Броненосные крейсера типа «Дрейк» — серия кораблей британского королевского флота, построенная в начале XX века. Стали развитием броненосных крейсеров типа «Кресси», в королевском флоте числились крейсерами 1-го класса. Всего построено 4 единицы: «Дрейк» (Drake), «Гуд Хоуп» (Good Hope), «Левиафан» (Leviathan), «Кинг Альфред» (King Alfred). Все они принимали активное участие в Первой мировой войне.
Проект подвергся критике за чрезмерные размеры и стоимость, что повлекло за собой разработку «умеренных» броненосных крейсеров типа «Кент».
Проектирование
Проект нёс явную антикрейсерскую направленность. Корабли были спроектированы для противостояния французским броненосным крейсерам в войне на торговых путях Так же они были рассчитаны на противостояние новому русскому броненосному крейсеру «Громобой», пусть не быстроходному, но солидно забронированному и вооружённому, поскольку уже существующим крейсерам типа «Кресси» не хватало скорости для противодействия французам и мощи для противодействия русскому крейсеру, уровень защиты же вполне устраивал. Поэтому от новых крейсеров требовалась прежде всего высокая для своего времени скорость 23 узла, поэтому крейсера строились вокруг силовой установки: двух гигантских паровых машин и 43 котлов Бельвиля.
Конструкция
Броненосные крейсера типа «Дрейк». Схема.Увеличенный вариант крейсеров типа «Кресси» с более мощным вооружением и большей скоростью. По размерам соответствовал «Пауэрфулу», по бронированию «Кресси», по вооружению превосходил их обоих.
Корпус
Количество надстроек было резко сокращено — силуэт стал ниже. Осадка — ограничена Суэцким каналом.
Силовая установка
Главная энергетическая установка включала в себя 43 паровых котла Бельвиля и две паровые машины тройного расширения, проектная мощность силовой установки: 30 000 л. с. Запас угля: нормальный 1250 дл. т, полный 2500 дл. т.
Все крейсера превысили проектную скорость. На ходовых испытаниях «Дрейк» достиг скорости 24,11 узла (44,65 км/ч). Расчеты на достижение огромной дальности тоже оправдались, она составила 8200 миль на ходу 10 узлов.
Бронирование
Крупповская броня. Главный броневой пояс был толщиной 152 мм, высотой 3,5 м и длиной 78 м, сзади замыкался броневым траверзом толщиной 127 мм, носовой травез отсутствовал, что странно для контрорейдера. В носовой части был броневой пояс, утончающийся к носу от 102 мм до 51 мм. Броневая палуба имела толщину 25 мм, а от кормового траверза в корму её толщина составляла 63 мм, что было тоньше чем на «Кресси». Толщина брони башен составляла 152 мм, толщина брони казематов была от 127 до 51 мм, боевой рубки — 305 мм. Длина броневого пояса — 122 м. Общая площадь забронированного борта — 30 %.
Вооружение
Главный калибр состоял из двух 9,2-дюймовых (234 мм/45) пушек новой модели в одноорудийных башнях, в носу и корме. Установки имели угол возвышения до 15°, что обеспечивало для 170 кг снарядов максимальную дальность 14 200 м. Средний калибр состоял из 16 6-дюймовый орудий Mk VII, которые были расположены в казематах на миделе. Восемь из них были установлены на главной палубе и могли использоваться только в безветренную погоду. Они стреляли 45,4 кг снарядами и имели максимальную дальность 12 200 ярдов (11 200 м). Двенадцать 12-фунтовых пушек предназначались для защиты от миноносцев. Две 12-фунтовых 8 cwt пушки предназначались для поддержки десанта. Также на крейсерах были три 3-фунтовых пушки Гочкиса и два подводных 18-дюймовых (457 мм) торпедных аппарата.
Служба
- «Дрейк» заложен 24.4.99, спущен на воду 5.3.01, вошёл в строй 13.1.1903, потоплен U-79 2.10.1917
- «Гуд Хоуп» (экс HMS Africa) 11.9.99/21.2.01/8.11.1902, погиб 1.11.1914
- «Кинг Альфред» 11.8.99/28.10.01/22.12.1903, исключён в 1920 году
- «Левиафан» 30.11.99/3.7.01/16.6.1903, исключён в 1920 году
Оценка проекта
На момент ввода в строй крейсера считались удачными.