Главная
Новости
Строительство
Ремонт
Каркасный дом
Несущие конструкции
Металлические конструкции
Прочность дорог
Дорожные материалы
Стальные конструкции
Грунтовые основания
Опорные сооружения




17.08.2022


17.08.2022


17.08.2022


17.08.2022


16.08.2022


16.08.2022


16.08.2022





Яндекс.Метрика

Театр Российской армии

16.01.2022

Центральный академический театр Российской армии (до 1993 года — Центральный академический театр Советской армии) — московский академический драматический театр, основанный 6 февраля 1930 года. Обладает самой большой в Европе сценой. С момента создания являлся ведомственным театром Вооружённых сил СССР — на его сцене «проходили службу» многие военнообязанные актёры.

Здание театра расположено в доме № 2 на Суворовской площади в Москве, рядом со станцией метро «Достоевская».

История

Основание театра

В декабре 1929 года Политуправление РККА приняло решение об организации Центрального театра Красной армии (ЦТКА). 6 февраля 1930 года состоялось его открытие — в этот день прошёл первый спектакль, посвящённый советско-китайскому конфликту на Китайско-Восточной железной дороге. В самом начале в структуру ЦТКА входили драматическая труппа, театр малых форм (монологи, куплеты, скетчи), ансамбль песни и пляски, а также кукольный театр. В первые годы существования молодого театра выступления проходили в концертном зале Центрального дома Красной армии и на концертных площадках.

По характеру своей деятельности театр был выездным и работал в воинских частях и гарнизонах, а также занимался профессиональным обучением руководителей других армейских коллективов. За десять лет его труппа проехала от Ленинграда до Дальнего Востока и представила 38 премьер спектаклей и программ. В 1933—1938 годах в театре выступала одна из самых знаковых актрис советского театра и кино Фаина Раневская, ушедшая из-за конфликта с руководством. В 1936-м она сыграла главную роль в премьере спектакля «Васса Железнова» по одноимённой пьесе Максима Горького. С 1938 года в театре работал также песенник Яков Халецкий.

В 1934 году, к пятилетнему юбилею Театра Красной армии, был утверждён план московского здания театра по проекту архитекторов Каро Алабяна и Василия Симбирцева. К 1940-му на площади Коммуны было построено новое здание театра в форме пятиконечной звезды.

Новое здание

14 сентября 1940 года в Большом зале нового здания театра впервые прошёл спектакль «Полководец Суворов» Игоря Бахтерева и Александра Разумовского. Через две недели на Малой сцене была поставлена пьеса Максима Горького «Мещане». Как сообщает театровед Виталий Дмитриевский, в это время культурно-развлекательные подразделения стали возникать при многих военных частях. Например, при гарнизонах и военных Домах Красной армии создавались многочисленные ансамбли песен и плясок, а также передвижные театральные труппы. В период с 1930 по 1937 год собственные театры были открыты при Балтийском, Черноморском, Тихоокеанском, Северном и Дальневосточном флотах. В 1937-м в Уссурийске открылся филиал ЦТКА — Драматический театр Восточного военного округа.

Во время Великой Отечественной войны и при опасности нападения нацистских войск на Москву состав Центрального театра Красной армии был эвакуирован в Свердловск. Артисты ЦТКА сформировали 19 фронтовых концертных бригад и выступали в военных частях на фронте и в тылу.

С 1935 по 1958 год театр возглавлял режиссёр Алексей Попов. Поставленные им спектакли «Полководец Суворов», «Давным-давно», «Флаг адмирала», «Сталинградцы», «Фронт» и «Степь широкая» стали классическими в истории советской и российской сцены. С 1963 по 1973 год театром руководил его сын, народный артист СССР, Андрей Попов. Режиссёр Леонид Хейфец поставил на сцене театра «Мой бедный Марат» по пьесе Алексея Арбузова, «Смерть Иоанна Грозного» по трагедии Алексея Толстого, «Дядя Ваня» Антона Чехова и другие.

Есть Родина, которую мы любим, и вне которой не видим своей судьбы. И как защищать эту Родину, и какие люди ее защищают — во многом зависит от нас. Как мы, мы — театр, их воспитываем, такими они и будут.Главный режиссёр ЦТКА Алексей Попов

В 1951 году название сменилось на Театр Советской армии. В этот период в театре работали такие артисты, как Любовь Добржанская, Генриетта Островская, Вера Капустина, Лариса Голубкина, Нина Сазонова, Людмила Касаткина, Владимир Зельдин, Даниил Сагал, Виктор Пестовский, Марк Перцовский, Пётр Константинов, Рафаэль Ракитин, Борис Ситко и другие. В 1974—1979 главным режиссёром театра был Ростислав Горяев, сменив на этом посту Андрея Попова. С 1972-го главным дирижёром театра был Николай Минх. В 1980-х годах главным режиссёром был Леонид Хейфец, в театр пришли выпускники его мастерской ГИТИСа. После Хейфеца главным режиссёром театра стал Борис Морозов.

В 1993 году театр переименовали в честь российской армии, а в 1998-м он получил премию «Хрустальная Турандот» за спектакль «На дне», а также участвовал в Чеховском театральном фестивале и Всемирной театральной олимпиаде. Артисты Театра Российской армии продолжали гастролировать по армейским частям и выступать в зонах военных действий, конфликтов и чрезвычайных ситуаций. Театральный коллектив приезжал в Афганистан, к ликвидаторам аварии на Чернобыльской АЭС, побывал на таджико-афганской границе и в Чечне.

Руководство

Первоначально Театр Красной армии возглавлял Владимир Месхетели, а в 1932 году главным режиссёром был назначен Юрий Завадский. В 1935—1958 годах главным режиссёром театра был Алексей Попов, на смену которому в 1963-м пришёл его сын Андрей Попов, управлявший учреждением в течение десяти лет. В 1980-х годах непродолжительное время театр возглавлял Леонид Хейфец, поставивший спектакль «Павел I» Дмитрия Мережковского. С 1995 по 2020 год должность главного режиссёра занимал народный артист России Борис Морозов, поставивший в театре 26 спектаклей, в том числе «Много шума из ничего» Уильяма Шекспира, «Царь Фёдор Иоаннович» Алексея Толстого, «Кабала святош» Жана Батиста Мольера, «Красное колесо» Александра Солженицына и другие. С 2012 года директором ЦАТРА является заслуженный работник культуры России Иван Иванович Чурсин.

Современность

10 июня 2015 года, в день 85-летия театра, президент Владимир Путин отметил его благодарностью «За большой вклад в развитие театрального искусства, воспитание граждан в духе патриотического служения Отечеству». В праздничном концерте, прошедшем на Большой сцене, ведущим которого был Александр Масляков, приняли участие певец Олег Газманов, Ансамбль песни и пляски российской армии имени Александрова, певица Валерия, балет Большого театра и другие известные коллективы и исполнители.

Главный режиссёр театра Борис Морозов, постановщики Александр Бурдонский и Андрей Бадулин регулярно представляют зрителям спектакли из классических произведений мировой драматургии. В репертуар театра входят спектакли на военно-патриотическую тему: «Севастопольский марш» по рассказам Льва Толстого, комедия «Давным-давно», «Вечно живые», «Одноклассники», «Соловьиная ночь» и «Саня, Ваня, с ними Римас». К 70-летию Победы в Великой Отечественной войне Борис Морозов поставил спектакль «Судьба одного дома» о тяготах на фронте и в тылу. Кроме того, в театре проходят музыкальные концерты и игры Высшей лиги КВН. С 2014 года в театре демонстрируется 3D-мюзикл «Пола Негри», который показывают несколькими циклами в год по 10—12 дней.

Новая сцена театра предоставляется для экспериментальных постановок молодых режиссёров. Так, 25 марта 2018 года там прошла премьера спектакля «Пятая колонна» Галины Зальцман.

В 2020 году в театре открылся музей. Экспозиция отражает десятилетия жизни коллектива, начиная с 1930 года. Автор экспозиционно-художественного решения — Леонтий Озерников. С 1991 по 2003 гг. в театре проходили съёмки телевизионной программы Утренняя звезда (телепередача) </ref> [1] </ref>

Архитектура и оформление

Строительство здания театра шло с 1934 по 1940 год на Суворовской площади, которая в то время носила название площадь Коммуны. Архитекторами здания выступили Каро Алабян и Василий Симбирцев при участии Бориса Бархина. Это первое театральное здание, спроектированное и возведённое в Москве после революции. В основу плана легла эмблема советской армии — пятиконечная звезда. На Суворовской площади рядом с театром находятся и другие армейские учреждения: Центральный дом Российской армии и Центральный музей Вооружённых Сил.

По первоначальной задумке здание должно было представлять собой постамент, на самом верху которого планировалось установить фигуру красноармейца. Однако эта идея так и не была реализована. Внешняя и внутренняя организация подчинены форме строения. В двух передних лучах расположены парадные зрительские лестницы, в трёх других — лестницы для артистов и пандус для подъёма декораций. Здание занимает десять надземных и десять подземных этажей. Внутренние помещения театра просторны и объёмны. При их отделке использовались натуральный камень и дерево. В оформлении интерьеров приняли участие советские художники-монументалисты. Объём театра вмещает два зала — Большой, рассчитанный на 1520 человек, и Малый на 400 зрителей. Театр оборудован самой большой в Европе сценической площадкой, которая позволяет инсценировать сражения с танками и кавалерией. Над механикой главной сцены работал инженер Иван Мальцин. Росписи акустического потолка были выполнены Львом Бруни, парадные лестницы украсили живописные панно Павла Соколова-Скаля и Александра Герасимова, плафоны в амфитеатре были сделаны Александром Дейнекой и Ильёй Фейнбергом.

Здание является примером архитектуры сталинского ампира. Внешний образ театра и его интерьеры отражают особенности архитектурной направленности второй половины 1930-х годов, периода отхода советской архитектуры от рационализма и увлечения классическим наследием русской и мировой архитектуры. Свидетельством этого являются осевая пирамидальная композиция здания, колоннады и скульптурное оформление. Здание обрамляют 96 колонн высотой 18 метров. По легенде, во время Великой Отечественной войны немецкая авиация использовала пятиконечную форму здания как ориентир. Концы звезды указывали на крупные транспортные узлы — Белорусский, Савёловский и Рижский вокзалы, Комсомольскую площадь, а пятый — на центр столицы.

В 1982 году перед зданием театра установили памятник полководцу Александру Суворову работы скульптора Олега Комова.

Труппа

Ниже представлены актёры, работавшие в театре в разное время (указан рабочий период):

  • Валерий Абрамов (с 1972 года)
  • Николай Абрашин (умер в 2004)
  • Елена Анисимова
  • Валентина Асланова (с 1973 года)
  • Нина Белобородова (1954—1995)
  • Алиса Богарт (с 1993 года)
  • Ольга Богданова (с 1973 года)
  • Александр Бурдонский (1972—2017)
  • Анастасия Бусыгина
  • Георгий Васильев (1941—1949)
  • Пётр Вишняков (1956—1988)
  • Валентина Воилкова (1979—1991)
  • Анна Воропаева (с 2015 года)
  • Виктор Гаврилов (1950—2007)
  • Анна Глазкова
  • Лариса Голубкина (с 1964 года)
  • Алексей Горячёв (с 1979 года)
  • Андрей Данилюк (1979—2013)
  • Ирина Дёмина (1971—2011)
  • Ольга Дзисько (1966—2011)
  • Александр Дик
  • Константин Днепровский
  • Любовь Добржанская (1934—1980)
  • Пётр Должанов (1951—1962)
  • Александр Домогаров (1985—1995)
  • Вячеслав Персиянов-Дубров (с 1974 года)
  • Андрей Егоров (с 1993 года)
  • Михаил Еремеев (1964—2007)
  • Тимур Еремеев
  • Алексей Захаров (с 1994 года)
  • Владимир Зельдин (с 1945 года, умер в 2016 году)
  • Алексей Инжеватов (1967—2010)
  • Ольга Кабо (1994—2002)
  • Людмила Касаткина (1947—2012)
  • Александр Катин
  • Анна Киреева
  • Ирина Киреева (2003—2009)
  • Мария Киреева
  • Кирилл Кириличев
  • Екатерина Климова (с 1999 года)
  • Галина Кожакина (1957—2011)
  • Николай Козак (с 2006 года)
  • Сергей Колесников (1991—2003, с 2007 года)
  • Юрий Комиссаров (1954—2016)
  • Александр Кондрашов (1979—1999)
  • Константин Корнеев (с 2004 года)
  • Геннадий Крынкин (1963—2008)
  • Алексей Крыченков (с 1965 года)
  • Леон Кукулян (с 1956 года)
  • Наталья Курсевич (с 1996 года)
  • Денис Кутузов (с 2011 года)
  • Николай Лазарев (с 1991 года)
  • Александр Леонтьев (с 1983 года)
  • Игорь Марченко (с 1994 года)
  • Олег Меньшиков
  • Дмитрий Мирон (1999—2002)
  • Александр Михайлушкин (с 1975 года)
  • Татьяна Михина (2000—2013)
  • Антон Морозов (2003—2009)
  • Татьяна Морозова (с 2003 года)
  • Дмитрий Назаров (1995—2003)
  • Ольга Никитина (с 1999 года)
  • Виталий Ованесов (с 1969 года, умер в 2013)
  • Мария Пастухова (1945—2003)
  • Николай Пастухов (1958—2014)
  • Александр Петров (с 1952 года)
  • Андрей Петров (1939—1990)
  • Борис Плотников (1988—2001)
  • Нинель Подгорная (1954—2011)
  • Вадим Пожарский (с 2001 года)
  • Андрей Пойдышев (с 2005 года)
  • Алина Покровская (с 1962 года)
  • Роман Радов (с 1994 года)
  • Александр Разин (с 1872 года)
  • Анатолий Руденко (с 2006 года)
  • Нина Сазонова (1938—2004)
  • Юрий Сазонов (с 1999 года)
  • Валентина Савельева (с 1961 года)
  • Светлана Садковская (с 1980 года)
  • Елена Сванидзе
  • Сергей Смирнов (с 2003 года, умер в 2020)
  • Ираида (Ирина) Солдатова (1940—1942, 1946—2001)
  • Владимир Сошальский (1951—2007)
  • Евгений Стеблов (1967—1968)
  • Виталий Стремовский (с 1972 года)
  • Ксения Таран (Мичкова) (с 2003 года)
  • Сергей Таратута (1980—1998)
  • Людмила Татарова (с 1993 года)
  • Владимир Тихонов (1971—1973)
  • Татьяна Фёдорова (1971—1990)
  • Сергей Федюшкин (с 2004 года)
  • Людмила Фетисова (1947—1962)
  • Ксения Хаирова (с 1993 года)
  • Павел Цитринель (1963—1990)
  • Фёдор Чеханков (1961—2012)
  • Людмила Чурсина (с 1984 года)
  • Александр Чутко (с 1974 года)
  • Мария Шмаевич (с 1999 года)

Спектакли

Ниже представлены спектакли театра по официальному сайту и архиву ЦАТРА.

Основная сцена
  • «Дама с камелиями» Александра Дюма-сына, постановка Александра Бурдонского
  • «Деревья умирают стоя» Александро Касона, постановка Александра Бурдонского
  • «Изобретательная влюбленная» Лопе де Вега, постановка Андрея Бадулина
  • «Много шума из ничего» Шекспира, постановка Бориса Морозова
  • «На бойком месте» Александра Островского, постановка Леонида Хейфеца, музыка Геннадия Гладкова, стихи Д. Сухарева
  • «На дне» Максима Горького, постановка Бориса Морозова
  • «Севастопольский марш» по мотивам произведений Льва Толстого, постановка Бориса Морозова, музыка А. Петрова
  • «Сердце не камень» Александра Островского, постановка Бориса Морозова
  • «Скупой» Мольера, постановка Бориса Морозова
Малый зал
  • «Арфа приветствия» Михаила Богомольного, постановка Александра Бурдонского
  • «Ваша сестра и пленница…» Людмилы Разумовской, постановка Александра Бурдонского
  • «Вишневый садик» Алексея Слаповского, постановка Ильдара Гилязева
  • «Дуэт для солистки» Тома Кемпински, постановка Александра Бурдонского
  • «Загнанная лошадь» Фансуазы Саган, постановка Николая Пинигина
  • «Любовь Дона Перлимплина» Федерико Горсии Лорки, постановка С. Усман-аль-Бажа (Сирия)
  • «Любовь — книга золотая» Алексея Толстого, постановка Андрея Бадулина
  • «Поздняя любовь» Александра Островского, постановка Ансара Халилуллина
  • «Приглашение в замок Ж. Ануй», постановка Александра Бурдонского
  • «Старый холостяк, или Распутники» Уильяма Конгрива, постановка Виталия Стремовского
  • «Странная миссис Сэвидж» Джона Патрика, постановка Сергея Колосова
  • «Шарады Бродвея» М. Орра и Р. Дэнема, постановка Александра Бурдонского
Спектакли для детей
  • «Доктор Айболит, или Путешествие в Страну обезьян» — зоологическая оратория Андрея Бадулина по произведениям Корнея Чуковского и Вадима Коростылёва
  • «Приключения Чиполлино» Джанни Родари, постановка Андрея Бадулина
  • «Удивительный волшебник страны Оз» — мюзикл для детей и взрослых в двух действиях по сказкам Лаймена Баума, постановка Андрея Бадулина
  • «Похищение принцессы фей» — мюзикл для детей и взрослых в двух действиях по мотивам современных сказок, постановка Андрея Бадулина

Имя:*
E-Mail:
Комментарий: