Политическая структура Латвии — парламентская унитарная республика. Основа политического устройства страны — Конституция, или Сатверсме (латыш. Satversme) принятая 15 февраля 1922 г., прекратившая действовать в 1934 г. и восстановленная в действии в 1990—1993 гг. Юридически, Латвия рассматривает себя как продолжение Латвийской республики, существовавшей в 1918—1940 гг.; правопреемственности с Латвийской ССР не признается, так как последняя, по официальной версии, являлась оккупационным режимом.
Глава государства
Глава государства — Президент государства (латыш. Valsts prezidents) (с 8 июля 2019 года — Эгилс Левитс), избираемый простым большинством Сейма закрытым голосованием на 4 года.
Парламент
Сейм (латыш. Saeima) — парламент Латвии, избираемый на 4 года гражданами, состоит из 100 депутатов. Система голосования — пропорциональная, но избираются депутаты по 5 избирательным округам; существует 5%-й барьер прохождения в Сейм (для участия в распределении мандатов списку необходимо набрать 5 % от участвовавших в выборах по стране в целом).
Правительство
Правительство Латвии — Кабинет министров, составляемый лицом, которое выбирает президент государства, и утверждаемый Сеймом. Глава правительства — президент министров (с 2019 г. — Кришьянис Кариньш, партия Новое единство). В коалиционное правительство К. Кариньша входят также партии KPV LV, Для развития/За!, Национальное объединение «Всё для Латвии!» — «Отечеству и свободе/ДННЛ» и Новая консервативная партия.
Судебная власть
Судьи утверждаются в должности Сеймом. Существует Конституционный суд из 7 судей, назначаемых на 10 лет.
Судьи остальных судов по прохождении испытательного срока утверждаются в должности до достижения 65 лет. Существуют три уровня судов общей юрисдикции (по гражданским и уголовным делам) — районные (городские), окружные и Верховный суд, а также (с 2004 г.) Административный районный суд (первой инстанции) и Административный окружной суд (апелляционный). Кассационные жалобы по административным делам рассматривает Верховный суд.
Политические права различных групп населения
- Граждане Латвии (84,0 % населения в начале 2015 г., по данным Регистра жителей, имеют все политические права. Существует ряд ограничений на право быть избранным в Сейм и местные думы: из них специфическими для Латвии являются: деятельность после 13 января 1991 г. в одной из ряда запрещенных после поражения ГКЧП просоветских организаций, работа в КГБ и других спецслужбах ЛССР.
- Граждане остальных стран Европейского союза (0,6 % населения в начале 2015 г.) не имеют прав: делать пожертвования политическим партиям, участвовать в референдумах и выборах Сейма. Они имеют право состоять в партиях (но не основывать их), занимать в них выборные должности и участвовать в выборах самоуправлений и депутатов Европарламента от Латвии наравне с гражданами Латвии.
- Неграждане Латвии (12,2 % населения в начале 2015 г.) имеют лишь права состоять в партиях (но не основывать их), занимать в них выборные должности и делать им пожертвования.
- Апатриды (bezvalstnieki) и граждане стран, не входящих в ЕС, политических прав не имеют.
Возрастной ценз для кандидатов в президенты — 40 лет, для кандидатов в депутаты Сейма — 21 год, для кандидатов в депутаты местных дум — 18 лет.
Система местного самоуправления
Латвия — унитарное государство. 1 июля 2009 года закончен переход от советской системы местной власти (город республиканского подчинения Рига, разделенный на 6 районов с избираемым самоуправлением; ещё 6 городов республиканского подчинения; 26 районов, разделенных на сельсоветы и города районного подчинения) к новой.
Первым этапом данной реформы было переименование сельсоветов в волости, переименование городских советов в думы и ликвидация самоуправления в районах Риги, вторым — сокращение функций и статуса районного самоуправления (районные советы перестали быть избираемыми органами — их составляли представители «нижестоящих» волостных, городских и со временем краевых самоуправлений), третьим этапом было создание в каждом районе нескольких краёв путём слияния нескольких бывших волостей и городов районного значения в одно самоуправление. Таким образом были ликвидированы районные самоуправления. Волости как территориальные единицы не были ликвидированы. На месте бывших волостных советов планируется создать центры услуг. Принятое правительством 4 сентября 2007 г. решение о новом административном делении Латвии — 109 краёв и 9 республиканских городов — было введено 1 июля 2009 года с началом работы новых дум, избранных на выборах в самоуправления 6 июня 2009 года.
Органы власти муниципалитетов (думы) избираются на 4 года.
Референдумы
Референдум может быть проведен по решению Сейма. Также как минимум треть депутатов Сейма может потребовать приостановки провозглашения закона, принятого не в срочном порядке, и если за вынесение его на референдум в течение 2 месяцев подпишется по меньшей мере 10 % граждан, но Сейм не принимает новую редакцию этого закона как минимум 3/4 голосов, состоится всенародное голосование, для которого установлен минимум явки — половина участников предыдущих выборов Сейма. Автоматически на народное голосование передается законопроект, внесенный в Сейм по меньшей мере 10 % избирателей, но отклоненный или существенно изменённый им. Установлен ряд вопросов, законы о которых на народное голосование не могут быть переданы.
Представительство в ЕС
Латвия представлена в Европарламенте 8 депутатами из 736. Депутаты избираются на 5 лет.
В Совете ЕС Латвия имеет 4 голоса из 345.
Выборы
Избирательные комиссии
Центральная избирательная комиссия состоит из 9 человек: 8, включая председателя, избираются Сеймом, а один — Верховным судом. Переизбирается с каждым созывом Сейма.
Избирательные комиссии муниципалитетов избираются соответствующими думами (советами) и также работают постоянно. Члены избиркомов не могут быть кандидатами на выборах.
Правонарушения
- Обход ограничений на агитационные расходы — за превышение установленных потолков на выборах Сейма в 2006 г. к административной ответственности были привлечены Народная партия (наибольший перерасход), Центр согласия, коалиция ЛПП/ЛЦ, Союз зелёных и крестьян, Новое время. Четыре первых оспорили решения Бюро по предотвращению и борьбе с коррупцией
- Подкуп избирателей — серия уголовных дел была возбуждена после муниципальных выборов 2005 г. и парламентских выборов 2006 г., суды вынесли обвинительные приговоры в отношении представителей Нового центра и Центра согласия
- Фальсификации — после парламентских выборов 2006 г. осуждён депутат Сейма от ТБ/ДННЛ Ю. Болданс