Главная
Новости
Строительство
Ремонт
Дизайн и интерьер
Каркасный дом
Несущие конструкции
Металлические конструкции
Прочность дорог
Дорожные материалы
Стальные конструкции
Грунтовые основания
Опорные сооружения





















Яндекс.Метрика

Оленев, Михаил Фёдорович

Михаил Фёдорович Оленев (4 ноября 1907—1953) — советский архитектор и художник. Преподаватель Московского архитектурного института.

Биография

Родился в Москве, сын мастера по художественной обработке стекла Федора Ивановича Оленева (1870 - 1943). Учился во ВХУТЕИНе у А. А. Веснина (вместе с другими учениками принимал участие в разработке проекта Дворца Советов братьев Весниных), далее в аспирантуре Всесоюзной академии архитектуры у Г. П. Гольца. Работал в мастерской учителя Гольца — И. В. Жолтовского.

Автор проектов Велозаводского рынка (1932, совместно с Ю. С. Гриневицким), павильона ВДНХ «Башкирская АССР» (1938, перестроен им же в начале 1950-х годов, разобран в 1966 году), Пантеона партизан Великой Отечественной войны (1943), административно-жилого дома Шинного завода на Шарикоподшипниковской улице (1951—1953 гг.) и др. Подавляющее большинство проектов Оленева не были реализованы или не сохранились, многое осталось в эскизах. Анализируя эскизы Оленева, К. Г. Зайцев выделял поэтичность их формы и содержания и отмечал, что «в некоторых эскизных предложениях заметно влияние народных традиций русского деревянного зодчества, народного искусства в области малых форм». Кроме того, автор серии проектов люстр и настольных ламп.

Воспоминания современников

Многие годы преподавал на кафедре проектирования МАрхИ, среди учеников М. Ф. Оленева — архитекторы В. С. Кубасов, Г. А. Балашова, а также режиссёр Г. Н. Данелия.

«В нашей группе было два мастера — Юрий Николаевич Шевердяев и Михаил Фёдорович Оленев. Шевердяев — элегантный, спортивный, ведущий архитектор <…> — был очень занят и появлялся у нас нечасто. А Оленев — скромный, похожий на сельского учителя — был всё время с нами.

Михаил Фёдорович Оленев был очень болен, и мы старались не задерживать его долго у своих подрамников, чтобы он не уставал. Но он всё равно каждый раз засиживался с нами допоздна — увлекался. Он накладывал на чертёж кальку, брал свой любимый мягкий цанговый карандаш „Кохинор 6В“, думал, а потом по кальке правил проект… А потом рисовал возле здания для масштаба что-нибудь забавное: бородатого старика на самокате, пожарника на качелях, афишную тумбу, на которую задрала ногу собачка… <…>

Михаил Фёдорович умер. Гроб стоял в институте, в большой пустой комнате. <…> На стене висела картина Михаила Фёдоровича: открытое окно, на подоконнике глиняный горшок, в горшке — цветок, за окном ровное небо. Всё скупо и просто… Но там, за окном, было столько воздуха и столько радости, что я заплакал».

Данелия Г. Н. Безбилетный пассажир : маленькие истории, байки кинорежиссёра. - М. : Эксмо, 2005. - ISBN 5-699-12714-3

Имя:*
E-Mail:
Комментарий: