Главная
Новости
Статьи
Ремонт
Каркасный дом
Несущие конструкции
Металлические конструкции
Прочность дорог
Дорожные материалы
Стальные конструкции
Грунтовые основания
Опорные сооружения




16.05.2021


08.05.2021


07.05.2021


07.05.2021


06.05.2021


05.05.2021


05.05.2021





Яндекс.Метрика

R4M (НАР)

03.02.2021

R4M (в оригинале R4/M — индекс Министерства авиации, RLM). Здесь R — нем. Rakete, 4 — масса снаряженной ракеты в кг, а М — нем. Minenkopf (с фугасной боевой частью)) — неуправляемая авиационная ракета класса «воздух-воздух».

Разработана в Германии в конце Второй мировой войны и использовалась вплоть до её окончания. R4M — одна из первых произведенных в промышленных масштабах боеспособных ракет класса «воздух-воздух». После войны R4M послужила прототипом при создании ряда аналогичных ракет в США, СССР и ряде других стран.

Разработка

Основными побудительными причинами к созданию данного типа ракет было падение эффективности ПВО Германии в 1944 году. Применение ряда новых тактических приёмов, появление истребителей P-51 Mustang и P-47 Thunderbolt, снабженных подвесными топливными баками и способных сопровождать тяжёлые бомбардировщики на всём протяжении полёта, привело к высокому уровню потерь среди истребителей ПВО Германии. Это скоро сказалось на их качественном уровне — восполнить потери самолётов в необходимый срок крайне затруднительно, а в опытных лётных кадрах и вовсе невозможно. Тяжёлые бомбардировщики союзников, такие как Boeing B-17 Flying Fortress, обладали хорошей «живучестью», а наличие истребительного эскорта сводило к минимуму время возможной атаки. Решение данной проблемы было возможно несколькими путями, но наиболее быстрый был в повышении мощности атаки (одного попадания данной ракеты было достаточно для поражения самолёта). Дальность действия (прицельный пуск возможен с расстояния в 1 км) ограничивала возможности прицельного огня стрелками пулемётов бомбардировщиков и время (на залп уходят считанные секунды) эффективного противодействия истребителей эскорта.

После начальной стадии опытных работ Рейхсминистерство авиации в сентябре 1944 года поручило двум фирмам DWM (нем. Deutsche Waffen- und Munitionsfabriken) в г. Любек и «Curt Heber Maschinen-Apparate-Fabrik» в г. Остероде (Гарц) разработку неуправляемой авиационной ракеты (НАР) со складывающимся хвостовым оперением для поражения бомбардировщиков. Контракт был выполнен к февралю 1945 года.

Конструкция

Конструктивно ракета состояла из трёх основных частей:

  • боевой части, оснащенной головным ударным взрывателем AzR2,
  • твердотопливного ракетного двигателя,
  • стабилизатора с раскрывающимся в полёте оперением.

Боевая часть

Новой, не имевшей на тот период аналогов, являлась фугасная боевая часть ракеты, рассчитана на прямое попадание, в отличие от осколочных снарядов крупнокалиберной зенитной артиллерии, поражавших цель осколками при наличии промахов. Требованиями технического задания Министерства авиации RLM установливалась масса разрывного заряда боевой части 500 г (реализовано 400 г). По немецким данным, заряд массой, как минимум, 350 г, был достаточным для поражения бомбардировщика типа В-17. Боевая часть конической формы выполнена глубокой вытяжкой из тонколистовой стали толщиной 0,8 мм. Для снаряжения боевой части использовалось взрывчатое вещество марки HTA-41 (40 % гексоген, 45 % ТНТ, 15 % алюминиевая пудра). Выбор указанного состава обусловлен его повышенным фугасным действием. Головной взрыватель ударного действия устанавливался на резьбовом соединении. Поскольку существовало стремление обеспечить подрыв боевой части и при наличии промахов, в разработке находился неконтактный взрыватель.

Двигатель

Камера сгорания ракетного двигателя представляла стальной цилиндр с толщиной стенки 2,5 мм, длина камеры сгорания — 375 мм, внутренний диаметр — 45 мм. К ней приварено сопло с внутренним диаметром 13 мм. В камере размещался литой заряд твёрдого топлива на основе дигликолевого пороха массой 0,815 кг. Максимальное давление в камере составляло 180 кг/см2. Заряд сообщал ракете R4M максимальную скорость в 550 м/с через 0,8 с после пуска, чему соответствовала дистанция порядка 200 м.

Немецкая схема блока стабилизации, разработанного для этой ракеты, оказалась настолько удачной, что по настоящее время (начало 21 века) ракетостроители всех стран в конструкциях подавляющего большинства НАР используют её, внося порой незначительные доработки.

Серийное производство

Серийно выпускалась фирмой «Curt Heber Maschinen-Apparate-Fabrik» в г. Остероде (Гарц). После передачи ракеты в серию было заказано 20 тыс. ракет. Однако до конца войны было изготовлено 10 тыс. экземпляров.

Кроме того, уже в апреле 1945 года ВВС Германии заказали компании DWM в г. Любек ещё 25 тыс. ракет R4M.

Боевое применение

Ракета R4M предназначалась для поражения тяжёлых бомбардировщиков противника, таких как B-17 и B-24. Данными ракетами оснащались самолёты Me 262 и Fw 190. Пуск ракет производится из подкрыльевых узлов подвески, на истребителе Me 262 удалось разместить до 24 ракет R4M. К апрелю 1945 года таких оснащённых самолётов насчитывалось 60 машин (шесть из них несли 48 ракет, установленных в два яруса).

Войсковые испытания ракет R4M состоялись в феврале 1945 года в созданном в том же месяце истребительном авиационном подразделении Jagdverband 44 под командованием А. Галланда.

Начало боевого применения новой ракеты 18 марта 1945 года в ходе массированного налета англо-американской авиации на Берлин в составе 1221 бомбардировщика и 632 истребителей сопровождения. В ходе налета шесть Me- 262 авиаэскадры Jagdgeschwader, JG 7 произвели пуски 144 ракет R4M по строю бомбардировщиков, а затем атаковали их огнём бортового оружия. Потери союзников составили двадцать пять бомбардировщиков. В ходе боевого столкновения были сбиты два Me 262.

Независимо от фактического количества сбитых самолётов ракета R4M, несомненно, являлась наиболее эффективным вооружением немецких истребителей в последние месяцы войны. Цифры обеих сторон говорят об эффективности реактивных истребителей, оснащенных ракетным вооружением. Однако из-за огромного численного превосходства союзников относительное число их боевых потерь было, столь незначительным, что применение ракет R4M практически не имело никаких решающих последствий.

Правильность выбранной в Германии концепции атаки группы бомбардировщиков залповым огнём неуправляемых ракет, подтверждается, в том числе, дальнейшим развитием этой концепции в ВВС США в годы после Второй мировой войны, её практической реализацией на самолётах F-86D Sabre, F-94 Starfire, F-89 Scorpion и F-102 Delta Dagger.

В ходе боев с их применением всего было выпущено около 2500 ракет. Как указывалось в сохранившихся отчётах — в большинстве своём с хорошими результатами.

Эффективное применение немцами данных ракет послужило мощным толчком в развитии неуправляемых ракет на Западе. Наработанные в Германии конструкторские решения и технология производства стали основой для разработки послевоенной американской 70-мм НАР «Майти Маус» (англ. Mk 4/Mk 40 Folding-Fin Aerial Rocket). Указанная ракета принята на вооружение ВВС США в 1949 году, оснащалась неконтактным радиовзрывателем, масса снаряжении боевой части составляла 450 г, дальность стрельбы — более 2 км. R4M также послужила основой при разработке 80-мм НАР фирмы «Испано-Сюиза» (Швейцария), также оснащенной неконтактным взрывателем.

ТТХ

  • Диаметр корпуса: 55 мм
  • Длина ракеты: 812 мм
  • Максимальная дальность пуска: 1500 м
  • Полная масса ракеты: 3,85 кг
  • эффективная дальность стрельбы: 600—1000 м
  • Максимальная тяга двигателя: 245 кгс
  • Время работы РДТТ: 0,75 с
  • Масса боевой части: 0,520 кг
  • Масса снаряжения БЧ: 0,400 кг
  • Тип БЧ: фугасная; взрыватель контактного действия с задержкой подрыва : детонатор — тип VC70 (для стрельбы по воздушным целям); — Duplex (мгновенного действия для стрельбы по наземным целям).

На полёте ракету удерживали восемь раскрывающихся перьев стабилизатора размахом 242 мм.

Модификации

На основе R4M были разработаны две ракеты для поражения бронированных наземных целей Panzerblitz 2 и Panzerblitz 3. При создании ракеты Panzerblitz 2 фугасная боевая часть была заменена надкалиберной кумулятивной боевой частью диаметром 130 мм, бронепробитие которой составляло 180 мм стальной брони. Из-за увеличенных размеров боевой части ракеты Panzerblitz 2 максимальная скорость ракеты составляла 370 м/с. Для преодоления этого недостатка фирма Deutsche Waffen- und Munitionsfabriken разработала ракету Panzerblitz 3, боевая часть которой представляла модифицированный вариант 75-мм кумулятивного снаряда 75-mm-HL.Gr.43. Скорость ракеты была увеличена до 570 м/с, величина бронепробития составляла 160 мм стальной брони по нормали. Всего было изготовлено несколько образцов ракеты. Двигатель (РДТТ) и хвостовое оперение всех трёх ракет были однотипными.