Главная
Новости
Строительство
Ремонт
Каркасный дом
Несущие конструкции
Металлические конструкции
Прочность дорог
Дорожные материалы
Стальные конструкции
Грунтовые основания
Опорные сооружения




26.06.2022


26.06.2022


26.06.2022


26.06.2022


26.06.2022


25.06.2022


24.06.2022





Яндекс.Метрика

Юркевич, Памфил Данилович

21.06.2022

Памфил Данилович Юркевич (16 (28) февраля 1826 – 4 (16) октября 1874) — русский религиозный философ, ординарный профессор и декан историко-филологического факультета Московского университета.

Биография

Памфил Юркевич родился в селе Липлявое Полтавской губернии в семье сельского священника в 1826 или 1827 году.

Воспитание и образование получил в Полтавской духовной семинарии (1847) и Киевской духовной академии (1851), в которой был оставлен наставником по классу философских наук. В 1852 году получил степень магистра богословия. В 1853 году «за отлично усердные и весьма полезные труды» ему было объявлено благоволение Св. Синода. В следующем году он был определён помощником инспектора академии и занимал эту должность в иечение двух лет. В 1857 году, сверх философии, ему было поручено преподавание немецкого языка. С 1858 года — экстраординарный профессор.

В середине 1861 года Юркевичу было сделано предложение занять вновь открывающуюся кафедру философии в Московском университете и 18 октября 1861 года появился приказ о его перемещении в Москву ординарным профессором. Вступительную лекцию он прочитал 16 января 1862 года. В университете читал логику, психологию, историю философии и педагогику. В 1869—1873 годах исправлял должность декана историко-филологического факультета Московского университета. В 1864–1868 читал курс педагогики в учительском отделении при московском училище военного ведомства (преобразованном в Учительскую семинарию военного ведомства в мае 1866 года).

В 1873 году после долгой болезни в Крыму умерла его жена. Это несчастье и соединенные с ним тревоги совершенно расстроили здоровье Юркевича. Он серьёзно заболел и 4 (16) октября 1874 года скончался в Москве от рака желудка; был похоронен на кладбище Свято-Данилова монастыря.

Творчество

Представитель русской религиозной философии. Критика Юркевичем работы Н. Г. Чернышевского «Антропологический принцип в философии» положила начало бурной полемике (выступления Чернышевского, М. А. Антоновича и др.), имевшей широкий общественный резонанс. Он подвергся весьма страстным и резким нападкам со стороны Чернышевского, за разбор «Антропологического принципа в философии», напечатанный в «Трудах Киевской Духовной Академии» («Из науки о человеческом духе»). Заслуги Юркевича выставил Вл. С. Соловьёв, слушатель Юркевича по Московскому университету. Соловьёв дважды писал о Юркевиче: некролог Юркевича в «Журнале Министерства народного просвещения», с подробным изложением некоторых статей Юркевича, и статья «О философских трудах П. Д. Юркевича». Соловьёв очень тепло отзывается о Юркевиче, который высоко ценил идеалистическую философию, но не немецкий идеализм И. Канта и Гегеля; у последнего Юркевич находил неизлечимую форму мании величия. Последними настоящими философами Юркевич считал Якоба Бёма, Готфрида Вильгельма Лейбница и Эмануэля Сведенборга. Точкой зрения Юркевича был «широкий, от всяких произвольных или предвзятых ограничений свободный эмпиризм, включающий в себя и всё истинно рациональное, и всё истинно сверхрациональное, так как и то, и другое прежде всего существует эмпирически в универсальном опыте человечества с не меньшими правами на признание, чем всё видимое и осязаемое». Юркевич очень любил предостерегать своих слушателей от смешения абсолютного знания со знанием об абсолюте. Первое невозможно; ко второму ведут три пути — сердечное религиозное чувство, добросовестное философское размышление и мистическое созерцание. Склонностью Юркевича к мистицизму, объясняется и отношение к спиритизму. Юркевич, как человек осторожный, не писал о спиритизме, но очень им интересовался и многого ждал от него (см. статью А. Н. Аксакова). О Юркевиче, как педагоге, была помещена статья в журнале «Гимназия» за 1888 год, оставшаяся неоконченной. Список трудов Юркевича, почти полный, можно найти в «Материалах для истории философии в России», изданных Я. Н. Колубовским в «Вопросах философии» (книга 4, пр. 1).

Развил своеобразный вариант христианского платонизма. Идея, по Юркевичу, — объективно реальная сущность вещи, её разумная основа, «норма» и «закон» её существования. Признавая значение опыта и наблюдения, выдвигал требование находить и толковать идею через явления наличной действительности. В основе антропологии Юркевича — библейское учение о роли «сердца» как средоточия всей духовной жизни человека, являющегося, согласно Юркевичу, предпосылкой истинного познания. С марксистских позиций Юркевича критиковал Г. В. Плеханов. Темы работ Юркевича во многом определили проблематику последующего развития философского идеализма в России (например, у Вл. Соловьёва, П. А. Флоренского, отчасти Г. Г. Шпета и др.).

Философские труды Юркевича немногочисленны; помещались по преимуществу в «Трудах Киевской Духовной Академии», в «Журнале Министерства народного просвещения» и других учёных изданиях. Наиболее замечательны:

  • «Идея» («Журнал Министерства народного просвещения», 1859)
  • «Материализм и задачи философии» (там же, 1860)
  • «Сердце и его значение в духовной жизни человека по учению слова Божия» («Труды Киевской Духовной Академии», 1860)
  • «Доказательства бытия Божия» (там же, 1861)
  • «Из науки о человеческом духе» (там же, 1860)
  • «Язык физиологов и психологов» («Русский вестник», 1862)
  • «Разум по учению Платона и опыт по учению Канта» (речь, произнесенная на акте Московского университета в 1866 г.) — наиболее совершенное философское произведение Юркевича. Противоположение И. Канта и Платона, двух родственных по направлению мыслителей, выполнено Юркевичем блистательно.

Не менее замечательны труды Юркевича по педагогике. Им изданы «Чтения о воспитании» (1865) и «Курс общей педагогики с приложениями» (М., 1869). Это выдающаяся книга по педагогике на русском языке того времени. На Юркевича имел влияние Куртман, но Юркевич проявил большую вдумчивость и самостоятельность. Книга его распадается на 2 части: общее учение о воспитании и общая теория обучения.

Библиография

  • Идея // Журнал Министерства народного просвещения. 1859. — Кн. 10—11, отд. 2.
  • Сердце и его значение в духовной жизни человека по учению слова Божия // Труды Киевской духовной академии. 1860. — Кн. 1, отд. 2.
  • Из науки о человеческом духе // Труды Киевской духовной академии. 1860. — № 4. — С. 367—511
  • Игра подспудных сил, по поводу диспута профессора Струве // Русский вестник. 1870. — № 4.
отдельные издания
  • Заметка [по поводу статьи В. Шульгина: «Несколько слов по случаю открытия Фундуклеевского женского училища в Киеве», напеч. в «Киев. телеграфе»]. — Киев : Унив. тип., 1860. — 17 с.
  • Разум по учению Платона и опыт по учению Канта : (Речь, произнес. в торжеств. собр. Моск. ун-та, 12 янв. 1866 г.). — [Москва] : Унив. тип. (Катков и К°), [1866]. — 72 с.
  • Курс общей педагогики с приложениями. — Москва : тип. Грачева и К°, 1869. — XVI, 404 с.
  • Философские произведения / сост. и подгот. текста А. И. Абрамова, И. В. Борисовой; вступ. ст. и примеч. А. И. Абрамова ; Журн. «Вопросы философии» и др.]. — Москва : Правда, 1990. — 669 с. — (Из истории отечественной философской мысли).
  • Історія філософії права ; Філософія права ; Філософський щоденник : рукописна спадщина. — Київ : Ред. журналу «Український світ», 2000. — 751 c. — ISBN 966-7586-00-6
  • Сакральная педагогика сердца Памфила Юркевича : Хрестоматия науч.-христиан. педагогики : 2000-летию Рождества Христова и 125-летию со дня смерти Памфила Юркевича посвящается. — Кн. 1. — 2000. — 397 с. — ISBN 966-617-029-9
  • Сакральная педагогика сердца Памфила Юркевича : Хрестоматия науч.-христиан. педагогики : 2000-летию Рождества Христова и 125-летию со дня смерти Памфила Юркевича посвящается. — Кн. 2. — 2011. — 416 с.
  • Идея; Разум по учению Платона и опыт по учению Канта. — Москва : ЛИБРОКОМ, 2010. — 182 с. — (Из наследия мировой философской мысли: теория познания). — ISBN 978-5-397-01794-7
  • Язык физиологов и психологов. — Москва : URSS, 2010. — 113 с. — (Из наследия мировой философской мысли: теория познания). — ISBN 978-5-397-01793-0
  • Из науки о человеческом духе: очерки по философии и богословию. — Москва : URSS, 2010. — 244 с. — (Из наследия мировой философской мысли: история философии). — ISBN 978-5-397-01792-3

Имя:*
E-Mail:
Комментарий: