Главная
Новости
Статьи
Ремонт
Каркасный дом
Несущие конструкции
Металлические конструкции
Прочность дорог
Дорожные материалы
Стальные конструкции
Грунтовые основания
Опорные сооружения




24.01.2022


22.01.2022


21.01.2022


18.01.2022


17.01.2022


17.01.2022


16.01.2022





Яндекс.Метрика

Хвост поезда

03.01.2022

Хвост поезда (хвостовой вагон) — вагон, находящийся в хвосте поезда (последним в составе). Зачастую он может иметь конструктивные особенности, связанные с нахождением в хвосте.

Виды хвостовых вагонов

Вагон с кабиной управления

Как правило, моторвагонные поезда имеют вагоны с кабиной управления в обоих концах состава, чтобы не требовать разворота поезда на конечных станциях. Некоторые поезда с локомотивной тягой (как правило, пригородные или региональные) также имеют вагон с кабиной управления на противоположном от локомотива конце состава и могут работать в режиме «тянитолкая» (англ. push-pull), следуя вагонами вперёд — это позволяет избавиться от необходимости обгона локомотива.

Вагон с обзорной площадкой

Некоторые пассажирские поезда (например, ранее в США — высококлассные фирменные, а сейчас — обычно туристические) имеют в хвосте вагон для отдыха и развлечения пассажиров — салон или обзорный вагон. Такой вагон в задней части часто имеет обзорную площадку, позволяющую наблюдать живописные окрестности при движении поезда: от просто открытой площадки с ограждением до закрытого салона с развитым остеклением.

Обтекаемый вагон

Скоростные пассажирские поезда могут иметь хвостовой вагон с задней частью обтекаемой формы (например, сужающейся к концу). Это позволяет снизить сопротивление воздуха при движении с высокой скоростью. Уникальные формы обтекаемой части вагона придают всему составу стремительный и даже футуристический вид, нередко служа «визитной карточкой» поезда и эксплуатирующей его железнодорожной компании.

Как правило, в обтекаемой части вагона размещается салон для отдыха пассажиров, буфет или ресторан.

Тормозной вагон

В раннюю эпоху развития железных дорог, до появления автоматических тормозов, многие грузовые вагоны не имели тормозов вообще, поэтому для замедления и остановки поезда использовались тормоза локомотива и тормозных вагонов, расположенных в составе поезда и сопровождаемых работником поездной бригады, который управлял ручным тормозом по сигналам локомотива или тормозного кондуктора. В хвосте поезда обязательно ставился тормозной вагон. Он имел площадку, на которой находился тормозильщик. В дальнейшем хвостовой тормозной вагон превратился в бригадный вагон.

Бригадный вагон

В прошлом во многих странах (например, в США — практически до конца 20-го века) в хвосте грузовых поездов ставился специальный бригадный вагон (англ. caboose), в котором находилась поездная бригада. Работники грузовой поездной бригады управляли ручными тормозами вагонов (до внедрения автотормозов), следили за состоянием поезда, участвовали в осуществлении манёвров, а также ограждали состав сигналами при вынужденной остановке поезда на перегоне.

С развитием средств безопасности и необходимостью сокращения расходов использование бригадных вагонов прекратилось, частично в пользу автоматических блоков хвостового вагона.

Блок хвостового вагона

Блок хвостового вагона — это телемеханическое устройство, устанавливаемое на последний вагон в составе поезда (на сцепку или буферный брус) и подключаемое к тормозной магистрали поезда, которое позволяет контролировать давление воздуха в тормозной магистрали поезда, удалённо (с локомотива) управлять тормозами поезда, передаёт данные о местонахождении хвоста поезда (получаемые от GPS) и обозначает хвост поезда световым или светоотражающим сигналом.

Хвостовые сигналы

Удостоверение проводника БЧ с отметкой на право обслуживания хвостового вагона

Хвостовой вагон поезда обязательно должен быть тормозным, иметь стоп-кран. В целях безопасности движения и контроля целостности состава хвост поезда обозначается хвостовым сигналом. Хвостовой сигнал обычно состоит из одного или более красных огней или знаков (флагов, дисков, щитов), расположенных на заднем торце последнего вагона в составе.

На железных дорогах стран бывшего СССР приняты такие хвостовые сигналы:

  • Хвост грузовых и грузопассажирских поездов обозначается одним красным диском со светоотражателем у буферного бруса с правой стороны;
  • Хвост пассажирских и почтово-багажных поездов обозначается тремя красными огнями, а в случае прицепки в хвост грузового вагона — одним красным;
  • Хвост локомотива, едущего в хвосте поезда, либо вовсе без вагонов, обозначается одним красным огнём с правой стороны;
  • При маневровых передвижениях (в том числе и следование в депо), локомотив и моторвагонный подвижной состав обозначаются по одному буферному огню впереди и сзади, включённых со стороны основного пульта управления (на обычных магистральных локомотивах и моторвагонных поездах — левый буферный фонарь впереди и правый буферный фонарь сзади).

Для обслуживания хвостового вагона поезда проводники вагонов сдают специальный экзамен с отметкой в удостоверении по охране труда.

На практике съемные красные сигнальные диски для обозначения хвоста грузового поезда нередко теряются, поэтому на местных поездах-передачах в качестве импровизированного хвостового сигнала можно увидеть ветку с листьями, сорванную с ближайшего куста, либо меловую надпись «хв.» («хвост»)[1] на буферном брусе.


Имя:*
E-Mail:
Комментарий: