Главная
Новости
Статьи
Ремонт
Каркасный дом
Несущие конструкции
Металлические конструкции
Прочность дорог
Дорожные материалы
Стальные конструкции
Грунтовые основания
Опорные сооружения




24.01.2022


22.01.2022


21.01.2022


18.01.2022


17.01.2022


17.01.2022


16.01.2022





Яндекс.Метрика

Иванова, Изабелла Николаевна

06.11.2021

Изабелла Никола̀евна Ивано̀ва (урожденная Пивова̀рова) (1929—2006) — советский и российский дирижёр, хормейстер, педагог, музыкальный деятель. Заслуженный работник культуры РСФСР (1985), Лауреат всесоюзных конкурсов самодеятельного художественного творчества.

Биография

Изабелла Николаевна Иванова родилась в Смоленске, в семье военнослужащего. До 11 лет жила в Смоленске. Накануне Великой Отечественной войны отца перевели в Брест. Он считается пропавшим без вести.

После окончания семи классов общеобразовательной и музыкальной школ в Бресте Изабелла Николаевна Иванова в 1946 г. поступила в Музыкальное училище им. М. М. Ипполитова-Иванова в Москве. Занималась в классах фортепиано и хорового дирижирования. После его окончания с отличием в 1949 г. поступила в Московскую консерваторию на факультет хорового дирижирования. Среди её педагогов — народный артист СССР Владислав Геннадьевич Соколов.

Получив и здесь диплом с отличием, И. Н. Иванова в 1954 г. вместе с мужем Евгением Павловичем Ивановым переехала в Иваново. До 1984 г. работала преподавателем хоровых дисциплин (дирижирование, хоровая литература, чтение хоровых партитур, хоровая аранжировка) в Ивановском музыкальном училище. Среди её учеников — хормейстеры А. М. Жуковский, А. А. Нуждина, С. Г. Троицкий, Е. Н. Бобров и др.

В 1959 г. создала городской хор текстильщиков (позднее — народная хоровая капелла), с которым выступала в Кремлевском Дворце съездов (1963), в Колонном зале Дома Союзов в Москве, на ВДНХ СССР, в Дни советской культуры в Польше (1975), на фестивале рабочих хоров им.Шандора Вандора в Венгрии (1976), на Всесоюзном радио и Центральном телевидении. Хор был удостоен звания лауреата первого Всесоюзного фестиваля самодеятельного художественного творчества трудящихся.

В 1969 г. фирма Мелодия выпустила долгоиграющую пластинку с записью хора. С 1965 г. по 1970 г. Иванова была руководителем самодеятельности Ивановского камвольного комбината им.В.И.Ленина, а также детской хоровой студии "Орленок". Руководила сводными хорами (500—600 чел.) во время больших торжественных концертов, дирижировала одновременно хором и симфоническим оркестром.

С 1992 г. по 2006 г. работала хормейстером в хоровой капелле мальчиков и юношей при городском дворце детского и юношеского творчества. За это время капелла получила статус хоровой школы, стала лауреатом всероссийских и международных конкурсов и фестивалей, победителем межрегионального этапа всероссийского хорового конкурса «Поющее детство», выезжала на гастроли в Италию и Швейцарию, выступала с концертными программами по линии международного культурного фонда Святителя Николая.

В 1958—1974 гг. И. Н. Иванова - ответственный секретарь Ивановского отделения Всероссийского хорового общества, с 1974 г. по 1987 г. — его председатель.

Почетный член Всероссийского хорового общества, Лауреат Ивановской городской премии «За личный вклад в развитие культуры и искусства г. Иванова» в 2004г (своего рода региональный аналог премии «Триумф»),,. Заслуженный работник культуры РСФСР (1985г). Награждена орденом «Знак Почета» (1976 г.).

Методика работы с самодеятельным хором

Работая с хором текстильщиков, И.Н. Иванова разработала свою методику, которую регулярно использовала на репетициях .

Музыкальная грамота для непрофессиональных певцов и «венгерская» система

Всем без исключения певцам (даже тем, кто не был знаком с нотной грамотой) выдавались хоровые партии, и новички приобщались к произведению сначала пассивно, зрительно, а затем, постепенно постигая музыкальную грамоту, уже сознательно. Это помогало одновременно осваивать и изучаемый материал, и нотную грамоту. Изабелла Николаевна писала на доске две-три ноты на нотном стане, пропевала их сама, проигрывала на рояле, а затем эти ноты пропевал хор. Затем разбирались упражнения по учебнику сольфеджио, который выдавался на репетиции каждому хористу. Хор знакомился с так называемой венгерской системой сольфеджирования, согласно которой каждый жест руки обозначает определенную ноту. Например, сжатый кулак, повернутый вниз — «до», положенная горизонтально ладонь — «ми», Поднятый вверх указательный палец — «си» и так далее. Усвоив эти жесты, хористы легко пели упражнения по руке дирижёра, привыкая лучше слышать и строить интервалы. Такой разминке на каждой репетиции уделялось 15-20 минут.

Распевание и работа над вниманием и нюансами

Затем начинался второй этап, распевание. Сперва альты и басы: альты от «ля» малой октавы, басы — от «ля» большой октавы. С «до» первой октавы включались партии сопрано и теноров. На «ми» первой октавы прекращали петь басы, а альты — на «ми» второй октавы. Тенора и сопрано продолжали, соответственно, до «ля» первой и «ля» второй октавы. Затем упражнение пропевалось в обратном порядке. Во время распевания хористы учились округлять гласные звуки «а», «е», «и», «у», правильно формировать звук, овладеть певческим дыханием. Большое внимание уделялось обработке согласного «р» в сочетании с гласными. Для этого использовали упражнения-скороговорки типа: «вез корабль карамель, посадил корабль на мель, и матросы три недели карамель на мели ели». Особое внимание уделялось распеванию канонов, гармонических последовательностей на четыре голоса («Со вьюном я хожу» Римского-Корсакова, «Где-то еле слышно колокольчики-бубенчики звенят» В.Соколова и др.). Для выработки внимания применялся такой прием: хор пел какое-либо упражнение, и в самом неожиданном месте дирижёр давал знак остановки: надо было замереть именно в этот миг. Нюансы также отрабатывали в первом цикле репетиции: от пияно к сфорцандо, затем вновь до двух пиано, потом на крещендо до фортиссимо.

Работа над произведениями

Остальное время, примерно два часа, посвящалось собственно разучиванию новых произведений и повторению старых. Сначала мужская и женская части хора занимались раздельно, каждая часть – со своим хормейстером, причем с мужчинами занимался мужчина, а с женщинами – женщина. Важен был «живой» пример хормейстера, профессионально владеющего вокальной техникой. Во второй половине репетиции все партии хора соединялись и начиналась работа над общим строем, которую проводил художественный руководитель вместе с пианистом. Для выработки чистоты интонации неоднократно повторялись трудные для интонации места в той или иной партии (например, хроматизм), в замедленном темпе выстраивались аккорды. Одновременно шла работа над дикцией, и после этого - «отточка» нюансов. Важный метод работы - пропевание разучиваемого произведения с закрытым ртом (например, басы пели текст, а остальные – с закрытым ртом) и наоборот. Если мелодию называют сердцем вокального произведения, то дикцию – его душой. Слушателю далеко небезразлично, о чём рассказывает хор, а передать содержание может лишь отличная дикция. Работу над четким и ясным произношением текста велась ежечасно, ежеминутно. В ритме разучиваемого произведения текст «проговаривался»: все слова на одной высоте, при этом каждая буква утрировалась, окончания слов на согласные «т», «р», «п», «б» подчеркивались. Художественная отделка произведения занимала почти треть (а иногда и больше) времени общей работы над ним. Особенно трудно было добиться в самодеятельном хоре верного звучания пиано. Для этого использовалась такая методика: сначала хор пел с закрытым ртом, в уме произнося текст, затем хор пел уже сам текст в той же силе звучания, что и с закрытым ртом. Благодаря этому полнокровнее звучало и форте.

Репертуар

Вместе с хором Изабелла Николаевна Иванова работала с большим и разнообразным репертуаром, в который входили и двухголосные песни, и восьмиголосные всемирно известные музыкальные шедевры a capello. Хор текстильщиков с большим вкусом исполнял произведения a capello П.Чайковского («Ночевала тучка», «Не кукушечка»), О.Лассо («Эхо»), В.Калинникова («Жаворонок», «Зима»), В.Шебалина («Зимняя дорога»), В.Мурадели («Ответ на послание декабристов»), А.Пескова («Баллада о солдате»), А.Пахмутовой («Песня-сказ о Мамаевом кургане»). Исполнялись произведения и с местным симфоническим оркестром: «Сцена под Кромами» из оперы М.Мусоргского «Борис Годунов», кантата "Весна" С.Рахманинова, фрагменты из оперы «Вадим» Г.Крейтнера и т.д. Особое место в репертуаре коллективов, которыми руководила И.Н.Иванова, занимали песни о родном крае, об Иваново. Огромной теплотой и непередаваемым лиризмом проникнуто исполнение Хором текстильщиков "Песни об Иваново" (музыка С.Охомуша, слова А.Крючковского), произведения, которое во второй половине XX века стало неофициальным гимном Родины Первого Совета.

Значение творчества

Изабелла Николаевна Иванова на протяжении почти четырёх десятилетий проводила кропотливую работу по вовлечению простых ивановцев в академическое музыкальное творчество. Она воспитала огромную плеяду музыкантов-хормейстеров высокого класса, передала своим воспитанникам навыки и знания лучших хоровых музыкальных традиций. Её усилиями хоровая музыка стала популярной в текстильном рабочем городке, ивановцы активно приобщались к музыкальному классическому наследию. "Прекрасный педагог, тонкий музыкант, чуткий, интеллигентный человек - таких людей, как Изабелла Николаевна, на свете мало, и их нельзя не помнить", - сказал, открывая концерт, посвященный 80-летию И.Н.Ивановой, её ученик, руководитель камерного хора "Шереметев-центра" ИГХТУ Евгений Бобров.

Дискография

  • «Участники художественной самодеятельности г. Иванова и Ивановской области», Фирма «Мелодия», винил, моно, Д 20457-58, 1967 г.
  • «Академический хор текстильщиков г. Иваново, худ. руководитель И. Иванова», Фирма «Мелодия», винил, моно, 33Д 24125,1969 г.

Имя:*
E-Mail:
Комментарий: