Главная
Новости
Строительство
Ремонт
Дизайн и интерьер
Каркасный дом
Несущие конструкции
Металлические конструкции
Прочность дорог
Дорожные материалы
Стальные конструкции
Грунтовые основания
Опорные сооружения





















Яндекс.Метрика

Памятник Тарасу Шевченко (Харьков)

Памятник Тарасу Григорьевичу Шевченко в Харькове — памятник украинскому поэту, писателю, художнику и мыслителю Тарасу Григорьевичу Шевченко.

Монумент расположен в центре Харькова — в Саду имени Т. Г. Шевченко, при входе на центральную аллею со стороны улицы Сумской. Памятник органически связан с окружающим парковым пейзажем и городским архитектурным ансамблем. Общая высота монумента — свыше 16 метров, высота статуи Тараса Шевченко — 4,5 метров. Художественный стиль монумента можно определить как соцреализм и сталинское барокко; трактование личности Тараса Шевченко тоже является советским — как идейного борца за счастье простого народа, поэта-революционера.

Авторы памятника — советский скульптор Матвей Манизер и архитектор Иосиф Лангбард. Монумент был торжественно открыт 24 марта 1935 года, то есть через 9 месяцев после того, как Харьков перестал быть столицей УССР.

Памятник является одним из символов города Харькова.

Описание

Памятник Тарасу Шевченко — многоплановая композиция, каждая из частей которой просматривается постепенно, по мере знакомства с монументом. Вместе с тем весь памятник воспринимается как единое целое. Многоступенчатость монумента была (и остаётся) органично связанной с архитектурой величественных сооружений Госпрома и Харьковского государственного университета (сейчас Харьковский национальный университет имени В. Н. Каразина), Садом имени Т. Г. Шевченко. Фасад памятника повёрнут к центральной магистрали города — улице Сумской.

Фрагмент памятника — «Гайдамак и угнетённый»

В плане монумент представляет собой своеобразную архитектурную спираль с 11-метровым трёхгранным пилоном с фигурой Тараса Шевченко внутри и выступами по кругу, которые окружают пилон, и на которых размещены 16 динамических статуй — высокохудожественных образцов советской пропаганды, которые по замыслу автора проекта должны были символизировать людей труда и их борьбу за свои права против притеснителей — от непокорных, бунтарских образов из произведений Т. Г. Шевченко до участников русской революции 1905—1907 лет и Октябрьской революции 1917 года, а величественная группа, которая состоит из рабочего-шахтера, колхозника, красноармейца и женщины, является олицетворением тогдашней современности.

Доминантой монумента является фигура Кобзаря — Шевченко высотой 4,5 м, установленная на высоком постаменте из серого (на момент сооружения ярко-чёрного) лабрадорита. Статуя полна динамики — и в точно найденном ракурсе слегка наклонённой набок головы, и в энергичном жесте правой руки, и во всей фигуре Шевченко просматривается готовность к действию, целенаправленность, внутренняя напряжённость, что в полной мере соответствовало советской трактовке образа Т. Г. Шевченко как поэта и художника-революционера. Скульптура имеет ярко выраженный силуэт, легко узнаваемый издали, что сближает общий фон монумента с конструктивизмом, — суровые, укрупнённые складки одежды, лаконичность форм, энергичная обработка поверхности большими обобщёнными плоскостями — все это призвано создать могущественный образ непокоренного борца за права трудящихся. К детализации автор прибегает лишь в разработке лица, которое осуществлено не только для достижения портретной схожести, а и для раскрытия внутреннего мира, в русле трактования личности поэта, выявления твёрдости и силы духа поэта-борца. Именно поэтому взгляд монументального Кобзаря суровый и гневный, а вычеканенные на голове морщины означают горечь пережитого-передуманного. Целостности образа автор достигает проработкой и других деталей — например, крепко сжатой в кулак (гневный жест) рукой.

Фигуры, которые окружают пьедестал, — вдвое меньше по высоте, чем статуя Шевченко. Они воспринимаются в основном вблизи. По замыслу скульптора, осматривать фигуры нужно в последовательности композиционной спирали, начиная от фигуры «Катерина» и двигаясь против часовой стрелки.

Среди статуй монументального ансамбля, связанных идейно общим замыслом отображения воспетой Кобзарем борьбы народа за свою волю, можно выделить отдельные фигуры и композиции:

  • скульптура «Катерина» — статуя крепостной с грудным ребёнком на руках, известная под названием «Катерина», воспетая Т. Г. Шевченко в одноимённой поэме; воплощение образа женщины-матери под бременем одиночества и кручины;
  • 1-я композиция («Умирающий гайдамак. Гайдамак с косой. Рвущий путы.») — все три фигуры связаны как идейно, так и сюжетно. За общей привязкой композиции к поэме Т. Г. Шевченко «Гайдамаки» о событиях колиивщины кроется жизнеутверждающее убеждение в несокрушимости народного духа и вера в его победу;
  • скульптура «Связанный запорожец» — одна из статуй, которые передают патриотичный, многогранный характер героя, воплощает народную силу и величие, скорбь и боль;
  • 2-я композиция («Женщина-крестьянка. Несущий жернова. Солдат-рекрут.») — в образах представителей разных прослоек трудовой народ воплощает идею страданий народа из-за царизма;
  • 3-я композиция («Рабочий с преклоненным флагом. Студент. Рабочий с винтовкой. Матрос. Красноармеец.») — 3- статуи композиции изображают образы восставшего народа во время социальных катаклизмов первых десятилетий XX столетия.
  • 4-я композиция («Крестьянин. Шахтер. Женщина с книгой») — фигуры этой последней группы, по замыслу автора, должны были передавать те изменения, которые произошли в советском обществе.

Автор монумента достиг пластического единства, гармонии, согласованности всех его групп и фигур. Им присущи классические пропорции, тщательная продуманность поз и жестов, которые отображают особенности характеров и вместе с тем содействуют раскрытию единства композиционного замысла. Многофигурная композиция выдержана в эпически спокойном, но приподнятом ритме. Материал статуй — тёмная бронза на фоне постамента из отполированного до зеркального блеска лабрадорита — придаёт памятнику ещё большую торжественность, выразительность и величие.

История памятника

Предыстория

Харьков известен как город, где был установлен один из первых на Украине памятников Тарасу Шевченко. Инициаторами создания первого памятника Шевченко в Харькове была семья Алчевских. В 1897 году Алексей Кириллович Алчевский заказал в Петербурге известному академику, профессору Петербургской Академии искусств В. А. Беклемишеву, выходцу из Харькова, бюст Кобзаря из белого мрамора. В 1898 году бюст был установлен возле усадьбы известной просветительницы, основательницы женской воскресной школы для взрослых Христины Алчевской (на улице Садово-Куликовской, сейчас Дарвина). Осуществлено это было нелегально — без разрешения царской власти. В трактовании Беклемишева Т. Г. Шевченко был философом и борцом, готовым к решительным активным действиям. Возле этого памятника часто собиралась студенческая молодёжь, воспитанники воскресной школы. В 1901 году, накануне сорокалетия со дня смерти Т. Г. Шевченко, памятник был снят. По другой версии, тогда же, во время экономического кризиса А. К. Алчевский обанкротился и наложил на себя руки, семье пришлось срочно избавиться от шикарного особняка — усадьбу продали купцу Шабельському, и когда новый собственник хотел было уничтожить бюст Кобзаря, Алчевские забрали его с собой и ещё на протяжении двадцати лет сохраняли в семье. В 1932 году Николай Алексеевич Алчевский, преподаватель юридического института, передал бюст в Картинную галерею Т. Г. Шевченко и сейчас этот экспонат находится в Киеве в государственном музее поэта.

Уже при советской власти, в июле 1919 года, на месте памятника Александру ІІ установили временный гипсовый бюст Т. Г. Шевченко, изготовленный по проекту скульптора Б. Кратка. Этот бюст сняли с постамента деникинцы, и дальнейшая его судьба неизвестна.

История сооружения и открытие памятника

2 июня 1929 года Харьковский горсовет утвердил постановление о сооружении памятника. В 1930 году был объявлен первый международный конкурс на сооружение памятника Тарасу Шевченко в Харькове. Таких конкурсов на протяжении 1930—1933 лет в общей сложности было три. Проблематика этих конкурсов в советской литературе или не освещается вообще, или исключительно с акцентом на участие в них победителей Манизера и Лангбарда. 22 сентября 1933 года открылась выставка проектов, на которой было представлено 30 работ ведущих мастеров того времени — Ф. Кричевского, С. Меркурова, М. Манизера, И. Кавалеридзе и других. Противоречивой темой остается определение победителей конкурса, так как среди лучших по результатам сентябрьской выставки фигурировал и общий проект украинского художника Федора Кричевского и русского скульптора Сергея Меркурова, а уже на дополнительном, ноябрьском, обзоре, где рассматривались доработанные проекты, победителем была признана работа Матвея Манизера. Одним из претендентов на место скульптора данного памятника была В. И. Мухина. Сохранилась её объяснительная записка:

Шевченко представлен бронзовой статуей, стоящей на девятиметровом каменном пьедестале (ногами он стоит ещё в каменной среде, но дух его железный), с поступью твёрдой и энергичной, в полном сознании своего человеческого достоинства, народный трибун и пробудитель сознания в те годы угнетения. Автор дает его в украинской одежде, так как с образом Шевченко связывается представление о пробуждении Украины, и интеллигентский сюртук как дань моде середины XIX столетия с образом великого Тараса не вяжется и кажется совершенно нелепым. Одежда, присущая народу, становится его историческим признаком, понятным в веках, в противовес моде, через одно-два десятилетия кажущейся смешной. В нижней части памятника автор дает олицетворение старой и новой Украины. Старая Украина, угнетенная, батрацкая, подъяремная, в образе двух волов под ярмом, понурых и забитых. Сзади их на врезном барельефе украинский батрак, темный и изнуренный под игом крепостничества, окаменелый от вековых страданий. Эта группа символически дана в камне. Возле, с другой стороны стоит группа современных украинцев, работников и крестьянок, бодро смотрящих вдаль, дружно взявшись за руки для коллективной работы, окружив колесо трактора, — символ и фактор объединения работающего и потребляющего на всеобщей социальной стройке УССР…

.

Матвей Манизер к тому времени был состоявшимся мастером — творцом ряда значительных монументов, приверженцем реалистического искусства. Сохранились свидетельства, согласно которым, работая над проектом, скульптор путешествовал по шевченковским местам, делал большое количество пейзажных и жанровых этюдов, тщательно изучал внешность и личность Т. Г. Шевченко — по его произведениям, перепискам и мемуарами о нём, автопортретам, немногочисленным фотографиям, посмертной маске и т. п. Творческие поиски Манизера были продолжительными. Первый проект памятника (1930 год) он выполнил в конструктивистской манере — большая по размеру голова Шевченко с выражением опечаленности была установлена на цилиндрическом постаменте с барельефом повстанца, который, стоя на коленях, гневно потрясал кандалами. Во втором проекте (1931 год) М. Г. Манизер расположил статую поэта на пьедестале с низким рельефом, на котором были изображены персонажи из произведений Кобзаря. И лишь третий вариант проекта (1933 год) принёс скульптору творческое удовлетворение и победу во всесоюзном конкурсе, и это при том, что в конкурсе принимали участие немало выдающихся скульпторов своего времени.

Вспоминая о работе над памятником, М. Г. Манизер писал:

Шевченко трактован мною как поэт-революционер, демократ и бунтарь, энергичным жестом как бы ниспровергающий царское иго рабства и неволи. Фигура Шевченко гигантского размера: в три натуры (4,5 метра) — видна издали. Шестнадцать фигур, окружающие пьедестал, вдвое меньшего размера и рассматриваются, главным образом, на близком расстоянии… Разновременные, в большинстве своем сюжетно между собой не связанные, они располагаются на возрастающих уступах пьедестала и рассматриваются зрителем последовательно, оставаясь в то же время звеньями единой цепи.

.

Матвею Манизеру позировали актёры харьковского театра «Березиль»:

  • Наталия Ужвий — «Катерина».
  • Сусанна Коваль — молодая крестьянка.
  • Амвросий Бучма — повстанец времен Колиивщины и крестьянин с жерновами на плечах.
  • Иван Марьяненко — старый запорожский казак — связанный, но не покоренный.
  • Лесь Сердюк — молодой хлопец с косой в руках и крепостной со связанными руками.
  • Ростислав Ивицкий — красноармеец.

Работы по сооружению монумента были начаты 9 марта 1934 года, то есть в день 120-летия от рождения Кобзаря. Архитектурную привязку монумента исполнил архитектор Й. Г. Лангбард (автор проектов нескольких государственных зданий в Белоруссии). Отливка скульптуры Т. Г. Шевченко и скульптурных групп памятника в металле была осуществлена в бронзолитейных мастерских в Ленинграде. Общий вес металлической части памятника — 30 тонн. Одновременно с этим в Харькове, на месте закладки памятника, под руководством Й. Г. Лангбарда рабочие обрабатывали лабрадорит. На изготовление памятника ушло 400 тонн лабрадорита. На сооружении монумента было использовано около 75 вагонов разных строительных материалов, в том числе 25 вагонов с лабрадоритом.

В 1935 году работа по сооружению памятника, в которой принимало участие около 200 рабочих разных профессий, была завершена.

Торжественное открытие монумента состоялось 24 марта 1935 года и стало всенародным праздником. Харьков был украшен флагами, на улицах было многолюдно. В 14.30 нарком образования УССР В. П. Затонский перерезал ленту. Грянул салют, и большой хор 700 голосами исполнил «Заповіт» Шевченко.

События, связанные с памятником

Со времени открытия памятник сам по себе стал значительным культурным явлением и достоянием Харькова и страны.

Несмотря на размер и идеологическую направленность, монумент не пострадал во время Второй мировой войны. Именно возле памятника Шевченко в Харькове 30 августа 1943 года состоялся первый официальный митинг освобождённого от немецких оккупантов города при участии И. С. Конева и Н. С. Хрущева.

В послевоенное советское время памятник традиционно был местом проведения мероприятий, посвященных разнообразным датам украинской истории и культуры, в частности, почтению памяти Тараса Шевченко. Начиная с конца 1980-х лет площадь возле монумента стала местом группирования национальных сил, проведения демократических акций. После обретения независимости Украиной без возложения цветочных букетов к монументу не обходится ни один официальный государственный праздник, посещение Харькова высокими правительственными чиновниками и международными гостями. В 1990-е и 2000-е годы памятник подвергался вандализму.

Интересные факты о памятнике

Среди статуй монументального ансамбля есть скрытое и органически вписанное в композицию колесо от трактора времен первых колхозов. С ним связано верование местного населения — кто сам сможет его отыскать, скоро найдет свою любовь или останется в Харькове навсегда.

Для съёмок исторического фильма о физике Льве Ландау «Дау», которые проходили в Харькове в 2009 году, памятник Т. Г. Шевченко для большей реалистичности красили чёрной гуашью, ведь лабрадоритовый постамент в первые годы имел ярко-чёрный цвет (а не серый, как сейчас). После съёмок городским службам пришлось устроить «чистку» монумента, возвратив ему обычный для харьковчан вид.

Памятник в искусстве

На почтовых марках
  • Почтовая марка СССР (1939 год)

  • Почтовая марка СССР (1954 год)

  • Почтовая марка СССР (1961 год)

Символ города

Памятник Шевченко стал восьмым из двенадцати символов Харькова.


Имя:*
E-Mail:
Комментарий: