофеева приказала экипажам бомбардировщиков держаться плотной группой, а сама открыла огонь по нападавшим. Её поддержал экипаж Долиной: огнём из пулемёта Иван Солёнов подбил один из «мессеров». Однако в бою был повреждён самолёт ведомого Долиной Тоси Скобликовой и двигатель Пе-2 Долиной. Затем немецкий лётчик пулемётной очередью поджёг и второй мотор бомбардировщика. Пытаясь сорвать пламя, Долина резко отдала штурвал: «пешка» клюнула и вошла в пике, что позволило обмануть нападавшего, который счёл, что убил лётчика. Долина приказала экипажу покинуть гибнущий самолёт, однако и Джунковская и Солёнов отказались это сделать. Джунковская отыскала по карте ближайший аэродром и помогла лётчице дотянуть до него, сразу за рекой Кубань. Долина посадила самолёт на ковыльное поле, немного не рассчитав высоту и «плюхнув» фюзеляж при приземлении. Раненому в ногу Солёнову удалось открыть заклинивший фонарь кабины, после чего экипаж смог выбраться из самолёта, который через несколько минут взорвался. Уже в госпитале Долина, Джунковская и Солёнов узнали, что из-за жёсткого приземления самолёт смог затормозить в десятке метров от глубокого оврага: будь приземление штатным, все погибли бы.

За этот подвиг — «поддержку в бою товарища и спасение экипажа», а также за выполнение 15 боевых вылетов командир звена гвардии младший лейтенант Долина 1 июня 1943 года была награждена орденом Красного Знамени.

Во главе эскадрильи

Начав боевой путь рядовым лётчиком, Долина скоро стала командиром звена, а в январе 1944 года была назначена командиром эскадрильи.

23 июня 1944 года самолёт Долиной при выполнении задания в районе посёлка Центральный и Заволны был сильно повреждён в бою. Не теряя места в строю, Долина дотянула машину до аэродрома и успешно посадила её, сохранив жизнь экипажу и дорогостоящий самолёт. На следующий день Долина во главе звена совершила успешный боевой вылет в район Жабыки на железной дороге Орша—Смоленск, а 26 июня уничтожила вражеский эшелон возле станции Орша. За успешно выполненные задания и 36 успешных боевых вылетов 1 июля 1944 года приказом по войскам 1-й воздушной армии заместитель командира эскадрильи гвардии старший лейтенант Долина награждена вторым орденом Красного Знамени.

Во время Белорусской наступательной операции участвовала в боях за Витебск, Оршу и Борисов. 26 июня 1944 года метким бомбовым ударом разрушила железнодорожное полотно на станции Орша, взорвала эшелон с боеприпасами. 28 июня 1944 года бомбовыми ударами по скоплению противника в деревне Зембин помогла советским войскам форсировать Березину и освободить город Борисов.

Закончила войну под Либавой, где попавшая в Курляндский котёл группировка гитлеровских войск ожесточённо оборонялась с 1944 года, когда большая часть территории Латвийской ССР была уже освобождена.

Участница Парада Победы

Гвардии капитан, заместитель командира эскадрильи 125-го гвардейского бомбардировочного авиационного Борисовского орденов Суворова и Кутузова полка имени Героя Советского Союза Марины Расковой (4-я гвардейская бомбардировочная авиационная дивизия, 1-й гвардейский бомбардировочный авиационный корпус, 3-я воздушная армия, 1-й Прибалтийский фронт) Мария Ивановна Долина выполнила 63 успешных боевых вылета на самолёте Пе-2, сбросила 45 000 килограммов бомб. Результаты всех успешных боевых вылетов были задокументированы фотосхемами. В 6-ти воздушных боях экипаж Марии Долиной сбил 3 истребителя противника (в группе).

Мария Долина была удостоена чести участвовать в Параде Победы в Москве, её портрет 1945 года обошёл многие советские и зарубежные издания и стал одним из символов празднования 75-летия Победы.

18 августа 1945 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, ей было присвоено звание Героя Советского Союза.

Дальнейшая судьба

После войны Мария Ивановна Долина вышла замуж за штурмана 124 авиаполка Василия Мельникова, с которым познакомилась ещё во время войны. Продолжила службу в ВВС, была заместителем командира бомбардировочного авиационного полка.

С 1950 года — в запасе. Жила в городе Шяуляй, затем в Риге, где окончила партшколу. Работала в Рижском горкоме партии Латвии и в ЦК КП Латвии до 1975 года.

Была членом правления Республиканского общества дружбы «СССР — Франция», Комитета защиты мира, с 1975 года — почётный член полка «Нормандия — Неман».

С 1991 года жила в Киеве. Награждена орденами Ленина, Красного Знамени (дважды), Отечественной войны 1-й степени, медалями. Её именем были названы бригада трубного завода города Волжский Волгоградской области, пионерская дружина в Омской области и многие пионерские отряды средних школ. Автор статьи «Прыжок из пламени» (в книге «В небе фронтовом»).

Скончалась 3 марта 2010 года в Киеве, Украина. Похоронена на Байковом кладбище.

Награды

  • Орден Красного знамени (1 июня 1943 года).
  • Орден Красного знамени (1 июля 1944 года).
  • Медаль «Золотая звезда» Героя Советского Союза и Орден Ленина.
  • Почётный гражданин Киева

Память

  • На здании аэроклуба, где ранее располагалась Мелитопольская авиационная школа, в которой обучалась Мария Ивановна, 17 августа 2013 года установлена мемориальная доска.
  • В поселке Полтавка Омской области одна из улиц названа именем Марии Ивановны Долиной

Имя:*
E-Mail:
Комментарий: