Главная
Новости
Строительство
Ремонт
Каркасный дом
Несущие конструкции
Металлические конструкции
Прочность дорог
Дорожные материалы
Стальные конструкции
Грунтовые основания
Опорные сооружения




06.08.2022


06.08.2022


05.08.2022


05.08.2022


05.08.2022


05.08.2022


05.08.2022





Яндекс.Метрика

Попов, Андрей Алексеевич

30.06.2022

Андрей Алексеевич Попов (12 апреля 1918, Кострома — 10 июня 1983, Москва) — советский актёр театра и кино, театральный режиссёр, мастер художественного слова (чтец), педагог. Главный режиссёр Центрального театра Советской армии (1963—1973) и Московского драматического театра имени К. С. Станиславского (1976—1979). Народный артист СССР (1965), лауреат Сталинской премии (1950).

Биография

Андрей Попов родился в Костроме Костромской губернии РСФСР (ныне Костромская область России) в семье актёра Алексея Дмитриевича Попова и врача Анны Александровны Поповой (в девичестве Преображенской). Незадолго до этого его отец покинул Московский Художественный театр и уехал в Кострому, чтобы реализовать себя как театральный режиссёр; вскоре он организовал Театр студийных постановок и руководил им вплоть до 1923 года, затем с семьёй вернулся в Москву.

В 1926—1936 годах Андрей Попов учился в Московской средней школе № 110, где участвовал в драмкружке. С ранних лет посещал театр, видел закулисную жизнь и мечтал о сцене. В 12 лет исполнил небольшую роль в кинокомедии отца «Крупная неприятность».

В 1939 году окончил студию при Центральном театре Красной Армии и год отслужил в Ташкенте при местном отделении театра в звании актёр-красноармеец. В 1940 году был принят в труппу ЦТКА, который в то время возглавлял его отец. В последующие годы играл во многих постановках театра. Член КПСС с 1946 года.

В 1958 году Алексея Попова отправили на пенсию, и вскоре он умер. Следующие несколько лет обязанности главного режиссёра ЦТСА исполнял Александр Дунаев, а в 1963 году театр возглавил Андрей Попов. Он осуществил ряд постановок, таких как «Камешки на ладони» Афанасия Салынского, «Бранденбургские ворота» Михаила Светлова, «Неизвестный солдат» Анатолия Рыбакова. По мнению критиков, это были добротные, но весьма скромные работы. Проявить себя ему удалось в жанре музыкального спектакля, в частности, поставив героическую комедию «Ринальдо идёт в бой» Пьетро Горинеи и Сандро Джованнини и сказку «Солдат и Ева» Екатерины Борисовой (совместно с Андреем Муатом).

В 1966 году режиссёр театра Леонид Хейфец поставил «Смерть Иоанна Грозного», в которой Попов исполнил роль царя Ивана Грозного. Спектакль стал настоящим событием театральной и культурной жизни столицы. Над этой ролью актёр продолжал работать всю жизнь даже после ухода из театра. Следом появились и другие удачные роли в пьесах «Часовщик и курица» Ивана Кочерги и «Влюблённый лев» Шилы Дилени. Выделялась его работа в спектакле «Элегия» по пьесе Павла Павловского, где актёр предстал в образе классика русской литературы Ивана Тургенева.

Сыграл Епиходова в спектакле «Вишнёвый сад» (постановка Марии Кнебель 1965 года) и Войницкого в спектакле «Дядя Ваня» (постановка Леонида Хейфеца 1970 года). Впоследствии он сыграл и других чеховских персонажей, а имя актёра стали ассоциировать именно с Чеховым. Последней крупной ролью на сцене ЦТСА стал старшина Васков в спектакле «А зори здесь тихие».

С 1968 года преподавал режиссуру и актёрское мастерство в ГИТИСе, с 1973 года — в статусе профессора. В 1966 году подписал письмо 25 деятелей культуры и науки генеральному секретарю ЦК КПСС Л. И. Брежневу против реабилитации И. Сталина.

В 1973 году покинул театр из-за раскола в труппе, и в 1974 году стал актёром Московского Художественного театра, где дебютировал в 1975 году в роли Галилея в спектакле «Жизнь Галилея». Среди других ролей были Лебедев в «Иванове» (1976), Сорин в «Чайке» (1980), Лоншаков в "Обратной связи (1977) и Кушак в «Утиной охоте» (1979). Особенно органичен был в чеховских ролях. Ростислав Плятт отзывался о нём: «Андрей Алексеевич, конечно, был идеальным исполнителем чеховских ролей, но для меня он был по сути своей ещё и чеховским человеком». Его Сорина в «Чайке», поставленной Олегом Ефремовым, Константин Рудницкий назвал «небольшим актёрским шедевром»:

«Артист ненавязчиво, мягко давал нам понять, что вечно заспанный, всклокоченный старик Сорин с юношеским жаром влюблён в Заречную. Эта любовь тютчевская: в ней и блаженство, и безнадёжность. Она приносит с собой вопреки видимой дряхлости Сорина весеннюю свежесть восприятия, детский интерес ко всему окружающему, способность — пусть через силу, пусть слабея день ото дня и час от часу, — волноваться и за Нину, и за Треплева».

В 1976 году, не покидая МХАТа, возглавил Московский драматический театр имени К. С. Станиславского, который пребывал в кризисе из-за частой смены главных режиссёров и слабости художественного руководства, и позвал своих учеников: Анатолия Васильева, Бориса Морозова и Иосифа Райхельгауза. Морозов поставил «Сирано де Бержерак», а Васильев — «Вассу Железнову» и «Взрослую дочь молодого человека». Именно с этими постановками принято связывать прорыв в творческой жизни Театра им. К. С. Станиславского. Однако «удержать» театр Попову не удалось. Партийное руководство обвинило режиссёров в «антисоветской пропаганде», они были вынуждены покинуть театр, и Попов, не сумев отстоять их, в 1979 году отказался от руководства.

С 1950-х годов довольно много снимался в кино, видя в нём «глоток свежего воздуха». Среди самых значительных киноработ были Яго в «Отелло» (1955) Сергея Юткевича и слуга Захар в драме Никиты Михалкова «Несколько дней из жизни И. И. Обломова» (1980). Актёру был близок жанр водевиля, например, в фильме «Сватовство гусара» (1979) он исполнил роль старого отца-скряги, поёт куплеты и танцует. Сыграл ряд ролей в телеспектаклях.

Много работал на радио. Как чтец записал рассказы Чехова, Бунина, Паустовского. Среди ролей в радиоспектаклях были Иван Иванович в «Белом Биме Чёрное Ухо» по Гавриилу Троепольскому, учитель в «Бывших людях» по Максиму Горькому, спутник старой дамы в «Забытых свидетелях» по мотивам рассказов Ги де Мопассана, Ломоносов в «Великом поморе» Николая Равича, Григорий Гай в «Моём друге» Николая Погодина и другие роли.

Последней незавершённой работой стала роль короля Лира в постановке одного из его любимых учеников Анатолия Васильева. Спектакль создавался специально для Попова, для него был заказан новый перевод трагедии, но внезапная смерть актёра перечеркнула эти планы.

Андрей Попов скончался 10 июня 1983 года в Москве. Похоронен на Введенском кладбище (участок 29).

Памятная звезда Андрея Попова установлена в фойе Центрального академического театра Российской Армии.

Семья

  • Отец — Алексей Дмитриевич Попов (1892—1961), актёр, театральный режиссёр, теоретик театра, педагог. Народный артист СССР (1948).
  • Мать — Анна Александровна Попова (в девичестве Преображенская) (1885—1972), врач.
  • Жена — Ирина Владимировна Македонская (1913—2006), артистка балета, театральный режиссёр. Заслуженный деятель искусств РСФСР.

Творчество

Театральные работы

Актёрские

Центральный театр Красной Армии
  • 1941 — «Пархоменко» Вс. В. Иванова. Режиссёры: В. П. Пильдон, А. Л. Шапс — начальник всеобуча
  • 1941 — «Укрощение строптивой» У. Шекспира, режиссёр: А. Д. Попов — Учитель
  • 1943 — «Бессмертный» А. Н. Арбузова
  • 1942 — «Давным-давно» А. К. Гладкова (муз. Т. Н. Хренникова). Режиссёр: А. Д. Попов — гусар (эпизод)
  • 1944 — «Сталинградцы» Ю. П. Чепурина. Режиссёр: А. Д. Попов — писарь наградного отдела.
  • 1945 — «Копилка» Э. Лабиша и А.Делакруа. Режиссёр: Б. Афонин — Сильвен
  • 1946 — «Опасный возраст» А. Пинеро — Сис Феррингтон
  • 1946 — «Учитель танцев» Л. де Веги, режиссёр В. С. Канцель — Белардо
  • 1947 — «За тех, кто в море!» Б. А. Лавренёва, режиссёр Д. В. Тункель — Клобуков
  • 1949 — «Степь широкая» Н. Г. Винникова. Режиссёры: А. Д. Попов, А. З. Окунчиков — журналист Слёзкин
  • 1951 1945«Ревизор» Н. В. Гоголя. Режиссёры: А. Д. Попов, А. З. Окунчиков — Хлестаков
  • 1955 — «Давным-давно» А. К. Гладкова. Режиссёр: А. Д. Попов — поручик Ржевский
  • 1955 — «Воевода» А. Н. Островского — Бессудный
  • 1956 — «Укрощение строптивой» У. Шекспира. Режиссёр: А. Д. Попов — Петруччо
  • 1956 — «Москва. Кремль» А. Н. Афиногенова. Режиссёры: А. Д. Попов, А. Б. Шатрин — Дзержинский
  • 1957 — «Мой друг» Н. Ф. Погодина. Режиссёр: Д. В. Тункель — Григорий Гай
  • 1957 — «Последняя остановка» Э. М. Ремарк. Режиссёр: А. З. Окунчиков — антифашист Росс
  • 1958 — «Светлый май» Л. Г. Зорина. Режиссёр: Д. В. Тункель — Костромин
  • 1959 — «Барабанщица» А. Д. Салынского. Режиссёр: А. З. Окунчиков — Фёдор
  • 1959 — «Внук короля» Л. Р. Шейнина (муз. К. С. Хачатуряна). Режиссёры: А. Б. Шатрин, Д. В. Тункель — Гарвуд
  • 1961 — «Океан» А. П. Штейна. Режиссёр: А. Л. Дунаев — капитан Платонов
  • 1962 — «Яков Богомолов» М. Горького. Режиссёр: Б. В. Эрин — Яков Богомолов
  • 1964 — «Свет далёкой звезды» А. Б. Чаковского и П. И. Павловского. Режиссёр: И. Г. Гаручава — лётчик Завьялов
  • 1965 — «Вишнёвый сад» А. П. Чехова. Режиссёр: М. О. Кнебель — Епиходов
  • 1966 — «Смерть Иоанна Грозного» А. К. Толстого. Режиссёр: Л. Е. Хейфец — Иоанн Грозный
  • 1966 — «Влюблённый лев» Ш. Дилени. Режиссёр: М. О. Кнебель — Фрэнк
  • 1968 — «Элегия» П. И. Павловского. Режиссёр: М. М. Буткевич — И. С. Тургенев
  • 1969 — «Мастер времени, или Часовщик и курица» И. А. Кочерги. Режиссёр: Л. Е. Хейфец — Карфункель
  • 1970 — «Дядя Ваня» А. П. Чехова. Режиссёр: Л. Е. Хейфец — Войницкий
  • 1971 — «А зори здесь тихие…» по Б. Л. Васильеву. Режиссёр: Б. В. Эрин — старшина Васков
  • 1972 — «Тот, кто получает пощёчины» Л. Н. Андреева. Режиссёры: М. О. Кнебель, А. В. Бурдонский — Тот
  • «Трудные годы» А. Н. Толстого
МХАТ
  • 1975 — «Жизнь Галилея» Б. Брехта — Галилей
  • 1975 — «Медная бабушка» Л. Г. Зорина. Постановка О. Н. Ефремова — Жуковский
  • 1976 — «Иванов» А. П. Чехова. Постановка О. Н. Ефремова — Лебедев
  • 1977 — «Обратная связь» А. И. Гельмана. Постановка О. Н. Ефремова — Лоншаков Ролан Матвеевич, первый секретарь обкома КПСС
  • 1978 — «Эльдорадо» А. Н. Соколовой. Постановка О. Н. Ефремова — Он
  • 1979 — «Утиная охота» А. В. Вампилова. Постановка О. Н. Ефремова — Кушак
  • 1980 — «Чайка» А. П. Чехова. Постановка О. Н. Ефремова — Сорин
  • 1981 — «Отец и сын» Ф. Кафки. Постановка М. Г. Розовского — отец Кафки

Режиссёрские

Центральный театр Советской армии
  • 1965 — «Солдат и Ева» Е. Б. Борисовой (муз. А. И. Островского, совместная постановка с А. Муатом)
  • 1965 — «Камешки на ладони» А. Д. Салынского
  • 1968 — «Бранденбургские ворота» М. А. Светлова
  • 1969 — «Ринальдо идёт в бой» П. Гаринеи и С. Джованнини (муз. Д. Модуньо)
  • 1971 — «Неизвестный солдат» А. Н. Рыбакова

Телеспектакли

  • 1961 — Укрощение строптивой — Петручио
  • 1972 — Дядя Ваня — Войницкий
  • 1973 — Разные люди — Николай Ильич Чудаков, мастер на заводе
  • 1975 — Возвращение — Степан Петрович Барсуков
  • 1976 — Красная гостиница — от автора
  • 1976 — Степной король Лир — Мартын Петрович Харлов
  • 1976 — Фантазия (фильм-балет) — Ипполит Полозов
  • 1977 — Доходное место — Аристарх Владимирович Вышневский
  • 1977 — Любовь Яровая — Максим Горностаев
  • 1977 — Элегия — И. С. Тургенев
  • 1980 — А. П. Чехов. Рассказы — от автора
  • 1981 — Иванов — Лебедев
  • 1981 — Этот фантастический мир (вып. 5, новелла «О скитаниях вечных и о Земле») — Генри Уильям Филд
  • 1982 — Кафедра — Леонид Сергеевич Гурин
  • 1983 — Ванина Ванини — от автора

Фильмография

Роли
  • 1930 — Крупная неприятность — ученик
  • 1947 — Марите — Миколас
  • 1950 — Мусоргский — Н. А. Римский-Корсаков
  • 1951 — Незабываемый 1919 год — Николай Неклюдов
  • 1952 — Композитор Глинка — Владимир Стасов
  • 1953 — Вихри враждебные — Локкарт
  • 1953 — Налим (короткометражный) — Герасим
  • 1954 — Шведская спичка — Дюковский
  • 1955 — Дорога — Сергей Игнатьевич Байталин
  • 1955 — Отелло — Яго
  • 1956 — Челкаш (короткометражный) — Челкаш
  • 1957 — Гуттаперчевый мальчик — граф Листомиров
  • 1957 — Поединок — Назанский
  • 1958 — Память сердца — Ральф Чадвик, английский лётчик
  • 1959 — Мечты сбываются — Ильченко
  • 1960 — Кроткая — ростовщик
  • 1960 — Русский сувенир — Эдлай Хантор Скотт
  • 1961 — Укрощение строптивой — Петруччо
  • 1962 — Монета (новелла «Игра») — отец
  • 1963 — Всё остаётся людям — отец Серафим
  • 1964 — Гамлет — эпизод
  • 1964 — Палата — Новиков, писатель
  • 1966 — В городе С. — Чехов
  • 1966 — Дневные звёзды — отец Ольги Берггольц
  • 1967 — Седьмой спутник — Евгений Павлович Адамов, военспец
  • 1970 — Кража — Александр Николаевич, скульптор
  • 1971 — Последнее дело комиссара Берлаха — Эменбергер
  • 1972 — Укрощение огня — Логунов, представитель ЦК партии
  • 1972 — Учитель пения — Ефрем Николаевич Соломатин, учитель пения
  • 1974 — Повесть о человеческом сердце — Сергей Сергеевич Крымов, кардиохирург
  • 1975 — Шаг навстречу (новелла «Дочь капитана») — капитан
  • 1977 — Диалог — немецкий писатель
  • 1977 — Как Иванушка-дурачок за чудом ходил — Лукомор Лукоморыч
  • 1979 — Несколько дней из жизни И. И. Обломова — Захар, слуга Обломова
  • 1979 — Сватовство гусара — Потап Иванович Лоскутков, ростовщик
  • 1981 — Февральский ветер — Данович
  • 1982 — Кафедра — Завалишин
  • 1982 — т/ф Солнечный ветер — Званцев
Режиссёр
  • 1973 — Волны над нами (фильм-спектакль) (совместно с Б. А. Морозовым, Т. Татарашвили)
  • 1973 — Ступени (фильм-спектакль) (совместно с А. А. Петровым)
Озвучивание
  • 1954 — Возраст любви — Альберто Мендес Техада, сын (роль А. Дальбеса)
  • 1960 — Прыжок на заре — текст от автора
  • 1965 — Фантомас разбушевался — министр (роль Р. Ле Беаля)
  • 1966 — Большая прогулка — Огюстен Бюве (роль Бурвиля)
  • 1966 — Друг Горького — Андреева (документальный)
  • 1966 — Шуточка — читает текст
  • 1970 — Ференц Лист. Грёзы любви — Ференц Лист (роль И. Шинковича)
  • 1972 — Белая дача (документальный) — читает и рассказывает
  • 1974 — Потоп — Януш Радзивилл (роль В. Ханьча)
  • 1974 — Похождения Чичикова. Ноздрёв (анимационный) — Ноздрёв
  • 1976 — Подранки — Сергей Макарович (роль П. А. Крымова)
  • 1980 — Карл Маркс. Молодые годы — Карл Маркс в старости
Участие в фильмах
  • 1974 — Мир Николая Симонова (документальный)
  • 1981 — Посылаю Вам пьесу (документальный) — ведущий
Архивные кадры
  • 1999 — Андрей Попов (из цикла телепрограмм канала ОРТ «Чтобы помнили») (документальный)
  • 2010 — Двое против Фантомаса. Де Фюнес — Кенигсон (документальный)

Звания и награды

  • Заслуженный артист РСФСР (1954)
  • Народный артист РСФСР (1959)
  • Народный артист СССР (1965)
  • Сталинская премия второй степени (1950) — за роль журналиста Слёзкина в спектакле «Степь широкая» Н. Г. Винникова
  • Орден Трудового Красного Знамени (1967)
  • Орден Октябрьской Революции (1978)

Имя:*
E-Mail:
Комментарий: