«Анапа» — парусно-винтовая шхуна Черноморского флота Российской империи.
Описание судна
Парусно-винтовая шхуна водоизмещением 677 тонн. Длина судна между перпендикулярами составляла 51 метр, ширина с обшивкой — 7,4 метра, а осадка 3,8 метра. На шхуне была установлена паровая машина мощностью 80 номинальных лошадиных сил, в качестве движителя помимо парусов использовался один гребной винт. Вооружение судна состояло из четырех орудий, однако по состоянию на начало 1860-х годов на шхуне оставались только две 3-фунтовые медные пушки.
История службы
Шхуна «Анапа» была заложена на стапеле Блейкоульской верфи в Англии в 1849 году и после спуска на воду в 1850 году вошла в состав Черноморского флота России.
В кампании 1856 и 1857 годов совершала плавания у восточных берегов Чёрного моря. При этом 21 июля (2 августа) 1857 года принимала участие в захвате 6 пушечной батареи, оборудованной горцами в укреплении Геленджик, Вениаминовского форта, укрепления Гагры и мыса Адлер.
В кампанию 1858 года совершала крейсерские плавания вдоль берегов Абхазии, а также между черноморскими портами.
В кампанию 1859 года совершала плавания между черноморскими портами и у восточного берега Чёрного моря, также принимала участие в высадке десанта против горцев на кавказском побережье.
В кампанию 1860 года вновь совершала плавания между черноморскими портами и крейсировал у берегов Абхазии.
В кампании 1861 и 1862 годов выходила плавания последовательно по портам Чёрного, затем в Азовского морей, после чего вернулась в Чёрное море и вновь ушла в плавание к восточным берегам Чёрного.
В 1863—1864 годах совершала крейсерские плавания вдоль восточного берега Чёрного моря и принимала участие в захвате местечка Туапсе.
В кампании 1865 и 1866 годов выходила в плавания между черноморскими портами, а в 1867 и 1868 годах ходила вдоль восточного берега Чёрного моря.
Шхуна «Анапа» была исключена из списков судов флота 13 (25) июля 1874 года.
Командиры шхуны
Командирами шхуна «Анапа» в составе Российского императорского флота в разное время служили:
- капитан-лейтенант Ф. Д. Степанов (1857 год);
- капитан 2-го ранга М. А. Дандри (1858—1859 годы);
- капитан-лейтенант, а с 1 (13) января 1866 года капитан 2-го ранга В. А. Леонов (1860—1867 годы);
- капитан 2-го ранга Д. Н. Кондогури (1867—1868 годы).