Главная
Новости
Строительство
Ремонт
Дизайн и интерьер
Каркасный дом
Несущие конструкции
Металлические конструкции
Прочность дорог
Дорожные материалы
Стальные конструкции
Грунтовые основания
Опорные сооружения





















Яндекс.Метрика

Поточник, Герман

Герман Поточник (словен. Herman(n) Potočnik, псевдоним Герман Нордунг, нем. Hermann Noordung; 22 декабря 1892 года, Пула, Австро-Венгрия — 27 августа 1929 года, Вена, Австрия) — австро-венгерский ракетный инженер и один из пионеров космонавтики, по национальности словенец.

Биография

После смерти отца (1894) рос в Марбурге-на-Драве (герцогство Штирия). Позже учился (вероятно, при поддержке дяди, генерал-майора императорской и королевской армии) в армейских школах в Моравии, в 1910—1913 — в Военно-технической академии в Мёдлинге, которую окончил по специальности «строительство мостов и железных дорог» со степенью инженера в звании младшего лейтенанта.

В Первую мировую войну служил в Галиции, Сербии и Боснии; в 1915 произведён в старшие лейтенанты. В 1919 г. в звании капитана вышел в отставку по состоянию здоровья (туберкулёз). Изучал электротехнику и машиностроение в Венском техническом университете. С 1925 г. посвятил себя проблемам ракетостроения и космической техники.

В конце 1928 г. под псевдонимом Герман Нордунг опубликовал единственную книгу «Проблема преодоления космического пространства: Ракетный двигатель» (нем. Das Problem der Befahrung des Weltraums. Der Raketen-Motor), которую берлинский издатель Рихард Карл Шмидт выпустил с официальным годом издания 1929.

Вследствие хронической болезни (туберкулёз) остался холостым; жил у своего брата Адольфа в Вене. Умер в бедности в 1929 г., в возрасте 36 лет, от воспаления лёгких. В некрологах, опубликованных в газетах Марибора, отмечались его военные и академические заслуги, но не работы о космическом полёте.

Научная деятельность

«Жилое колесо»
(модуль космической станции)

На 188 страницах своей книги, содержавшей 100 иллюстраций, Г. Поточник предложил варианты создания космических станций и геостационарных спутников. Он подробно описал космическую станцию, состоящую из 3 модулей, связанных кабелем: «жилого колеса», которое должно было постоянно вращаться для создания искусственной силы тяжести, электростанции, вырабатывающей энергию из солнечного излучения через параболическое зеркало, и обсерватории.

Высказанная Г. Поточником идея так называемого «стационарного спутника» на высоте примерно 36 000 км, который постоянно может висеть над определённой точкой Земли, осуществлена позже в виде телекоммуникационных и метеорологических спутников на геосинхронной орбите.

Книга была переведена на русский (1935), словенский (1986) и английский (1999, НАСА) языки.

Идеи Г. Поточника впервые были поддержаны Союзом космонавтики в 1952 г., когда Вернер фон Браун опубликовал концепцию орбитальной станции, которая могла быть вдохновлена круглой формой, предлагавшейся Г. Поточником. Русское издание книги могло повлиять на работы Сергея Павловича Королёва. Напротив, в венском окружении автора книга была воспринята как ряд фантазий.

Память

  • Имя Г. Поточника носит одна из улиц в Граце, столице Штирии.
  • Предложение в 1990-е годы назвать международную космическую станцию именем Г. Поточника не было поддержано.
  • К 100-летию Г. Поточника Австрийской почтой в 1992 г. была выпущена почтовая марка.
  • В сентябре 2012 в общине Витанье (Нижняя Штирия, Словения), где жили бабушка и дедушка Г. Поточника, при содействии ЕС и министерства культуры Словении открыт Культурный Центр Европейских Космических Технологий KSEVT, как художественный проект, который должен заниматься культурными вопросами космического полёта. Архитектура здания воспроизводит первую космическую станцию, которую придумал человек в то время, когда освоение космоса было ещё мечтой.

Имя:*
E-Mail:
Комментарий: