Главная
Новости
Строительство
Ремонт
Каркасный дом
Несущие конструкции
Металлические конструкции
Прочность дорог
Дорожные материалы
Стальные конструкции
Грунтовые основания
Опорные сооружения




05.10.2022


05.10.2022


05.10.2022


05.10.2022


04.10.2022


04.10.2022


03.10.2022





Яндекс.Метрика

Маршал (САУ)

31.07.2022

Истребитель танков «Маршал» (рум. Vânătorul de tancuri Mareșal) — румынская экспериментальная противотанковая САУ, предназначавшаяся для замены немецких самоходок Panzerjäger I.

История

Зарождение проекта

В 1942 году майор Николае Ангел, капитан Георге Самботин и лейтенант-полковник Константин Гиулаи занялись разработкой самоходного орудия, которое должно было заменить импортируемые из Германии «Панцерягеры». Для новой самоходки предполагалось использовать обычное танковое шасси, куда устанавливался сам корпус с вооружением. Шасси предполагалось использовать либо от R-2, либо от Т-60, 30 из которых были захвачены на Восточном фронте в 1941-1942 годах и использовались для обучения экипажей. Для более эффективного применения на шасси предполагалось установить 122-мм гаубицу Путилова-Обухова модели 1904/1930 и спаренный с неё пулемет ZB-53, а со всех сторон орудие закрыть четырёхгранным щитом с толщиной брони 20-30 мм. Самоходка получила название «Маршал» (рум. Mareşal), а для кодировки обозначалась буквой M.

Строительство первых прототипов

Первый прототип получил индекс M-00, его строительство началось летом 1943 года на фирме «Малакса» под общим руководством Константина Гулаи и директора завода Раду Вереса. Работы шли быстро, и уже 30 июля прототип был предъявен на испытания, проводившиеся на полигоне в Судити. К октябрю выпустили ещё три опытных самоходки, получивших обозначения М-01, М-02 и М-03. Испытания не привели к желаемому результату: экипаж из двух человек был недостаточным, а установить 122-мм гаубицу так и не удалось. В итоге от дальнейших работ отказались.

Помощь немецких инженеров

На помощь румынам пришли немцы, которые порекомендовали немецкую пушку PaK 40. Новый вариант самоходки, M-04, унаследовал старое шасси, но получил двигатель от лёгкого танка Hotchkiss H-39, 75-мм противотанковую пушку Resita M1943 и более обтекаемый бронекорпус, как у «Хетцера». Маршал Антонеску даже представил её чертежи Адольфу Гитлеру, который отозвался о румынской машине вполне похвально. Постройка прототипа М-04 началась в ноябре 1943 и была завершена в январе 1944 года. Для румынского проекта были специально выделены немецкие специалисты по личному распоряжению Гитлера, заинтересованного в пополнении румынской армии новейшим вооружением. Испытания начались в феврале 1944 года на полигоне в Судити и проводились в присутствии представителей OKH (немецкого верховного командования). При участии инженеров фирм Alkett и Vomag в течение марта-мая 1944 года было построено ещё две опытные самоходки с индексами М-05 и М-06, которые представляли собой уникальный симбиоз. Шасси было советским, корпус — румынским, двигателя — французскими (от H-39), коробка передач и траки — чехословацкими (ЧКД), радиостанция и оптика — немецкими. На сравнительных испытаниях со StuG III, прошедших с 21 июля по 23 августа 1944 года, румынская самоходка показала превосходство по подвижности при аналогичном вооружении и низком силуэте, уступив только в бронировании и общей защищённости.

Попытка серийного производства

В мае 1944 года был выдан заказ на 1000 самоходок (200 типа М-05 и 800 типа М-06), однако ещё в марте запланировали производство специальной «нулевой» серии М-05 из 10 машин, а также первой (40 машин) и второй серий (50 машин). Первые самоходки намервались получить в июне, а затем темп производства предполагалось повысить до 100 машин в месяц (по плану тогда появились бы 32 противотанковых самоходных батальона, плюс тогда существовал первый тренировочный батальон в составе 2-й танковой дивизии. Однако планы производства были нарушены налетами стратегических бомбардировщиков союзников, из-за чего срок поставки первых САУ перенесли на 1 ноября 1944 года.

Дополнительно был подписан договор между румынским и немецким командованием, предусматривавший поставку 20-30 самоходок вермахту и даже развертывание их лицензионного производства с использованием агрегатов от самоходки «Хетцер». Однако до заключения перемирия с СССР ни одна машина так и не покинула стен предприятия. С 29 августа программа строительства была приостановлена, а затем полностью прекращена. Находившиеся на разных стадиях сборки предсерийные М-05 были конфискованы советскими войсками и вскоре отправлены на слом.


Имя:*
E-Mail:
Комментарий: