Главная
Новости
Строительство
Ремонт
Дизайн и интерьер
Каркасный дом
Несущие конструкции
Металлические конструкции
Прочность дорог
Дорожные материалы
Стальные конструкции
Грунтовые основания
Опорные сооружения





















Яндекс.Метрика

Последнее метро

«Последнее метро» (фр. Le Dernier Métro) — историческая драма 1980 года с Катрин Денёв и Жераром Депардьё в главных ролях. Второй фильм задуманной Франсуа Трюффо трилогии о сценических видах искусств (кино, театр, мюзикл), которая была начата фильмом «Американская ночь» (1973). Это самый успешный во французском прокате фильм Трюффо. Лауреат десяти премий «Сезар».

Сюжет

Действие происходит во время нацистской оккупации Парижа. Последнее метро — зримый символ театрального мира, тот поезд, на котором во время оккупации разъезжалась по домам парижская театральная богема. Опоздание на поезд по окончании спектакля означало нарушение комендантского часа. Почти всё действие фильма сосредоточено в пределах одного из театров. Из этого тесного мирка, где все знакомы друг с другом, режиссёр бросает взгляд на судьбу Франции в военные годы.

Одному из самых талантливых режиссёров столицы, Люка Штайнеру (Хайнц Беннент), грозит перемещение в концентрационный лагерь, так как он еврей. Поэтому он сбежал из Парижа в первые дни оккупации. Но это официальная версия. На самом деле Люка прячется от нацистов в подвале своего театра на Монмартре, в этом ему помогает его супруга, одна из известнейших актрис своего времени Марион (Катрин Денёв), взявшая на себя обязанности директора в это нелегкое время. По вечерам через потайной люк она спускается в каморку мужа, тщательно спрятанную среди склада старых декораций. Для того, чтобы театр жил - Марион готовит премьеру новой пьесы, при этом никто не догадывается, что истинным автором постановки является Люка, которому Марион организовала радиотрансляции от микрофона на сцене до приёмника в подвале. Люка сообщает свои идеи Марион, а она в свою очередь - приглашенному режиссёру, который постепенно начинает верить в то, что до всего додумался сам. В качестве партнёра Марион по спектаклю из «Гран-Гриньола» в театр приходит многообещающий актёр Бернар Гранже (Жерар Депардьё). Между тем театром пытается завладеть беспринципный коллаборационист Даксиа…

В мире театра только кажется, что все друг у друга на виду. На самом деле каждый здесь — актёр, который тщательно играет свою роль и скрывает от окружающих секреты. В крайне плотной повествовательной ткани фильма рассыпаны намёки, кто из персонажей — тайный борец Сопротивления, а кто — коллаборационист, кто — вор, кто — гей, а кто — лесбиянка. Но самую главную тайну — тайну своей любви к партнёру по сцене — Марион Штайнер хранит почти до самого конца. Знаменитая финальная сцена решена Трюффо метатеатрально, в духе Пиранделло.

Стиль

Как-то раз Трюффо и Жак Риветт брали интервью у своего кумира Жана Ренуара. Великий режиссёр поведал им о съёмках одного из своих последних фильмов, «Золотая карета», который был посвящён жизни актёров комедии дель арте. Так же, как последнее метро в фильме Трюффо, золотая карета у Ренуара воплощала мир лицедейства. И так же, как Трюффо, Ренуар был вынужден в своём фильме о театре пойти на уступки законам театрального жанра.

Оператор Нестор Альмендрос в своей автобиографии вспоминает, что на съёмочной площадке было запрещено открывать окна. Тесные, плохо освещённые помещения, в которых происходит действие, были призваны создавать у зрителя чувство клаустрофобии, созвучное тому, что должны были испытывать загнанные в подполье герои.

Перед началом съёмок Трюффо изучал фильмы сороковых годов. Он просил съёмочную группу добиться стилизации под картины начала десятилетия, снятые в Третьем рейхе на цветной плёнке Agfacolor (напр., de:Die goldene Stadt). Исходя из этой установки, подбирались костюмы и декорации, играющие бархатистыми оттенками охры. С целью получения приглушённой цветовой гаммы оператор и режиссёр даже рассматривали возможность использования плёнки советского производства.

В ролях

  • Жерар Депардьё — Бернар Гранже
  • Катрин Денёв — Марион Штайнер
  • Жан Пуаре — Жан-Лу Коттен
  • Андреа Ферреоль — Арлетт Гильом
  • Полетт Дюбо — Жермен Фабре
  • Жан-Луи Ришар — критик Даксиа
  • Хайнц Беннент — Люка Штайнер
  • Морис Риш — Раймон Борсье
  • Сабин Одепен — Надин Марсак

Критика

Успех фильма у публики насторожил высоколобых критиков. Режиссёра упрекали в стремлении угодить самым непритязательным зрителям, в поверхностности его ностальгического взгляда на военное время. Тема утаивания и укрывательства настолько заглублена в структуру «Последнего метро», что критик Дэйв Кер увидел в этом метафору творческого бессилия режиссёра, его ухода от реальности: «Временами создаётся впечатление, что весь фильм — о причинах собственной бессодержательности».

Награды и номинации

Награды

  • 1981 Премия «Сезар»
    • Лучшая мужская роль — Жерар Депардьё
    • Лучшая женская роль — Катрин Денёв
    • Лучший фильм — Франсуа Трюффо
    • Лучшая операторская работа — Нестор Альмендрос
    • Лучшая режиссура — Франсуа Трюффо
    • Лучший сценарий — Сюзанн Шиффман, Франсуа Трюффо
    • Лучшая оригинальная музыка — Жорж Делерю
    • Лучшая работа художника-постановщика — Жан-Пьер Кохут-Свелко
    • Лучший звук
    • Лучший монтаж
  • 1981 Премия Давида ди Донателло
    • Лучшая иностранная актриса — Катрин Денёв

Номинации

  • 1981 Премия «Оскар»
    • Лучший фильм на иностранном языке
  • 1981 Премия «Сезар»
    • Лучшая мужская роль второго плана — Хайнц Беннент
    • Лучшая женская роль второго плана — Андреа Ферреоль
  • 1981 Премия «Золотой глобус»
    • Лучший фильм на иностранном языке

Интересные факты

  • Сцена, в которой Гранже избивает сотрудничающего с нацистами критика Даксиа, обыгрывает реальный эпизод, когда Жан Маре поколотил театрального обозревателя Алена Лобрё из коллаборационистски настроенного издания Je suis partout. В своих воспоминаниях Маре описал и то «последнее метро», которое вынесено в название фильма.

Имя:*
E-Mail:
Комментарий: