Памфил Данилович Юркевич (16 (28) февраля 1826 – 4 (16) октября 1874) — русский религиозный философ, ординарный профессор и декан историко-филологического факультета Московского университета.
Биография
Памфил Юркевич родился в селе Липлявое Полтавской губернии в семье сельского священника в 1826 или 1827 году.
Воспитание и образование получил в Полтавской духовной семинарии (1847) и Киевской духовной академии (1851), в которой был оставлен наставником по классу философских наук. В 1852 году получил степень магистра богословия. В 1853 году «за отлично усердные и весьма полезные труды» ему было объявлено благоволение Св. Синода. В следующем году он был определён помощником инспектора академии и занимал эту должность в иечение двух лет. В 1857 году, сверх философии, ему было поручено преподавание немецкого языка. С 1858 года — экстраординарный профессор.
В середине 1861 года Юркевичу было сделано предложение занять вновь открывающуюся кафедру философии в Московском университете и 18 октября 1861 года появился приказ о его перемещении в Москву ординарным профессором. Вступительную лекцию он прочитал 16 января 1862 года. В университете читал логику, психологию, историю философии и педагогику. В 1869—1873 годах исправлял должность декана историко-филологического факультета Московского университета. В 1864–1868 читал курс педагогики в учительском отделении при московском училище военного ведомства (преобразованном в Учительскую семинарию военного ведомства в мае 1866 года).
В 1873 году после долгой болезни в Крыму умерла его жена. Это несчастье и соединенные с ним тревоги совершенно расстроили здоровье Юркевича. Он серьёзно заболел и 4 (16) октября 1874 года скончался в Москве от рака желудка; был похоронен на кладбище Свято-Данилова монастыря.
Творчество
Представитель русской религиозной философии. Критика Юркевичем работы Н. Г. Чернышевского «Антропологический принцип в философии» положила начало бурной полемике (выступления Чернышевского, М. А. Антоновича и др.), имевшей широкий общественный резонанс. Он подвергся весьма страстным и резким нападкам со стороны Чернышевского, за разбор «Антропологического принципа в философии», напечатанный в «Трудах Киевской Духовной Академии» («Из науки о человеческом духе»). Заслуги Юркевича выставил Вл. С. Соловьёв, слушатель Юркевича по Московскому университету. Соловьёв дважды писал о Юркевиче: некролог Юркевича в «Журнале Министерства народного просвещения», с подробным изложением некоторых статей Юркевича, и статья «О философских трудах П. Д. Юркевича». Соловьёв очень тепло отзывается о Юркевиче, который высоко ценил идеалистическую философию, но не немецкий идеализм И. Канта и Гегеля; у последнего Юркевич находил неизлечимую форму мании величия. Последними настоящими философами Юркевич считал Якоба Бёма, Готфрида Вильгельма Лейбница и Эмануэля Сведенборга. Точкой зрения Юркевича был «широкий, от всяких произвольных или предвзятых ограничений свободный эмпиризм, включающий в себя и всё истинно рациональное, и всё истинно сверхрациональное, так как и то, и другое прежде всего существует эмпирически в универсальном опыте человечества с не меньшими правами на признание, чем всё видимое и осязаемое». Юркевич очень любил предостерегать своих слушателей от смешения абсолютного знания со знанием об абсолюте. Первое невозможно; ко второму ведут три пути — сердечное религиозное чувство, добросовестное философское размышление и мистическое созерцание. Склонностью Юркевича к мистицизму, объясняется и отношение к спиритизму. Юркевич, как человек осторожный, не писал о спиритизме, но очень им интересовался и многого ждал от него (см. статью А. Н. Аксакова). О Юркевиче, как педагоге, была помещена статья в журнале «Гимназия» за 1888 год, оставшаяся неоконченной. Список трудов Юркевича, почти полный, можно найти в «Материалах для истории философии в России», изданных Я. Н. Колубовским в «Вопросах философии» (книга 4, пр. 1).
Развил своеобразный вариант христианского платонизма. Идея, по Юркевичу, — объективно реальная сущность вещи, её разумная основа, «норма» и «закон» её существования. Признавая значение опыта и наблюдения, выдвигал требование находить и толковать идею через явления наличной действительности. В основе антропологии Юркевича — библейское учение о роли «сердца» как средоточия всей духовной жизни человека, являющегося, согласно Юркевичу, предпосылкой истинного познания. С марксистских позиций Юркевича критиковал Г. В. Плеханов. Темы работ Юркевича во многом определили проблематику последующего развития философского идеализма в России (например, у Вл. Соловьёва, П. А. Флоренского, отчасти Г. Г. Шпета и др.).
Философские труды Юркевича немногочисленны; помещались по преимуществу в «Трудах Киевской Духовной Академии», в «Журнале Министерства народного просвещения» и других учёных изданиях. Наиболее замечательны:
- «Идея» («Журнал Министерства народного просвещения», 1859)
- «Материализм и задачи философии» (там же, 1860)
- «Сердце и его значение в духовной жизни человека по учению слова Божия» («Труды Киевской Духовной Академии», 1860)
- «Доказательства бытия Божия» (там же, 1861)
- «Из науки о человеческом духе» (там же, 1860)
- «Язык физиологов и психологов» («Русский вестник», 1862)
- «Разум по учению Платона и опыт по учению Канта» (речь, произнесенная на акте Московского университета в 1866 г.) — наиболее совершенное философское произведение Юркевича. Противоположение И. Канта и Платона, двух родственных по направлению мыслителей, выполнено Юркевичем блистательно.
Не менее замечательны труды Юркевича по педагогике. Им изданы «Чтения о воспитании» (1865) и «Курс общей педагогики с приложениями» (М., 1869). Это выдающаяся книга по педагогике на русском языке того времени. На Юркевича имел влияние Куртман, но Юркевич проявил большую вдумчивость и самостоятельность. Книга его распадается на 2 части: общее учение о воспитании и общая теория обучения.
Библиография
- Идея // Журнал Министерства народного просвещения. 1859. — Кн. 10—11, отд. 2.
- Сердце и его значение в духовной жизни человека по учению слова Божия // Труды Киевской духовной академии. 1860. — Кн. 1, отд. 2.
- Из науки о человеческом духе // Труды Киевской духовной академии. 1860. — № 4. — С. 367—511
- Игра подспудных сил, по поводу диспута профессора Струве // Русский вестник. 1870. — № 4.
- Заметка [по поводу статьи В. Шульгина: «Несколько слов по случаю открытия Фундуклеевского женского училища в Киеве», напеч. в «Киев. телеграфе»]. — Киев : Унив. тип., 1860. — 17 с.
- Разум по учению Платона и опыт по учению Канта : (Речь, произнес. в торжеств. собр. Моск. ун-та, 12 янв. 1866 г.). — [Москва] : Унив. тип. (Катков и К°), [1866]. — 72 с.
- Курс общей педагогики с приложениями. — Москва : тип. Грачева и К°, 1869. — XVI, 404 с.
- Философские произведения / сост. и подгот. текста А. И. Абрамова, И. В. Борисовой; вступ. ст. и примеч. А. И. Абрамова ; Журн. «Вопросы философии» и др.]. — Москва : Правда, 1990. — 669 с. — (Из истории отечественной философской мысли).
- Історія філософії права ; Філософія права ; Філософський щоденник : рукописна спадщина. — Київ : Ред. журналу «Український світ», 2000. — 751 c. — ISBN 966-7586-00-6
- Сакральная педагогика сердца Памфила Юркевича : Хрестоматия науч.-христиан. педагогики : 2000-летию Рождества Христова и 125-летию со дня смерти Памфила Юркевича посвящается. — Кн. 1. — 2000. — 397 с. — ISBN 966-617-029-9
- Сакральная педагогика сердца Памфила Юркевича : Хрестоматия науч.-христиан. педагогики : 2000-летию Рождества Христова и 125-летию со дня смерти Памфила Юркевича посвящается. — Кн. 2. — 2011. — 416 с.
- Идея; Разум по учению Платона и опыт по учению Канта. — Москва : ЛИБРОКОМ, 2010. — 182 с. — (Из наследия мировой философской мысли: теория познания). — ISBN 978-5-397-01794-7
- Язык физиологов и психологов. — Москва : URSS, 2010. — 113 с. — (Из наследия мировой философской мысли: теория познания). — ISBN 978-5-397-01793-0
- Из науки о человеческом духе: очерки по философии и богословию. — Москва : URSS, 2010. — 244 с. — (Из наследия мировой философской мысли: история философии). — ISBN 978-5-397-01792-3