Главная
Новости
Строительство
Ремонт
Каркасный дом
Несущие конструкции
Металлические конструкции
Прочность дорог
Дорожные материалы
Стальные конструкции
Грунтовые основания
Опорные сооружения




28.06.2022


27.06.2022


26.06.2022


26.06.2022


26.06.2022


26.06.2022


26.06.2022





Яндекс.Метрика

Зарубежная помощь афганской оппозиции (1979—1989)

07.03.2022

Зарубежная помощь афганской оппозиции (1979-1989) (финансовая, военная, гуманитарная), оказанная афганским антиправительственным силам целым рядом государств в период Афганской войны (1979-1989).

Начало

В период Президентства в США Р. Рейгана в 1980 году активизировались усилия по созданию единого фронта борьбы против СССР и ДРА. Начиная с 1980-го года шёл роcт объёма американской военной помощи афганским мятежникам: в 1984 года её объём составил 125 миллионов долларов, в 1985 году — 250 миллионов, а в 1986 году — 470 миллионов, в 1987 году он составил 630 миллионов долларов. По данным Мохаммада Юсуфа — начальника афганского отдела центра разведки Пакистана, в 1983-1987: объём финансовых средств, направленных на поддержку афганского сопротивления к 1987 году, только от США — в день составлял около 1-го миллиона долларов — 1,75 миллионов дойче марок.

Общая сумма помощи афганской оппозиции из США к 1988 году достигла 2,1 миллиарда долларов. Такой же объём военной помощи афганской вооружённой оппозиции оказала Саудовская Аравия. Вместе с тем, значительные финансовые средства поступали из частных фондов арабских стран Персидского залива — порядка 400 миллионов долларов ежегодно.

Уже в начале 1981 года американский журнал «Солдат удачи» («Soldier of Fortune») опубликовал серию интервью с лидерами моджахедов, в которых они предлагали «добровольцам со всего мира» присоединяться к ним. В этих же журналах были опубликованы «частные объявления» с адресами и контактами для желающих принять участие в войне.

США и Великобритания

В начальный период войны США и Великобритания проводили против СССР секретную операцию под кодовым названием «Фарадей», которая курировалась министерствами обороны Великобритании и США. Непосредственными исполнителями задач были сотрудники британского спецподразделения SAS и разведывательного управления Министерства обороны США.

Операция преследовала следующие цели: создание тренировочных лагерей (в том числе, на территории Пакистана и в Шотландии); засылку американских и британских диверсантов из частей спецназа для ведения разведки в районах Кандагар — Баграм — Кабул; организацию поставок оружия, боеприпасов и минно-взрывных средств; инструктирование афганских моджахедов по тактике диверсионной деятельности.
Однако наибольший масштаб помощи афганским мятежникам связан с началом операции «Циклон» ЦРУ США.

«Циклон» — операция ЦРУ в Афганистане в 1980 годы, одна из наиболее продолжительных и дорогостоящих секретных операций ЦРУ. Ежегодное финансирование программы, начавшейся с суммы $20-30 миллионов, к 1987 году возросла до $630 миллионов. Главным техническим инструментом операции «Циклон» была выбрана «ISI» — межведомственная разведка Пакистана.

За период с 1978 по 1992 год, на средства операции «Циклон», ISI обучила и вооружила свыше 100 (ста) тысяч членов формирований афганских моджахедов, занималась вербовкой добровольцев (наёмников) в арабских и исламских странах, в государствах персидского залива и в Уйгурской автономии Китая. По разным оценкам, ISI было мобилизовано до 35 (тридцати пяти) тысяч иностранных мусульман из 43 исламских стран.

Финансирование программы «Циклон» увеличивалось из года в год, благодаря активной поддержке ряда политиков и военных деятелей США. Пакистану, на подготовку и снабжение формирований афганских мятежников различного рода вооружением, включая переносные ракетно-зенитные комплексы «Стингер» было перечислено, в виде кредитных траншей и экономической помощи — до 20 миллиардов долларов США.

Большой вклад против Советского Союза внёс директор ЦРУ Уильям Кейси (1981—1987). Именно он 1981 году убедил президента Р. Рейгана в ослаблении Советского Союза и целесообразности проведения масштабных секретных операций:

В 1982 году на финансовые средства от операции «Циклон» в пакистанском городе Пешавар при взаимодействии ЦРУ и ISI была образована «Пешаварская семёрка» — «исламский союз моджахедов Афганистана», состоящий из семи исламских партий афганских моджахедов суннитского толка, шести пуштунских и одной таджикской. «Альянс семи» привлекал, распределял и контролировал иностранную финансовую, военную помощь — США (в рамках секретной операции ЦРУ «Циклон»), государств Персидского залива, Западной Европы, КНР и других государств, управлял военными действиями против Правительства ДРА и ОКСВА. К 1989 году, численность вооружённых формирований афганских моджахедов исламских партий «Пешаварской семёрки» достигла 200 тысяч членов.

По сообщению американской газеты «The New York Times», уже в декабре 1982 года ЦРУ США получило от правительства США указание поставлять моджахедам тяжёлое вооружение, в том числе безоткатные орудия, миномёты и противотанковые гранатомёты. Против советских войск в Афганистане был объявлен джихад. К войне присоединилось большое количество арабских наёмников. Помощь шла через международные исламские организации. В их числе особое место занимала «Мактаб-аль-Хидамат», основанная в 1984 году в городе Пешавар (Пакистан) Абдуллой Аззамом и Усамой бен Ладеном.

Осенью 1986 года США начали поставки моджахедам ракеты «Стингер» для борьбы с советскими вертолетами и самолетами. Уже 5 января 1987 года советские спецназовцы перехватили комплект ПЗРК «Стингер». По данным экспертов министерства обороны США, ЦРУ США поставило мятежникам 1000 ракет «Стингер», и из этого количества в ходе афганской войны было израсходовано около 350. После завершения войны конгресс США выделил 65 миллионов долларов на операцию по покупке ПЗРК и ракет, и некоторое их количество было выкуплено, однако до 400 «стингеров» остались в Афганистане.

Помимо «Стингеров» мятежники получили английские ПЗРК Blowpipe и советские Стрела-2, которые ранее были поставлены Организации освобождения Палестины.

Пакистан. Межведомственная разведка ISI

В 1970—1980 годы, Пакистан был союзником США, Китая, Саудовской Аравии и в 1970 годы имел значительное внешнее влияние от США. Между Пакистаном и Афганистаном (РА), существует давний не разрешённый (по мнению РА) пограничный спор, связанный с «линией Дюранда», служащей нынешней государственной границей государств и разделяющей «территорию племён». Инструкторы из секретной межведомственной разведки ISI (SAS) не только готовили «моджахедов» в пакистанских лагерях, но и сами участвовали в боевых действиях против советских войск.

Обеспечение афганской оппозиции финансовыми средствами и вооружением (в т.ч. боеприпасами) от имени ЦРУ осуществляла межведомственная разведка ISI. По прибытии оружия в Пакистан, ответственность ЦРУ заканчивалась и целиком ложилась на ISI, крайним звеном в цепочке снабжения в Пешаваре становились 7 партий и их полевые командиры.

Когда моджахед бросал мину в трубу своего миномета, то был конец маршрута, в процессе которого мина как минимум перегружалась 15 раз, преодолев тысячи километров с помощью грузовика, корабля, поезда, затем снова грузовика и вьючного животного

— Мохаммад Юсуф начальник афганского отдела межведомственной разведки Пакистана ISI в 1983-1987 книга «Ловушка для медведя»

Органы государственной безопасности МГБ ДРА сообщили, что уже в конце января 1981 года в Пакистане был открыт филиал зарегистрированной в Лихтенштейне фирмы «Monte Franco Scandinabia Est.», при посредничестве которой в Пакистан «в частном порядке» прибыло по меньшей мере пять инструкторов из США и Великобритании, принимавших непосредственное участие в боевой подготовке моджахедов.

Логистика военной помощи

В Пакистан из различных государств морем и воздухом доставлялись военные грузы для афганской оппозиции. Существовало два трафика снабжения. Первый из Карачи в Кветту, второй из Равалпинди и Пешавар, оба к границе с Афганистаном. С приграничной полосы бесчисленное количество путей снабжения вели в Афганистан.

Система снабжение вооружением состояло из трёх этапов

— За первый этап было ответственно ЦРУ. Оно доставляло вооружение в Пакистан, оплачивало издержки за транспорт.
— За второй этап отвечала межведомственная разведка ISI. Она принимала груз в Пакистане, складировало его и передавало исламским партиям под Пешаваром.
— За третий, завершающий этап снабжения, несли ответственность исламские партии, они же занимались распределением оружия по своим полевым командирам в Афганистане.

Маршруты доставки

В период Афганской войны (1979-1989) было установлено шесть главных маршрутов (путей) для доставки военных грузов афганской оппозиции (1979-1989):

— Первый и главный маршрут, «северо-восточный» из Читрал (Пакистан) — в Пандшерское ущелье и, в Файзабад, а оттуда в северные провинции. Он был наиболее коротким, надежным и менее затратным. Однако этот маршрут имел сезонный фактор. В период «с ноября по май», он был непроходим из-за снега.
— Второй, «восточный» самый активный маршрут пролегал из Парачинара (в переводе с дари «клюв попугая») через Алихейль (провинция Пактия) в провинцию Логар, через него проходило приблизительно 40% от всего объёма грузов. Он был наиболее коротким до Кабула, протяжённостью 7 дней в пути. Он использовался в том числе и для передвижений на север через горные долины близ Мазари-Шариф, но он был наиболее долговременным, более одного месяца. Этот маршрут был особенно проблемным с точки зрения препятствий со стороны правительственных сил ДРА и Советских войск.
— Третий — «юго-восточный», тянулся от Мирам Шах через Джавару в провинцию Логар. Колонны и караваны расходились по развилке либо на Гардез либо на Газни, он же, в случае необходимости использовался для снабжения в северном направлении, через горные участки местности. Этот маршрут, использовался также часто.
— Четвертый маршрут брал начало в Кветте, пересекал пакистано-афганскую границу в районе Чаман и пролегал в направлении города Кандагар, а также в ближайшие южные провинции. Данный маршрут проходил по открытой местности и требовал использования скоростных транспортных средств. Данный маршрут, как и метод доставки был очень опасен, поскольку подозрительные транспортные средства уничтожались наземными и воздушными силами ОКСВА.
— Пятый маршрут пролегал на отдалении до 400 км на запад, в южной провинции Гильменд до сравнительно небольшой перевалочной базы у Гирзи-Джангл, используемой для снабжения провинций: Гильменд, Нимруз, Фарах и Герат. Данный маршрут подвергался частым нападениям. За исключением редких случаев конвою удавалось пройти не атакованным. Местность по которой пролегал маршрут представляла открытую территорию, с низкой густонаселённостью, на которой было сложно запросить боевую поддержку. Транспорт, движущийся на север от пакистанской границы, легко себя обнаруживал с воздуха и попадал под удары авиации и засады подразделений ОКСВА. Для доставки груза в Герат, требовалась неделя.
— Шестой маршрут пролегал через Иран. Он был надежен и прост. Для доставки грузов в провинции Фарах и Герат было необходимо сначала проделать длинный путь на запад — вдоль границы Белуджистана в Иран, а затем ещё 600 километров — на север от города Захедан в Иране, вдоль ирано-афганской границы в направлении Герата. Однако, данный маршрут имел свои сложности.

Всякий раз транспортируя груз по этому маршруту, требовалось заблаговременно — за 6 месяцев получить от иранской стороны разрешение на пересечение границы с указанным перечнем груза, поскольку разрешался ввоз исключительно ручного огнестрельного вооружения. Конвой тщательно досматривался и на обратном пути.
В 1983 году по данным маршрутам снабжения прошло 10 тысяч тонн оружия и боеприпасов. В 1987 году поставки выросли до 65.000 тонн.

Офицер логистики ISI держал на полном контроле движении поток грузов, распорядок прибытия кораблей и самолётов, железнодорожные составы, находил необходимый транспорт и следил за тем чтобы не допустить утечки информации.

Начальник Межведомственной разведки Пакистана ISI — генерал Ахтар следовал своей незыблемой стратегии, согласно которой только ISI решала, кто, сколько и какое вооружение получит.
Это означало, что после образования союза партий распределение оружия для каждой из них было в нашей зоне ответственности.

Никто вне ISI, даже президент Зия, не имел контроля или влияния на распределение оружия, боеприпасов или других грузов из наших складов в Равалпинди и Кветте

— Мохаммад Юсуф, начальник афганского отдела центра межведомственной разведки Пакистана ISI в 1983-1987

Иран. Шиитская восьмёрка

Ответом Ирана на ввод Советских войск в Афганистан стало образование в начале 1980-х годов в Исламской Республике «Коалиционного Совета Исламской революции Афганистана» – военно-политического союза исламского сопротивления моджахедов-шиитов. Его организовали лидеры восьми проиранских фундаментальных шиитских партий и организация больше известна как «Шиитская восьмёрка». Деятельность альянса была направлена на привлечение, распределение, контроль финансовых средств и управление действиями вооружённых формирований афганских моджахедов-шиитов против правительства Афганистана и Ограниченного контингента советских войск в Афганистане (ОКСВА).

Некоторые отряды моджахедов получали помощь из Ирана — в частности, отряд «однорукого Кари» («Кяри-якдаста»), действовавший в районе Герата и отряд Турана Исмаила, действовавший в окрестностях Мешхеде.

Саудовская Аравия

Военная и финансовая помощь афганской оппозиции (1979-1989) со стороны Саудовской Аравии сопоставима 3 миллиардами долларов, в целом, столько же потратило и ЦРУ. Отдельные источники утверждают, что финансовый вклад Саудовской Аравии был в два раза больше. Большая часть финансовых средств афганской оппозиции было открыто передано из бюджета Королевства. Другая часть (от частных лиц и сообществ) поступала из пожертвований от саудовских принцев, бизнес-сообщества королевства и сборов в мечетях.

Китай и Египет

В 1984 году, лидером по поставкам вооружения стал КНР. Китайцы отличались от других стабильностью и пунктуальностью. Начиная с 1985 года ЦРУ начало закупать большие партии вооружения в Египте.

Япония

Япония косвенно сыграла очень значительную роль в борьбе против СССР. Японские военнослужащие не участвовали в боях, но японская помощь позволила Пакистану стать опорным пунктом для подготовки моджахедов против советских войск. Размеры этой поддержки были огромны. Только за период с декабря 1979 года по август 1983 года Япония оказала помощь Пакистану на сумму более, чем 41 млрд долларов.

Формирование военного заказа

Места закупок вооружения определяли спецслужбы США и Саудовской Аравии. Основная часть средств на вооружение расходовалась вне Пакистана. США предоставляли пакистанской межведомственной разведке ISI список вооружений, необходимых для покупки на её территории.
Для доставки вооружение и боеприпасов до афганской границы, ЦРУ были приобрело сотни грузовиков. Исламские партии моджахедов нуждались в транспорте, к которому было необходимо горючее. Расходы возрастали с покупкой или наймом тысяч вьючных животных (мулов, лошадей и верблюдов), которые нужно было кормить и где-то содержать. Таким образом, стоимость доставки грузов из Пакистана в Афганистан в 1987 году, обходилась около 1,75 миллионов долларов в месяц.

Помощь международных медицинских организаций

В годы Афганской войны (1979—1989), рядом правительств западноевропейских государств и частных медицинских общественных организации была организована деятельность по открытию госпиталей как вблизи границ, на сопредельной с Афганистаном территории, в Пакистане (Кветта и Пешавар), так и внутри страны, в районах контролируемых афганской оппозицией. Помощь поступала из трех основных источников:
1. Правительство Королевства Швеции профинансировало сеть из 10 медицинских клиник, укомплектованных афганским медицинским персоналом.
2. «Международный комитет Красного Креста» (МККК) управлял двумя госпиталями в Пешаваре и Кветте — Пакистан, занятые исключительно лечением раненных из отрядов афганских мятежников.
3. Три частные парижские медицинские организации формировали группы иностранных врачей, медсестер и медицинского оборудования в районах, находящихся под полным контролем вооружённой оппозиции. Медицинский персонал, в составе медицинских бригад, состоящих из граждан Франции при поддержке французского правительства осуществлял деятельность внутри Афганистана, оказывая медицинскую помощь членам отрядов сопротивления, так и гражданскому населению.

Деятельность частных французских медицинских организаций в 1980-е годы приобрела широкую известность мировой общественности. По данным одного из источников, с началом войны — 800 (восемь сот) докторов из франко-шведских команд, к концу 1983 года сократили общую численность до 300 (трёх ста)

В августе 1983 года в Афганистане, медицинскую помощь оказывало около 27 — преимущественно французских врачей и медсестер, десять из которых были женщинами. Французские медицинские бригады, по мнению руководства сопротивления, зарекомендовали себя с лучшей стороны.
В период 1980-83 годов около 250 франкоязычных врачей и медсестер служили в районах боевых действий. Большая часть из них пребывала в Афганистане от четырёх до восьми месяцев, ожидая замены. Каждая медицинская бригада состояла из двух-четырех врачей или медсестер. Ряд представителей иностранного медицинского персонала находились в Афганистане безвыездно.
Одна из женщин-врачей направлялась в Афганистан в многомесячные командировки шесть раз. Несмотря на то, что большинство медперсонала были гражданами Франции, группы формировались, также гражданами: Голландии, Норвегии, Великобритании и Бельгии.

Французские медицинские команды финансировались тремя частными организациями в Париже: MSF — «Врачи без границ» «Médecins sans frontières»; AIM — «Международная медицинская помощь» «Aide Medicale Internationale»; и MDM — «Врачи мира» «Médecins du Monde».

Наиболее активной в Афганистане была, безусловно — Организация «Врачи без границ» (MSF). Свою первую группу медицинской бригады она отправила в Афганистан в мае 1980 года. Эта группа констатировала, что до их прибытия на местах не было ни врачей, ни медикаментов, а были эпидемии кори и дифтерии с угрожающими эпидемическими перспективами. Также сообщалось, что многим раненым мятежникам требуется стационарное лечение. К концу 1983 года MSF отправила на территорию Афганистана более 170 врачей и медсестер, он также оснастил и эксплуатировал в разное время 12 небольших больниц в трёх провинциях. В свою очередь, AIM отправил от 40 до 50 человек; и MDM 20 человек.
Со слов самих медработников, Советским командованием и правительственными силами ДРА — на иностранный медицинский персонал была организована охота. В ряде случаев медицинские команды, через каждые несколько дней меняли дислокацию, чтобы сорвать планы Советских войск схватить их, в ряде случаев, врачи размещали свои учреждения непосредственно в пещерах.

В декабре 1982 года офис (SIDA) — «Шведского агентства международной помощи» «Swedish International Development Cooperation Agency» в целях развития выделил средства для оказания чрезвычайной помощи частному комитету Швеции в Афганистане для создания медицинских клиник на территории Афганистана. К концу 1983 года было инвестировано более 4 миллионов крон (500 000 долларов США). Десять, таких клиник были образованы в шести провинциях ДРА, ими управляли — нанятые за оплату и из-за пределов ДРА, афганские врачи SIDA.
К середине 1984 года функционировало 17 медицинских клиник. Сопровождающий шведский комитет поддерживал не только врачей и их сотрудников, но и снабжал клиники медицинским оборудованием и медикаментами. В свою очередь, местные отряды мятежников, контролирующие район были обязаны гарантировать безопасность персонала клиники.

Деятельность французских команд, открытие шведских клиник с энтузиазмом приветствовалось руководством отрядов мятежников. Сообщалось, например что шведская клиника в провинции Кунар, что через три месяца оказала медицинскую помощь 4000 пациентов, отмечая при этом, что — только 40 из числа этих пациентов были раненными мятежниками.
Вместе с тем, шведские клиники имели серьезный недостаток — они были укомплектованы исключительно мужским медицинским персоналом. При оказании медицинской помощи гражданскому населению возникали проблемы — афганские религиозные устои не позволяли мужчинам-врачам (в большинстве случаев) обследовать и лечить, афганских женщин-пациенток.

В творчестве

Основанная на одноимённой книге Джорджа Крайла биографическая история «Война Чарли Уилсона» (2007) рассказывает о техасском конгрессмене-демократе Чарльзе Уилсоне, который в 1980-х годах непосредствеено отвечал за финансирование программы «Циклон».


Имя:*
E-Mail:
Комментарий: