Главная
Новости
Статьи
Ремонт
Каркасный дом
Несущие конструкции
Металлические конструкции
Прочность дорог
Дорожные материалы
Стальные конструкции
Грунтовые основания
Опорные сооружения




16.05.2021


08.05.2021


07.05.2021


07.05.2021


06.05.2021


05.05.2021


05.05.2021





Яндекс.Метрика

Венелин, Юрий Иванович

19.03.2021

Юрий Иванович Венелин (настоящее имя — Георгий Гуца, словацк. Juraj Huca, лат. Georgius Hutza; 22 апреля [4 мая] 1802 или 1802[…], Тибава, Берег — 26 марта [7 апреля] 1839 или 26 марта 1839, Москва) — российский и болгарский историк и публицист, один из создателей славистики, деятель славянского национального возрождения.

Биография

Ранние годы

Крестьянский дом конца XVIII века села Тибава (ныне в Ужгородском скансене). Цитата на памятной доске: «По одной из гипотез в этом доме в 1802 году родился Юрий Венелин-Гуца.»

Сын православного священника русинско-румынского происхождения. Обучался сначала в унгварской гимназии, где его учителем был И. Чургович, а с 1821 года — в Сатмарском епископском лицее, где и начались его занятия историей, с 1822 — на философском факультете Львовского университета. Во время обучения он, не желая принимать духовный сан, изменил фамилию на Венелин-Венелович, чтобы скрыть своё местопребывание. В 1823 году Венелин вместе с двоюродным братом И. И. Молнаром бежал от религиозных притеснений в Россию, обосновавшись сначала в Кишинёве, где сблизиля с болгарскими колонистами и их попечителем генералом Инзовым, а с 1825 года — в Москве. Учился на медицинском факультете Московского университета (1825—1829), занимаясь историческими изысканиями в свободное время. Был человеком образованным, знал древние и новые языки, некоторыми владел свободно. После окончания университета работал врачом Московского военного госпиталя и некоторое время работал домашним учителем; среди его учеников были Константин и Иван Аксаковы, будущие идеологи славянофильства. Окончательно поселившись в России, Венелин принял имя Юрий.

Начало деятельности

Судьбоносным оказалось знакомство Венелина с М. П. Погодиным, А. С. Хомяковым, И. И. Срезневским, открывшее ему дорогу на страницы крупнейших журналов эпохи («Московский вестник», «Телескоп», «Отечественные записки», «Журнал Министерства Народного Просвещения»). Выступая с публицистическими статьями и историческими исследованиями, Венелин полемизировал с немецкими и австрийскими учёными, принижавшими историю и культуру славян. Особое внимание он уделял болгарам, чья история в то время была почти совершенно неизученна, а сама принадлежность к славянству подвергалась сомнению. В 1829 году вышла первая книга Венелина «Древние и нынешние болгаре», имевшая «значение не научного исследования, а скорее славянофильского воззвания, с восторгами пред прошлым и упованиями на будущее великого славянского народа». Стремясь во что бы то ни стало восстановить достоинство всех славян и болгар в частности, автор вольно оперировал историческими фактами, называя гуннов «сынами Руси», Словению — «Адриатической Украиной», Меровингов — «Мировичами», а Аттилу — «Русским Царём». В то же время Венелин впервые описывал современных болгар как этнографическую и историческую реальность; в его книге «болгары, которых ещё недавно смешивали с сербами, впервые представлены были как многочисленный народ в пределах былой Болгарии, Румелии, Македонии, Фессалии, Албании, румынских землях, Бессарабии и Новороссийском крае». Книга Венелина, содержавшая множество положений, уже тогда отвергнутых наукой, была принята скорее неблагосклонно, хотя серьёзных возражений ему никто не сделал.

Путешествие в Болгарию

Этническая карта Балкан в середине XIX века

В 1830—1831 годах Венелин совершил долгожданное путешествие в Болгарию, ставшее возможным благодаря покровительству друзей и оформленное как официальная командировка Академии Российской, с «Высочайшего Государя Императора дозволения». Целью её было «обозреть по возможности все хранящиеся в тамошних монастырских и других библиотеках печатные книги и рукописи на Славянских наречиях и на языке Молдавском, Волошском и Греческом». Венелину удалось побывать в Одессе (где за время недавней войны образовалась значительная болгарская колония, представители которой восторженно встретили его начинание), восточных областях Болгарии и в Валахии. Несмотря на чинимые турками препятствия и подозрения местного населения, итогом его экспедиции стали 66 «валахо-болгарских или дако-славянских» грамот, с 20 снимками, историческим предисловием, комментариями и словарём, а также записи произведений болгарского фольклора. Из-за трудностей, связанных с обработкой материала, отчёт Академии был подан только через два года. Несмотря на значительные достижения экспедиции, Венелин не смог отделаться от репутации дилетанта; отсутствие учёных степеней и недостаточная строгость в методах стали препятствием к научной карьере. Так, в 1834 году он не смог, несмотря на протекцию Погодина, получить кафедру славяноведения в Московском университете, отданную М. Т. Каченовскому, стороннику взглядов на историю славян, ровно противоположных идеям Венелина.

Последние годы

Вторая половина 30-х годов оказалась для Венелина чрезвычайно плодотворной. Он продолжает публикацию новых статей о славянской истории, выступает в печати против «скандинавомании» (норманнской теории происхождения Руси); ещё больше сочинений осталось в рукописи и было опубликовано уже после его смерти (в частности, первая в истории грамматика болгарского языка). Тяжёлый труд, отсутствие постоянного заработка и признания подорвали здоровье Венелина. Его внезапная смерть вызвала в Болгарии многочисленные отклики; нарождающаяся болгарская интеллигенция находилась под огромным воздействием его славянофильских идей и считала себя в долгу перед русским учёным. На могиле Венелина, похороненного на кладбище Данилова монастыря, представители болгарской эмиграции в России поставили надгробный памятник с посвящением: «Он первый напомнил свету о забытом, но некогда славном и могущественном племени Болгар и пламенно желал его возрождения. Господи, услышь молитву раба Твоего». Надгробие Венелина на монастырском кладбище было разрушено в советские годы.

Значение

Деятельность Венелина не имеет однозначной оценки. Как при жизни учёного, так и после смерти его труды обвинялись в дилентантизме, незнании основ исторической методологии, пренебрежении фактами, стремлении любыми средствами удревнить историю славян. С другой стороны, совершенно бесспорны его заслуги в пробуждении интереса к славяно-болгарской истории как в России, так и в самой Болгарии. Как утверждает Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона, «он разбудил Болгарию для новой деятельности, напомнил ей славное прошедшее, научил правильно смотреть на язык, традиции и все явления общественной жизни». Деятели болгарского национального возрождения называли Венелина своим предшественником, некоторые из них (Васил Априлов, Николай Палаузов) были знакомы с ним лично. Фамилия Венелина стала распространённым болгарским личным именем.

В последние годы в России, Болгарии, Словении, на Закарпатской Украине снова возникает интерес к наследию Венелина.

Список произведений

  • 1829 год — Древние и нынешние болгаре в политическом, народописном, историческом и религиозном их отношении к россиянам. — 1-е изд.. — М.: В Университетской Типографии, 1829. — Т. I. — VIII, 256 с.
    • 2-е изд.: Древние и нынешние болгаре в политическом, народописном, историческом и религиозном их отношении к россиянам // Историко-критические изыскания. — 2-е изд. — М.: В Университетской Типографии, 1856. — Т. I. Болгаре. — 241 с.
  • 1834 год — Об источнике народной поэзии вообще, и о южнорусской в особенности. — М.: В тип. Н. Степанова, 1834. — Т. 1. Сербские. — 60 с.
  • 1835 год — О характере народных песен у славян задунайских. — М.: В тип. Н. Степанова, 1835. — Т. 1. Сербские. — 118 с.
  • 1836 год — Древние и нынешние словене в политическом, народописном, историческом и религиозном их отношении к россиянам // Историко-критические изыскания. — М.: В Университетской Типографии, 1841. — Т. II. Словене. — 114 с.
  • 1838 год — О зародыше новой болгарской литературы. — М.: В тип. Н. Степанова, 1838. — Т. 1. — 51 с.
  • 1840 год — Влахо-болгарскиe или дако-славянскиe грамоты. — СПб.: В тип. Императорской Российской Академии, 1840. — XVI, 559 с.
  • 1842 год — Скандинавомания и её поклонники или столетние изыскания о варягах. — М.: В тип. А. Семёна, 1842. — 114 с.
  • 1842 год — Известия о варягах у арабских писателей и злоупотребление в истолковании оных // Венелин Ю. И. Истоки Руси и славянства / Отв. ред. О. А. Платонов. — М.: Институт русской цивилизации, 2011. — С. 538-555. — 864 с. — ISBN 978-5-902725-91-6.
  • 1846 год — Окружные жители Балтийского моря, то есть леты и славяне. — М.: В Университетской Типографии, 1846. — 94 с.
  • 1847 год — О времени рождения названий. Греческое, латинское, немецкое, русское или гражданское, славянское или церковное письмо // Венелин Ю. И. Истоки Руси и славянства / Отв. ред. О. А. Платонов. — М.: Институт русской цивилизации, 2011. — С. 663-682. — 864 с. — ISBN 978-5-902725-91-6.
  • 1847 год — Мысли об истории вообще и русской в частности // Венелин Ю. И. Истоки Руси и славянства / Отв. ред. О. А. Платонов. — М.: Институт русской цивилизации, 2011. — С. 45-64. — 864 с. — ISBN 978-5-902725-91-6.
  • 1848 год — О первом и втором нашествии завислянских славян на Русь до Рюриковских времён // Венелин Ю. И. Истоки Руси и славянства / Отв. ред. О. А. Платонов. — М.: Институт русской цивилизации, 2011. — С. 583-627. — 864 с. — ISBN 978-5-902725-91-6.
  • 1848 год — Нечто к изысканиям о готах // Венелин Ю. И. Истоки Руси и славянства / Отв. ред. О. А. Платонов. — М.: Институт русской цивилизации, 2011. — С. 628-638. — 864 с. — ISBN 978-5-902725-91-6.
  • 1848 год — Об обрах, их царстве и его пределах // Венелин Ю. И. Истоки Руси и славянства / Отв. ред. О. А. Платонов. — М.: Институт русской цивилизации, 2011. — С. 639-662. — 864 с. — ISBN 978-5-902725-91-6.
  • 1848 год — О споре между южанами и северянами насчёт их россизма // Венелин Ю. И. Истоки Руси и славянства / Отв. ред. О. А. Платонов. — М.: Институт русской цивилизации, 2011. — С. 789-804. — 864 с. — ISBN 978-5-902725-91-6.
  • 1849 год — Критическиe исследования об истории болгар Ю. И. Венелина, с прихода Болгар на Фракийский полуостров до 968 года, или покорения Болгарии Великим Князем Русским, Святославом. — М.: В тип. Николая Степанова, 1849. — III, 342 с.
  • 1856 год — О путевых записках Ю. И. Венелина (рус.) // Записки отдела рукописей. — М.: Российская государственная библиотека, 2000. — Вып. 51.
    • Предисловие
    • Часть первая
    • Часть вторая
  • 1997 год — Грамматика нынешнего болгарского наречия / Публикация подготовлена Г. К. Венедиктовым. — М.: Институт славяноведения и балканистики РАН, 1997. — 275 с.
  • 2003 год — О происхождении славян вообще и россов в особенности // Венелин Ю. И. Истоки Руси и славянства / Отв. ред. О. А. Платонов. — М.: Институт русской цивилизации, 2011. — С. 683-788. — 864 с. — ISBN 978-5-902725-91-6.
  • 2012 год — Образ проповедования Евангелия в продолжение первых четырёх веков — Журнал «Дельфис» — № 69(1)