Главная
Новости
Строительство
Ремонт
Каркасный дом
Несущие конструкции
Металлические конструкции
Прочность дорог
Дорожные материалы
Стальные конструкции
Грунтовые основания
Опорные сооружения




28.06.2022


27.06.2022


26.06.2022


26.06.2022


26.06.2022


26.06.2022


26.06.2022





Яндекс.Метрика

Тарту (аэродром)

26.04.2022

Тарту (Раади) — неиспользуемый с 1996 года военный аэродром в уезде Тартумаа Эстонии, расположенный на северо-восточной окраине города Тарту. Принимавшиеся воздушные суда: Ту-134; Ан-12, Ан-26, Ан-24; Ил-18; Ил-76; вертолёты. Изначально был предназначен для эксплуатации бомбардировщиков, военно-транспортных самолётов, а также отдельных вертолётов.

1912—1940

14 апреля 1912 года на поле Раади возле города Тарту в Эстонии российский лётчик Сергей Уточкин поднял в воздух биплан Farman IV. Его дядя — Барон Липхарт два года спустя дал разрешение на использование этой территории лётной ротой Петербургского военного округа при полётах (Гатчина — Таллин — Хаапсалу — Рига — Тарту — Нарва — Гатчина) для промежуточной посадки.

В 1918 году, после получения независимости Эстонией, поле Раади было занято 2-й эскадрильей лётного подразделения Вооружённых Сил Эстонской республики. В 1919 году здесь были построены 2 ангара. В 1925 аэродром был расширен. К 1940 году на аэродроме базировались три разведчика-бомбардировщика чешского производства S-328 и два учебно-тренировочных самолёта PTO-4, изготовленных в Эстонии. В мае 1940 на аэродром были доставлены самолёты-разведчики «Хеншель» Hs 126, но вскоре, в связи с включением Эстонии в СССР, полёты на них прекратились.

1940—1945

В октябре 1940 года в Тарту прибыли 50 скоростных бомбардировщиков СБ 35-го скоростного бомбардировочного авиаполка ВВС РККА. В первый же день Великой Отечественной войны 35-й сбап был переброшен ближе к линии фронта - на территорию Латвии под Митаву. В дальнейшем аэродром использовался преимущественно авиацией люфтваффе — транспортной авиацией, а по приближении в 1944 году линии фронта к Тарту, в том числе и бомбардировщиками Junkers Ju 87, а также истребителями Bf 109, Fw 190. Во время немецкой оккупации взлётно-посадочная полоса была покрыта искусственным покрытием. В июле-сентябре 1944 года здесь находились подразделения «помощников ПВО» (эстонские добровольцы 15-20 лет, обслуживавшие зенитные орудия и прожектора частей люфтваффе).

Мирный период

По окончании войны с августа 1945 года на аэродроме базировалась 281-я штурмовая авиационная Новгородская Краснознамённая дивизия в составе трех полков на самолетах Ил-2. В апреле 1946 года дивизия вошла в состав Авиации Воздушно-десантных войск СССР, изменила наименование на 281-я транспортная авиационная Новгородская Краснознамённая дивизия и получила на вооружении самолёты Ли-2. В октябре 1946 года дивизия перебазировалась на аэродромный узел Кречевицы (Новгородская область).

После войны в ходе реконструкций лётное поле значительно расширялось — ИВПП достигло длины 3000 м, были добавлены широкие зоны рассредоточения, в результате чего в 1960-е годы аэродром стал самым большим из военных аэродромов Восточной Европы. На аэродроме базировались:

  • 132-й тяжёлый бомбардировочный авиационный Берлинский орденов Кутузова и Александра Невского полк. До 1987 года на его вооружении состояли стратегические бомбардировщики Ту-16, с 1987 — Ту-22М3. Этот полк входил в 326-ю тяжёлую бомбардировочную авиационную дивизию (командир — Джохар Дудаев).
  • 196-й гвардейский военно-транспортный авиационный Минский полк на самолетах Ил-76М с августа 1958 года по январь 1993 года.

Обеспечение аэродрома производилось складом ГСМ Кяркна и складами авиационных средств поражения в Акиметса и Марама. В конце 1980-х годов произошло загрязнение грунтовых вод в результате периодических утечек керосина, который оседал в водоносных слоях грунта и выкачивался с водой скважинами близлежащей частной застройки. Очистка грунтовых вод была произведена в начале 1990-х годов, уже после ухода российских войск.

В независимой Эстонии

С 1991 по 1993 годы производился вывод Российских войск из Эстонии; аэродром в 1992 году был передан Силам обороны Эстонии, которые в 1993 году, в свою очередь, передали лётное поле акционерному обществу «Tartu Raadi lennujaam».

В 1994 году на аэродром приземлялся самолёт президента Польши Леха Валенса. Использование аэродрома по назначению — для отдельных взлётов и посадок летательных аппаратов проводилось периодически — до 1996 года включительно.

В связи с износом искусственных покрытий, отчасти из-за отсутствия работы аэродромно-эксплуатационных подразделений (служб), полёты прекратились. Около трёх лет поднимался вопрос о восстановлении аэродрома, но в 1999 году от него окончательно отказались. На лётном поле до сих пор существуют два ангара 1920 года постройки, командный пункт, укрытия летательных аппаратов, ИВПП и отдельные руины служебно-технической застройки. Лётное поле частично используется городским авторынком.


Имя:*
E-Mail:
Комментарий: