Главная
Новости
Строительство
Ремонт
Дизайн и интерьер
Каркасный дом
Несущие конструкции
Металлические конструкции
Прочность дорог
Дорожные материалы
Стальные конструкции
Грунтовые основания
Опорные сооружения





















Яндекс.Метрика

Ozon

OZON (Ozon Holdings PLC) — старейший российский универсальный интернет-магазин; по данным исследовательского агентства Data Insight, второй по обороту онлайн-магазин России. Компания появилась в 1998 году. Ozon торгует более 9 млн товарных наименований.

История

Решение о создании на паритетных началах полнопрофильного интернет-магазина было принято компаниями-учредителями в конце 1997 года. Магазин основан в 1998 году санкт-петербургской компанией «Reksoft» и издательством «Terra Fantastica» как торговый сервис для продажи книг и видео (VHS) через Интернет. Созданию магазина предшествовал запуск в октябре 1997 года интерактивной библиографической базы данных «Ad Verbum», на которой были отработаны способы представления информации и структуры баз данных. В начале 1998 года к «Ad Verbum» была добавлена также функциональность оформления заказа пользователем. Для магазина, который первых своих покупателей нашёл среди выходцев из России, живущих за рубежом, по созвучию с названием взятого за образец интернет-бизнеса Amazon.com было выбрано название «Azon», которое вскоре преобразилось в «Озон», более понятное для пользователей и способное ассоциироваться с «газом жизни», «лёгким газом».

После дефолта 1998 года издательство «Terra Fantastica» не смогло продолжать участие в проекте и компания «Reksoft» выкупила его долю, став единственным владельцем Ozon. Быстрый рост оборота интернет-магазина осенью 1998 года вынудил компанию на ходу пересматривать использовавшиеся ранее принципы логистики, из-за чего на время перестройки и тестирования новой системы учёта и обработки заказов в октябре был приостановлен приём новых заказов (однако продолжалась отгрузка ранее сделанных заказов). Несмотря на это в ноябре был поставлен абсолютный рекорд по числу заказов и обороты сервиса (без учёта стоимости доставки заказов) выросли до 200 тысяч рублей. В этот период функции директора проекта взял на себя Дмитрий Рудаков.

30 декабря 1999 года был подписан договор с инвестиционной компанией «ru-Net Holdings»: инвестор выкупил дополнительную эмиссию акций компании за 1,8 млн $ и получил контрольный пакет акций. Ещё 1,2 млн $ инвестор обязался вложить в развитие бизнеса «Озона» в течение 2000 года.

В 2013 году Ozon основал свой собственный бренд бытовой техники — Travola. В конце ноября 2013 года в прессе появилась информация о том, что владелец Ozon, фонд Baring Vostok Private Equity, ищет покупателя на блокирующий пакет акций. 24 февраля 2014 года было объявлено о том, что 20 % акций Интернет-магазина приобретают АФК «Система» и МТС. В конце апреля 2014 года была объявлена сумма сделки — 150 млн $, рекордная для российского интернет-ритейла. 4 марта 2015 года пост генерального директора занял Дэнни Перекальски, бывший топ-менеджер розничной сети «Дикси». 7 декабря 2017 года пост генерального директора занял Александр Шульгин, бывший операционный директор «Яндекса». В марте 2018 года МТС инвестировала в Ozon 1,15 млрд. руб., увеличив свою долю в нем с 11,2 % до 13,7 %. 4 февраля 2019 года Ozon отказался от бесплатной доставки и ввел подписку на неё. Доступна бесплатная доставка от 1500 рублей, при заказе из мобильного приложения, а также с подпиской Ozon Premium. 24 июля 2019 года Ozon запустил в тестовом режиме доставку товаров с возможностью оставить их у двери.

6 августа 2020 года Ozon в партнёрстве с компанией «Автомир» запустил онлайн-витрину для бронирования автомобилей. Пользователь может найти автомобиль в каталоге Ozon и забронировать его. 3 ноября 2020 года стало известно, что Ozon опубликовал проспект планируемого IPO. 24 ноября 2020 года, компания провела процедуру IPO на бирже NASDAQ и Московской бирже. Цена размещения составила $30 на NASDAQ, а на Мосбирже ₽2277 за бумагу. Акции Ozon на Мосбирже выросли на 32 % в первые минуты торгов, по итогу первого торгового дня акции Ozon выросли на 45 % от цены размещения. По итогу размещения компания сообщила, что продала инвесторам 42,45 млн акций, с учётом опциона организаторами листинга размером 4,95 млн акций и пакета в ходе частной, сделки фонду Baring Vostok и компании АФК «Система». В результате IPO Ozon привлёк $1,273 млрд, а за вычетом расходов — $1,2 млрд. Bloomberg назвал IPO самым успешным для российских компаний с 2011 года.

Весной 2021 года Ozon приобрел у Совкомбанка Оней Банк, ранее принадлежавший группе Ашан. Сумма сделки составила 615 миллионов рублей. Цель покупки — развитие финтех-направления.

Финансовое состояние

В феврале 2016 года журнал Forbes оценил стоимость компании в $680 млн. В 2018-м году компания показала самый большой рост продаж за 10 лет существования. По информации самой компании, оборот интернет-магазина вырос на 73 % до 42,5 млрд руб. с НДС. В 2019 году Ozon занял пятую позицию в рейтинге журнала Forbes «20 самых дорогих компаний Рунета-2019», а стоимость компании оценили в 694 млн $. В 2020 году занял шестое место в списке самых дорогих компаний российского сегмента сети Интернет по версии Forbes.

Более 20 лет магазин остаётся убыточным, то есть не приносит прибыль. Операционные расходы покрываются за счёт денег инвесторов.

Во втором квартале 2021 года оборот Ozon от продаж товаров и услуг увеличился на 94 % по сравнению с аналогичным периодом 2020-го и составил 89 млрд руб.

Собственники и руководство

Акции Ozon Holdings PLC котируются на бирже NASDAQ и Московской бирже (входит в Индекс МосБиржи). По данным Bloomberg на 24 ноября 2020 года, рыночная капитализация Ozon достигла $7,2 млрд (около ₽546 млрд). Крупнейшими держателями акций являются АФК «Система» (ей принадлежит 33,1 % акций) и Baring Vostok (принадлежит 33 %), инвесторам, вошедшим в капитал компании до IPO — 15,7 %, новым инвесторам — 18,2 %.

Генеральный директор — Александр Шульгин.


Имя:*
E-Mail:
Комментарий: