Главная
Новости
Строительство
Ремонт
Каркасный дом
Несущие конструкции
Металлические конструкции
Прочность дорог
Дорожные материалы
Стальные конструкции
Грунтовые основания
Опорные сооружения




26.06.2022


26.06.2022


26.06.2022


26.06.2022


26.06.2022


25.06.2022


24.06.2022





Яндекс.Метрика

Руническая песня

22.06.2022

Рунические песни (фин. runo — руна) — эпические песни карелов, финнов, эстонцев и других прибалтийско-финских народов.

Рунические песни происходят от древних мифов о сотворении мира. Наибольшее распространение рунические песни получили в традициях карел и эстонцев. Из рунических стихов собиратель фольклора Элиас Лёнрот составил карело-финский эпос «Калевала», также из рун составлен эстонский народный эпос «Калевипоэг», а позже - эпическая поэма "Песнь о Гайавате" Генри Лонгфелло.

История

Древним германским (готским) словом руна (фин. runo) финны называют в настоящее время стихи вообще; но в древности, в период язычества, особенным значением пользовались магические руны или руны-заговоры (фин. loitsu runo), как продукт шаманских верований, господствовавших некогда среди финнов, как и у их родичей — саамов, мансе, коми-зырян и других угро-финских народов. Под влиянием столкновения с более развитыми народами — германцами и славянами — финны, особенно в период скандинавских викингов (VIII—XI вв.), пошли в своем духовном развитии дальше других народов-шаманистов, обогатили свои религиозные представления образами стихийных и нравственных божеств, создали типы идеальных героев и вместе с тем достигли определённой формы и значительного искусства в своих поэтических произведениях, которые, однако, не переставали быть всенародными.

Особенности и тематика

Рунические песни одноголосны; исполняются запевалой и хором или одним или поочерёдно двумя певцами. Напевам свойственна простая мелодика терцового, квартового или квинтового диапазона. Отличительная внешняя форма руны — короткий восьмисложный хорейный стих, не рифмованный, но богатый аллитерацией. Для него типична квантитативная ритмика, аллитерация, ассонанс, параллелизмы. Особенность склада — почти постоянное сопоставление синонимов в двух рядом стоящих стихах, так что каждый следующий стих является парафразой предыдущего. Последнее свойство объясняется способом народного пения в Финляндии: певец, условившись с товарищем о сюжете песни, садится против него, берет его за pyки, и они начинают петь, покачиваясь взад и вперед. При последнем такте каждой строфы наступает очередь помощника, и он всю строфу перепевает один, а между тем запевала на досуге обдумывает следующую. Хорошие певцы знают множество рун, иногда хранят в памяти несколько тысяч стихов, но поют либо отдельные руны, либо своды из нескольких рун, связывая их по своему усмотрению, не имея никакого представления о существовании цельной эпопеи, которую находят в рунах некоторые учёные.

Руны повествуют о сотворении мира, богах, героях, воспевают природу родного края. Это могут быть плачи об умерших родственниках, разлуке с любимыми. Сюжеты связаны с бытом и обрядами крестьян, а также с архаичными космогоническими мифами.

Рунопевцы

Исполнителями рун, как правило, были простые крестьяне из карел, ижор, ингерманландцев и финнов. Они пели руны в один голос, иногда — попеременно двумя голосами, часто сопровождая исполнение игрой на кантеле, каннеле и подобных инструментах.

Со времени опубликования «Калевалы» (1835—1849 года) интерес к финно-угорскому фольклору возрос, различные исследователи открывали всё новых рунопевцев, которые пели для них древние руны.

Известные ижорские рунопевцы:

  • Ларин Параске
  • Онтропо Мельников

Известные карельские рунопевцы:

  • Ваассила Киелевяйнен
  • Онтрей Малинен (1777—1855)
  • Мария Михеева (1884—1969)
  • Анастасия Никифорова (1888—1971)
  • Архип Перттунен
  • Михаил Перттунен (1815—1899)
  • Татьяна Перттунен (1880—1963)
  • Петри Шемейкка
  • Иивана Шемейкка (1843—1911)
  • Ёуки Хямяляйнен (1882—1959)

Имя:*
E-Mail:
Комментарий: