Главная
Новости
Статьи
Ремонт
Каркасный дом
Несущие конструкции
Металлические конструкции
Прочность дорог
Дорожные материалы
Стальные конструкции
Грунтовые основания
Опорные сооружения




18.01.2022


17.01.2022


17.01.2022


16.01.2022


15.01.2022


15.01.2022


13.01.2022





Яндекс.Метрика

Психофизиологические методы диагностики и коррекции внимания

12.01.2022

Психофизиологические методы диагностики и коррекции внимания являются одними из достоверных способов, так как регистрируемые физиологические показатели позволяют анализировать активность мозга, скрытую от прямого наблюдения. Основными методами регистрации физиологических процессов являются электрофизиологические методы. В физиологической активности клеток, тканей и органов особое место занимает электрическая составляющая. Электрические потенциалы отражают физико-химические следствия обмена веществ, сопровождающие все основные жизненные процессы, и поэтому являются надежными, универсальными и точными показателями течения любых физиологических процессов.

Связь внимания с ритмами мозга

В психофизиологии широко используется метод регистрации активности мозга человека — электроэнцефалограмма (ЭЭГ). Спонтанная электрическая активность мозга характеризуется различными ритмами определенной частоты и амплитуды и одновременно может быть записана от многих участков черепа. Выделяют следующие ритмы мозга: альфа-ритм имеет частоту 8-13 Гц и амплитуду 5-100 мкВ, и регистрируется в затылочной и теменной областях. Бета-ритм регистрируется в прецентральной и фронтальной коре и имеет частоту 18-30 Гц и амплитуду 2-20 мкВ.Гамма-ритм имеет частоту 30-170 (иногда 500) Гц и амплитуду около 2 мкВ локализуется в прецентральной, фронтальной, височной, теменной зонах коры мозга. Дельта-волны с частотой 0,5-4 Гц и амплитудой 20-200 мкВ. Тета-волны с частотой 4-7 Гц и амплитудой 5-100 мкВ регистрируются во фронтальных зонах. В височной области можно наблюдать каппа-колебания с частотой 8-12 Гц, а амплитудой — 5-40 мкВ. При повышении внимания (в особенности зрительного) или мыслительной активности альфа-ритм блокируется или ослабляется. Выраженность бета-ритма возрастает при предъявлении нового неожиданного стимула, в ситуации внимания, при умственном напряжении, эмоциональном возбуждении. Гамма-ритм регистрируется при решении задач, требующих максимального внимания. Существуют теории, связывающие этот ритм с работой сознания (Е. Н. Соколов). Обнаружена связь тета-ритма с концентрацией внимания, а также с усилием, направленным на концентрацию внимания. Считается, что появление тета-ритма связано с «расслабленной концентрацией» внимания, что проявляется при овладении навыком. С гипотезой «расслабленной концентрации» внимания хорошо согласуются некоторые данные, согласно которым тета-ритм появляется во время медитации, которая связана с умственной релаксацией.

Вызванные потенциалы

Сенсорные стимулы вызывают изменения в суммарной электрической активности мозга, которые выглядят как последовательность из некоторых позитивных и негативных волн, которая длится 0,5-1 с после стимула. Этот ответ получил название вызванного потенциала. При исследовании внимания он может использоваться в качестве еще одного показателя мозговой активности. Установили, что при внимании испытуемых к стимулу наблюдается увеличение амплитуды компонентов ВП и сокращение их латентности. А отвлечение внимания от стимула сопровождается снижением амплитуды ВП и увеличением латентности. Однако оставалось неясным, чем обусловлены эти изменения параметров ВП: изменением общего уровня активации, поддержанием бдительности или механизмами избирательного внимания.

Метод биологической обратной связи (БОС)

Одним из основных и эффективных методов коррекции внимания является метод биологической обратной связи (БОС). Метод БОС заключается в переучивании патологически работающих функций организма с помощью устройств, обеспечивающих точное измерение физиологических параметров пациента и подачу пациенту сигналов обратной связи (слуховых, визуальных или тактильных), отражающих состояние данной функции. В частности, он используется для лечения детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ). Существует и ЭЭГ — БОС. Это система упражнений, направленных на конкретные нейронные пути нервной системы, вызывающие перестройку функциональной активности ЦНС. Преобладание медленной активности в передних отделах коры указывает на присутствие функционального дефицита в этих зонах. Стратегия ЭЭГ — БОС обычно направлена на увеличение частоты ритмичной активности в ЭЭГ. Для достижения этих изменений от пациента требуется постепенно научиться управлять своим состоянием путем концентрации внимания на сигнале биообратной связи так, чтобы подавлять низкочастотные колебания ЭЭГ и увеличивать высокочастотные, тем самым компенсируя пониженный уровень активности передних отделов коры головного мозга. При повторяющемся тренинге это упражнение может привести к прогрессивным и более устойчивым изменениям как функциональных, так и структурных характеристик мозга.

Тест переменных внимания (TOVA)

Для оценки внимания можно использовать тест переменных внимания (The Test of Variables of Attention; TOVA), основанный на предъявлении зрительных стимулов. TOVA позволяет оценить состояние внимания по отношению к нормативным данным, основан на предъявлении испытуемому значимых и незначимых стимулов в виде геометрических фигур. Данные TOVA включают оценку степени невнимательности (ошибки пропусков значимых стимулов), импульсивности (ошибки ложных нажатий на кнопку), скорости переработки информации (время реакции) и постоянства ответов (дисперсия времени реакции).

Тест непрерывной производительности MOXO

Тест MOXO — это компьютерный тест непрерывной производительности, который используется для диагностики СДВГ и СДВ. Тест состоит из 8 этапов с возрастающей сложностью. Продолжительность теста равна 14,5 мин в детской версии и 18,5 мин — во взрослой.

Тест MOXO применяется для диагностики симптомов СДВГ и СДВ у детей (6 −12 лет), а также подростков и взрослых (13-70 лет). Испытуемый проходит детскую или взрослую версию теста в соответствии со своим возрастом.

Процесс тестирования заключается в том, что испытуемый реагирует нажатием на пробел или отсутствием действий при появлении на экране целевых и не целевых элементов. В детской версии диагностики целевым элементом является анимационное лицо ребёнка. Во взрослой версии целевым элементом выступает игральная карта. Нецелевыми стимулами в обеих версиях являются анимационные объекты и жизненные ситуации, которые соответствуют возрасту испытуемого.

С помощью воссоздания визуальных и звуковых отвлекающих раздражителей, которые идентичны раздражителям в реальной жизни, прохождение теста позволяет диагностировать симптомы СДВГ с точностью 90 %.

Результаты теста вычисляются путем оценки основных показателей по четырем диагностическим критериям: внимательности, согласованности действий, импульсивности и гиперактивности. Результаты теста предоставляются в виде численных значений симптомов СДВГ и графиков активности испытуемого на каждом из 8 этапов тестирования. Данные графики активности позволяют специалисту расшифровать влияние аудиальных, визуальных и комбинированных раздражителей на профиль внимания испытуемого и на каждый из четырёх диагностических критериев.

СМР-тренинг

Б. Стерман также говорит о тета-бета протоколе. При исследовании кошек он выявил сенсомоторный ритм (СМР), регистрируемый над роландической корой. Б. Стерман и его сотрудники обнаружили, что с помощью тренинга можно обучить животных генерировать этот ритм произвольно. Этот тип ЭЭГ-биоуправления был, в частности, давал эффективные результаты у пациентов с судорожными расстройствами, нечувствительными к фармакотерапии.

В 1970-х Д. Любар впервые использовал СМР-тренинг в лечении СДВГ. Позднее Любар и его коллеги добавили к протоколам ЭЭГ-биоуправления повышение мощности активности в более высоких частотных диапазонах (бета 16-20 Гц) при одновременном подавлении низкочастотной активности (тета 4-8 Гц). Так как для пациентов с СДВГ характерно повышение мощности ЭЭГ в низкочастотном (тета) диапазоне и снижение (по сравнению с нормой) мощности в бета-диапазоне, после данного улучшилось поведение детей, снизилась их невнимательность и импульсивность, что показывает результативность использования тета-бета протокола и относительного бета-тренинга.


Имя:*
E-Mail:
Комментарий: