Главная
Новости
Строительство
Ремонт
Дизайн и интерьер
Каркасный дом
Несущие конструкции
Металлические конструкции
Прочность дорог
Дорожные материалы
Стальные конструкции
Грунтовые основания
Опорные сооружения





















Яндекс.Метрика

Henschel Hs 293

Henschel Hs 293 — немецкая планирующая управляемая авиационная бомба (нем. Gleitbombe ), созданная и предназначенная для применения по крупным морским целям, водоизмещением от тысячи до четырех тысяч тонн. Снабжена несущими поверхностями, хвостовым оперением и реактивным ускорителем. Является родоначальником современных управляемых авиационных бомб (УАБ) и противокорабельных ракет (ПКР).

УАБ Hs 293 была разработана и производилась фирмой Henschel Flugzeug-Werke AG в Берлине - Берлин-Шёнефельд.

История

Работы по созданию Hs 293 начались в 1939 году в Германии, в г. Шёнефельде недалеко от Берлина, на авиазаводе фирмы «Хеншель» специалистами под руководством профессора Герберта Вагнера. Предназначалась для поражения морских целей (судов).

Основная идея заключалась в том, что бомба может быть сброшена бомбардировщиком с высоты 1300-1400 м на расстоянии около 8 км от цели, при нахождении самолёта вне зоны досягаемости зенитного огня корабельных средств ПВО. После сброса ракетный ускоритель за 10 секунд работы разгонял бомбу до скорости 190 км/ч дополнительно к скорости носителя (около 360 км/ч). Затем начинался этап планирования в сторону цели, с применением радиокомандного управления. Наведение Hs 293 на цель производилось с самолёта штурманом-оператором с помощью рукоятки "Knüppel" на пульте управления передатчика FuG-203 Kehl III. Чтобы штурман визуально не терял бомбу из виду, в её хвостовой части устанавливался цилиндрический блок сигнальных трассеров, время горения которых было 100-110 с.

Первый прототип Hs 293V-1 дальше чертежей не пошёл, однако уже в феврале 1940 года была создана модель Hs 293V-2 (т. н. модель FZ21). В июле того же года начались испытания третьего прототипа, а в 1941 году в производство пошла предсерийная модель Hs 293A-0. В серийное производство с января 1942 года была запущена модификация Hs 93A-1, на вооружение подразделений Люфтваффе она начала поступать в 1943 году.

В апреле 1943 года на авиабазе Грац началось формирование первого строевого ракетоносного подразделения — II/KG100. Вместо Не 111H подразделение получило бомбардировщики Do 217E-5, на которых могли размещаться две бомбы Hs 293A-1. Отработка методов применения Hs 293 была поручена 36-му учебно-испытательному командованию, сформированному на базе 13-й эскадрильи KG100 в июле 1943 года.

Конструкция

Hs 293 создана на базе стандартной фугасной авиабомбы SC 500 с тонкостенным стальным корпусом и разрывным зарядом повышенного (60%) наполнения. Боевая часть этой авиабомбы массой 500 кг снаряжена взрывчатым веществом Trialen 105 (15% гексоген, 70% ТНТ, 15% порошкообразный алюминий) массой 294 кг.

Конструктивно Hs 293 состоит из шести сборочных элементов:

  • собственно бомбы SC 500, образующей переднюю часть корпуса и одновременно боевую часть;
  • подвесного ракетного ускорителя;
  • консолей крыла размахом 3,1 м, в средней части бомбы;
  • горизонтального хвостового оперения;
  • хвостовой части с приборным отсеком;
  • блока трассеров.

Ракетный ускоритель на ЖРД Walter HWK 109—507 развивал тягу 600 кг в течение 10 секунд. Назначение ускорителя состояло не в обеспечении собственной тяги планирующей бомбы, а в сокращении стадии её отделения от самолёта-носителя и, соответственно, скорейшем попадании в поле зрения штурмана-оператора. При сбросе с высоты 1400 м дальность планирования Hs 293 составляла около 12 км. При сбросе бомбы взрыватель автоматически переводился в боевое положение.

Особый рукав внутри крыла самолёта подводил к бомбе тёплый воздух, сохраняя внутри неё постоянную температуру, необходимую для нормальной работы всех устройств. На хвостовой части устанавливался блок трассеров, чтобы штурман не потерял бомбу из виду. С учётом того, что подход планирующей бомбы к горизонтальным поверхностям морской цели (палубе) происходит при рикошетных углах, в головной части бомбы установлено противорикошетное кольцо (см. фото).

В хвостовой части находится оперение и радиоаппаратура. В приборном отсеке установлено 18-канальное приёмное устройство Strassburg (FuG-230b), осуществлявшее демодуляцию сигналов и выработку команд управления приводами руля высоты и элеронов Hs 293 радиокомандной линии Kehl-Strassburg в диапазоне частот 48,2 — 49,9 МГц.

Управление бомбой по двум осям — элеронами и рулём высоты основывалось на принципе пропорционального наведения в системе полярных координат. Руль направления у планирующей бомбы отсутствовал. Для обеспечения постоянной балансировки бомбы в канале управления отклонениями руля высоты задействованы показания скорости, определенные приёмником воздушных давлений (ПВД). Для минимизации вращательного движения относительно продольной оси, в канал управления элеронами был дополнительно включен гироскопический прибор, что позволяло стабилизировать бомбу.

Ввиду возможного радиоподавления был также разработан альтернативный вариант Hs 239B с проводным управлением. Катушки с проводом крепились на законцовках крыльев бомбы и самолёта-носителя. Общая длина проводной линии составляла 30 км. Сведений о боевом применении Hs 293B не имеется.

В конце 1944 года была разработана модификация Hs 293D, оснащённая компактной телевизионной камерой Tonne с использованием принципа наведения FB (Fernsehbild-Steuerung), однако до серийного производства телеуправляемой бомбы дело не дошло.

Варианты

  • Hs 293 V1 - оригинальный прототип без двигателя.
  • Hs 293 V2 - Первоначально эта версия также поставлялась без двигателя, но затем для испытаний оснащалась двигателем Rheinmetall-Borsig 109-515 или Walter 109-507. Всего было изготовлено около 100 штук.
  • HS 293 V3 - использование радиоприемника E230, также изготовлено около 100 шт.
  • HS 293 A-0; А-1 - были боевыми модификациями, их было изготовлено около 1250 штук. В варианте А-1 противорикошетное кольцо не использовалось.
  • Hs 293 A-2 - элероны заменены на интерцептор на одном крыле, что упростило управление.
  • Hs 293 V4 - переделанный из A-0, с упрощенным управлением. Дальнейшее развитие этой линии было остановлено в конце 1943 года, но система радиоуправления была использована в Henschel Hs 298 и Henschel Hs 117 .
  • Hs 293 V5 - соответствует варианту A-1, но имел меньший размах крыла и предназначался для использования на турбореактивных самолетах.
  • Hs 293 V6 - два двигателя Walter работали один за другим
  • Hs 293 B - Около 200 штук A-1, которые имели управление по проводу ( FuG 207 / FuG 237 ).
  • HS 293 C-V1 - управление с интерцепторами.
  • Hs 293 C-1 - Изменения в размере ячейки.
  • Hs 293 C-V2 - Изменено радиоуправление FuG 203c / 230a
  • HS 293 C-2; С-3 - радио или проводное управление
  • HS 293 C-4 - Корма коническая, двигатель BMW109-507B. Изготовлено около 60 штук; они послужили основой для Henschel Hs 294 .
  • HS 293 D - дистанционное управление с помощью встроенной телекамеры и приемника изображения («Зеедорф»). Сделано около 260 штук.
  • HS 293 E - управление с интерцепторами, изготовлено 18 шт.
  • Hs 293 F - бесхвостый треугольный вариант, так и не продвинулся дальше стадии проектирования. Испытания только в аэродинамической трубе. Прекращены в 1943 году.
  • Hs 293 H - экспериментальный вариант, предназначенный для запуска с одного самолета и управления с другого. Его так-же рассматривали как ракету класса "воздух-воздух" с БЧ массой 600 кг. Планировалось два твердотопливных двигателя Schmidding 109-513 . Версия V3 и V4 с бесконтактным взрывателем.
  • Hs 293 J - как H, с боеголовкой 800 кг
  • Hs 293 -U6 - вариант с коротким размахом крыла, оснащенный твердотопливным двигателем и предназначенный для запуска с реактивного бомбардировщика Arado Ar 234 со скоростью 720 км / ч. Ракета осталась на стадии проектирования.

Боевое применение

31 июля 1943 года первая боевая авиагруппа Люфтваффе, оснащённая Hs 293 — II./KG100, была переброшена на аэродром в город Коньяк у побережья Бискайского залива.

25 августа 1943 года, в первом же боевом вылете 12 бомбардировщиков Do-217E-5 группы II./KG100 успешно атаковали 40-ю эскортную группу, осуществлявшую противолодочное патрулирование в районе мыса Финистерре. Четыре Hs 293 повредили шлюп «Лэндгуард» (HMS Landguard), взорвавшись в непосредственной близости от него. Ещё одна бомба попала в шлюп «Байдфорд» (HMS Bideford); погиб 1 моряк, шлюп при этом не получил серьёзных повреждений из-за неполной детонации заряда.

Спустя два дня, 27 августа, 13 ракетоносцев Do-217 из авиагруппы II./KG100 атаковали английские корабли в Бискайском заливе западнее города Виго. Одна из Hs 293 попала в кормовой артиллерийский погреб флагмана 1-й группы поддержки — британского шлюпа «Эгрет». Шлюп взорвался и очень быстро затонул, при этом погибли 122 моряка из 188 членов его экипажа. Также был тяжело повреждён канадский эсминец «Атабаскан» (HMCS Athabaskan).

Из-за этих потерь союзники были вынуждены отвести противолодочные корабли на 400 км западнее, что существенно облегчало действия немецких подводных лодок, базы которых располагались на побережье Бискайского залива.

В последующем управляемая бомба Hs 293 успешно применялась против судов союзников в Атлантике и на Средиземноморском театре военных действий. Хотя бомба изначально была спроектирована как противокорабельная, она также использовалась для атак мостов в ходе высадки союзников в Нормандии.

Меры противодействия

Союзники приложили значительные усилия для разработки устройств, которые бы заглушали радиолинию управления Hs-293 . Глушилки на борту эсминцев ВМС США сначала были неэффективны, так как частоты, выбранные для глушения, были неправильными.

Когда в Анцио происходили атаки, Соединенное Королевство начало развертывать свой передатчик Type 650, в котором использовался другой подход к созданию помех радиолинии FuG 203/230, путем глушения секции промежуточной частоты (3 МГц) приемника Страссбург, так как оператору РЭБ не нужно было пытаться определить, какая из восемнадцати выбранных командных частот использовалась, а затем вручную настраивать передатчик помех на одну из них. Type 650 автоматически глушил прием команд управления, независимо от того, какая радиочастота была выбрана для ракеты.

27 сентября 1943 года союзники захватили Фоджу, где располагалась главная немецкая авиабаза на Средиземноморском театре военных действий. Там им удалось обнаружить большое количество FX-1400 и Hs 293, ещё находившихся в упаковочных ящиках.

После захвата неповрежденного Hs 293 в Анцио и извлечения важных компонентов передатчика с разбившегося Heinkel He 177 на Корсике , союзники смогли разработать гораздо более эффективные меры противодействия к моменту высадки в Нормандии и операции "Драгун". Среди них была глушителка типа MAS компании AIL, который использовала сложные сигналы, чтобы взять на себя управление Hs 293, направляя его в море с помощью последовательности ложных команд поворота вправо. В отличие от опыта у Анцио, генераторы помех оказали серьезное влияние на операции после апреля 1944 года, при этом наблюдалось значительное ухудшение вероятности того, что ракета Hs 293 могла достичь попадания.

Для улучшения управляемости оружия и снижения уязвимости запускающего самолета планировались варианты Hs 293B с проводным наведением и Hs 293D с телевизионным наведением; ни один из них не был завершен до окончания войны.

Кроме того, капитанам кораблей для избежания поражения управляемыми бомбами рекомендовалось быстро маневрировать и использовать дымовые завесы, а также уничтожать эти бомбы в полёте огнем малокалиберной зенитной артиллерии.

Другие меры противодействия состояли в увеличении эффективной дальности корабельной зенитной артиллерии, для чего стволы 127-мм универсальных орудий заменялись на более длинные и дальнобойные, а также в прикрытии кораблей своими истребителями, атаковавшими немецкие самолеты-носители управляемых авиабомб.

Дальнейшее развитие

Встречающиеся сведения о том, что Япония на основании германского опыта разработала аналогичную радиоуправляемую бомбу Kawasaki Ki-147 I-Go ошибочны, подлодка перевозившая документацию о немецкой ракете была потоплена. К тому же копирование опровергается как разработчиками японского комплекса, так и американской технической миссией, обнаружившей массу фундаментальных различий в техническом устройстве немецкого и японского комплексов.


Имя:*
E-Mail:
Комментарий: