Главная
Новости
Строительство
Ремонт
Каркасный дом
Несущие конструкции
Металлические конструкции
Прочность дорог
Дорожные материалы
Стальные конструкции
Грунтовые основания
Опорные сооружения




18.05.2022


18.05.2022


18.05.2022


18.05.2022


18.05.2022


17.05.2022


17.05.2022





Яндекс.Метрика

Государственный строй Латвии

24.03.2022

Политическая структура Латвии — парламентская унитарная республика. Основа политического устройства страны — Конституция, или Сатверсме (латыш. Satversme) принятая 15 февраля 1922 г., прекратившая действовать в 1934 г. и восстановленная в действии в 1990—1993 гг. Юридически, Латвия рассматривает себя как продолжение Латвийской республики, существовавшей в 1918—1940 гг.; правопреемственности с Латвийской ССР не признается, так как последняя, по официальной версии, являлась оккупационным режимом.

Глава государства

Глава государства — Президент государства (латыш. Valsts prezidents) (с 8 июля 2019 года — Эгилс Левитс), избираемый простым большинством Сейма закрытым голосованием на 4 года.

Парламент

Сейм (латыш. Saeima) — парламент Латвии, избираемый на 4 года гражданами, состоит из 100 депутатов. Система голосования — пропорциональная, но избираются депутаты по 5 избирательным округам; существует 5%-й барьер прохождения в Сейм (для участия в распределении мандатов списку необходимо набрать 5 % от участвовавших в выборах по стране в целом).

Правительство

Правительство Латвии — Кабинет министров, составляемый лицом, которое выбирает президент государства, и утверждаемый Сеймом. Глава правительства — президент министров (с 2019 г. — Кришьянис Кариньш, партия Новое единство). В коалиционное правительство К. Кариньша входят также партии KPV LV, Для развития/За!, Национальное объединение «Всё для Латвии!» — «Отечеству и свободе/ДННЛ» и Новая консервативная партия.

Судебная власть

Судьи утверждаются в должности Сеймом. Существует Конституционный суд из 7 судей, назначаемых на 10 лет.

Судьи остальных судов по прохождении испытательного срока утверждаются в должности до достижения 65 лет. Существуют три уровня судов общей юрисдикции (по гражданским и уголовным делам) — районные (городские), окружные и Верховный суд, а также (с 2004 г.) Административный районный суд (первой инстанции) и Административный окружной суд (апелляционный). Кассационные жалобы по административным делам рассматривает Верховный суд.

Политические права различных групп населения

  • Граждане Латвии (84,0 % населения в начале 2015 г., по данным Регистра жителей, имеют все политические права. Существует ряд ограничений на право быть избранным в Сейм и местные думы: из них специфическими для Латвии являются: деятельность после 13 января 1991 г. в одной из ряда запрещенных после поражения ГКЧП просоветских организаций, работа в КГБ и других спецслужбах ЛССР.
  • Граждане остальных стран Европейского союза (0,6 % населения в начале 2015 г.) не имеют прав: делать пожертвования политическим партиям, участвовать в референдумах и выборах Сейма. Они имеют право состоять в партиях (но не основывать их), занимать в них выборные должности и участвовать в выборах самоуправлений и депутатов Европарламента от Латвии наравне с гражданами Латвии.
  • Неграждане Латвии (12,2 % населения в начале 2015 г.) имеют лишь права состоять в партиях (но не основывать их), занимать в них выборные должности и делать им пожертвования.
  • Апатриды (bezvalstnieki) и граждане стран, не входящих в ЕС, политических прав не имеют.

Возрастной ценз для кандидатов в президенты — 40 лет, для кандидатов в депутаты Сейма — 21 год, для кандидатов в депутаты местных дум — 18 лет.

Система местного самоуправления

Латвия — унитарное государство. 1 июля 2009 года закончен переход от советской системы местной власти (город республиканского подчинения Рига, разделенный на 6 районов с избираемым самоуправлением; ещё 6 городов республиканского подчинения; 26 районов, разделенных на сельсоветы и города районного подчинения) к новой.

Первым этапом данной реформы было переименование сельсоветов в волости, переименование городских советов в думы и ликвидация самоуправления в районах Риги, вторым — сокращение функций и статуса районного самоуправления (районные советы перестали быть избираемыми органами — их составляли представители «нижестоящих» волостных, городских и со временем краевых самоуправлений), третьим этапом было создание в каждом районе нескольких краёв путём слияния нескольких бывших волостей и городов районного значения в одно самоуправление. Таким образом были ликвидированы районные самоуправления. Волости как территориальные единицы не были ликвидированы. На месте бывших волостных советов планируется создать центры услуг. Принятое правительством 4 сентября 2007 г. решение о новом административном делении Латвии — 109 краёв и 9 республиканских городов — было введено 1 июля 2009 года с началом работы новых дум, избранных на выборах в самоуправления 6 июня 2009 года.

Органы власти муниципалитетов (думы) избираются на 4 года.

Референдумы

Референдум может быть проведен по решению Сейма. Также как минимум треть депутатов Сейма может потребовать приостановки провозглашения закона, принятого не в срочном порядке, и если за вынесение его на референдум в течение 2 месяцев подпишется по меньшей мере 10 % граждан, но Сейм не принимает новую редакцию этого закона как минимум 3/4 голосов, состоится всенародное голосование, для которого установлен минимум явки — половина участников предыдущих выборов Сейма. Автоматически на народное голосование передается законопроект, внесенный в Сейм по меньшей мере 10 % избирателей, но отклоненный или существенно изменённый им. Установлен ряд вопросов, законы о которых на народное голосование не могут быть переданы.

Представительство в ЕС

Латвия представлена в Европарламенте 8 депутатами из 736. Депутаты избираются на 5 лет.

В Совете ЕС Латвия имеет 4 голоса из 345.

Выборы

Избирательные комиссии

Центральная избирательная комиссия состоит из 9 человек: 8, включая председателя, избираются Сеймом, а один — Верховным судом. Переизбирается с каждым созывом Сейма.

Избирательные комиссии муниципалитетов избираются соответствующими думами (советами) и также работают постоянно. Члены избиркомов не могут быть кандидатами на выборах.

Правонарушения

  • Обход ограничений на агитационные расходы — за превышение установленных потолков на выборах Сейма в 2006 г. к административной ответственности были привлечены Народная партия (наибольший перерасход), Центр согласия, коалиция ЛПП/ЛЦ, Союз зелёных и крестьян, Новое время. Четыре первых оспорили решения Бюро по предотвращению и борьбе с коррупцией
  • Подкуп избирателей — серия уголовных дел была возбуждена после муниципальных выборов 2005 г. и парламентских выборов 2006 г., суды вынесли обвинительные приговоры в отношении представителей Нового центра и Центра согласия
  • Фальсификации — после парламентских выборов 2006 г. осуждён депутат Сейма от ТБ/ДННЛ Ю. Болданс

Имя:*
E-Mail:
Комментарий: