Главная
Новости
Статьи
Ремонт
Каркасный дом
Несущие конструкции
Металлические конструкции
Прочность дорог
Дорожные материалы
Стальные конструкции
Грунтовые основания
Опорные сооружения




31.07.2021


30.07.2021


30.07.2021


30.07.2021


30.07.2021


30.07.2021


29.07.2021





Яндекс.Метрика

Варламов, Александр Владимирович

08.02.2021

Александр Владимирович Варламов (6 [19] июня 1904, Симбирск — 20 августа 1990, Москва) — советский композитор, аранжировщик, певец, дирижёр, руководитель одного из лучших советских джаз-оркестров. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1979), автор более 400 музыкальных произведений.

Биография

Александр Владимирович Варламов родился 19 июня 1904 в Симбирске, в семье коллежского, затем статского советника, члена Симбирского окружного суда.

До сентября 1918 года жил в Симбирске, учился во второй мужской гимназии. В 1912 году в Симбирске были опубликованы его первые музыкальные произведения — пьеса «Грусть» и вальс «Вечерок».

В 1922 году поступил в ГИТИС (в одну мастерскую с Эрастом Павловичем Гариным и Николаем Павловичем Охлопковым). Однако вскоре уходит оттуда и поступает в Училище имени Гнесиных в класс Рейнгольда Морицевича Глиэра и Дмитрия Романовича Рогаль-Левицкого (сокурсник по классу композиции — Арам Хачатурян).

Как джазовый руководитель дебютировал в 1934 году. Внимание музыкальной общественности привлекло сотрудничество Варламова с негритянской певицей из США Целестиной Коол. Позже собрал первую в СССР группу из музыкантов-импровизаторов («Семёрка»). Осенью 1938 года создал джаз-оркестр Всесоюзного радиокомитета, с которым работал до сентября 1939 года, успев принять участие в первой отечественной телепередаче.

В 1939—1940 годах руководил джаз-оркестром МВТУ имени Н.Баумана. С лета 1940-го до лета 1941 года — главный дирижёр Государственного джаз-оркестра СССР. В начале войны Госджаз СССР был преобразован в Образцово-показательный джаз-оркестр Наркомата обороны и почти в полном составе выехал на фронт, где большинство оркестрантов погибло. Оставшийся в Москве Варламов возглавил симфоджаз при Всесоюзной студии эстрадного искусства («Мелоди-оркестр», солистка — Дебора Пантофель-Нечецкая) и готовил программу к выступлениям перед американскими моряками в северных портах — Мурманске, Архангельске.

В январе 1943 года арестован по навету, решением Особого совещания был приговорён к восьми годам лишения свободы, срок отбывал в Ивдельлаге на Северном Урале, где до 1948 года руководил агитбригадой и джаз-оркестром. После освобождения в 1951 году жил в Казахстане. Работал преподавателем в Караганде. После реабилитации в 1956 году вернулся в Москву, писал музыку для эстрадных оркестров, кинофильмов и телевизионных постановок, осуществил ряд записей собственных композиций с симфоджазовым составом.

В последние годы жизни жил на ул. Лескова, д. 10 б, в Московском районе Бибирево.

Умер 20 августа 1990 года в Москве. Похоронен на Домодедовском кладбище.

Творчество

Алексей Баташев, авторитетный современный историк джазового искусства, в 90-е годы писал:

Спросите любого нашего джазмена старшего поколения — а среди них немало знаменитых — почти каждый скажет: его увлечение джазом началось с Варламова

Александр Варламов отмечал, что для него очень важен был «поворот от примитивной мелодики к настоящему свинговому стилю». Он одним из первых в Советском Союзе стал уделять повышенное внимание оркестровке и культуре исполнения. Открывал таланты, привлекал к работе наиболее ищущих музыкантов своего времени: Александра Васильева, Николая Шмелева, Александра Ривчуна (саксофон), Виктора Быкова, Михаила Ветрова, Петра Борискина (труба), Михаила Петренко (фортепиано), Олега Хведкевича, Лаци Олаха (ударные); Семена Чанышева (контрабас), Теодора Ходорковского, А. Арского (аранжировка и инструментовка).

Получили большую популярность такие композиции в исполнении оркестра Александра Варламова, как «Весёлый час», «Ранний час», «Сон», «Пой мне о любви, дорогая», «Жёлтая роза», «Свит Су» (в оригинале «Sweet Sue, Just You»), «Дикси-ли» («Dixie Lee»).

Александр Варламов автор таких инструментальных пьес и вокальных произведений, как «Романтическая рапсодия», «Ты поверь, ты пойми», «Край мой любимый», «Пой мне», «Уходит вечер». Александр Варламов также переводил зарубежные песни на русский язык и сам исполнял их. Его голос звучит в популярнейшей песенке «На карнавале» Харри Уоррена (англ. (Harry Warren) (в оригинале «She Is a Latin from Manhattan»), в балладе «Луна» Ричарда Роджерса (в оригинале «Blue Moon») и слоу-фоксе «Счастьем жизнь полна» Джина Шварца (англ. Jean Schwartz) (в оригинале «Trouble In Paradise»).

Александру Варламову принадлежит аранжировка итальянской баркаролы, которую исполняла Аделина Патти. В 1920-х годах квартет театра-кабаре «Летучая мышь» Никиты Балиева и оркестра театра «Водевиль» записали на студии «Columbia Graphophone Company» пластинку с композицией «The Russian Barcarole».

Будучи одним из немногих тогда советских композиторов, аранжировщиков и дирижёров, осваивавших свинговую манеру игры и письма, в числе первых в стране стал исполнять музыку в стиле свинг, дав интересные образцы нового стиля. Среди них выделяются записи американских пьес «Игра на пальцах» Ричарда Роджерса, «Я всегда с вами» (в оригинале «Is It True What They Say About Dixie?») Джеральда Маркса (на варламовском треке ошибочно указан Хендерсон), «Счастливая дорога» (в оригинале «I’m Living in a Great Big Way») Джимми МакХью, джазовая версия «Лирической песенки» Юрия Милютина «Все стало вокруг голубым и зелёным» из к/ф «Сердца четырёх» с вокалом Веры Красовицкой.

Начиная с 1930-х годов, Александр Варламов писал музыку для игрового и анимационного кино. Его музыка звучит в фильмах «Степан Разин», «Парень из тайги», «Доктор Айболит», «Одна строка», в мультфильмах «Квартет», «Кентервильское привидение», «Лиса и бобёр», «Первая скрипка», «Дикие лебеди», «Кот в сапогах», «Тараканище», «Ровно в три пятнадцать», «Шайбу! Шайбу!», «Приключения красных галстуков», «Капризная принцесса», «Чудесница» и др.

В 1960—1970-е годы Варламов сочинил ряд композиций для биг-бэнда. В 1986 году он написал «Концерт для трубы с оркестром» и посвятил его городу Ульяновску.

Александр Варламов тщательно работал над совершенствованием исполнительской техники и ансамблевой игры, что привело к заметному росту профессионализма в отечественном джазе и оказало существенное влияние на развитие джазовой музыки в СССР.