За последние 5-7 лет правительство Казахстана, через Министерство индустрии и инфраструктурного развития, продемонстрировало впечатляющие результаты в улучшении инвестиционной среды для разведки и добычи твердых полезных ископаемых (ТПИ). Особенно значимым достижением стало внедрение Кодекса о недрах, который инкорпорировал передовые мировые стандарты государственного регулирования данной сферы.
Особенности лицензирования недропользователей в КЗ
Процесс лицензирования недропользования в Казахстане можно упростить следующим образом: государство предоставляет лицензии на разведку ТПИ заинтересованным инвесторам. Эти лицензии действительны в течение шести лет, во время которых инвесторы могут проводить разведочные работы. При обнаружении месторождения ТПИ, подтвержденного соответствующими оценочными отчетами, инвесторам предоставляют лицензию на добычу.
Геологоразведка представляет собой высокорискованное предприятие, и только небольшая часть инвестиций в разведку заканчивается успешным обнаружением месторождений. Следовательно, государство должно обеспечивать четкие и недвусмысленные права на добычу для инвесторов после успешной разведки. Это фундаментальное право инвесторов, закрепленное в Кодексе о недрах (ст. 201).
Во время фазы разведки инвесторы редко сталкиваются с проблемами в отношении земельных прав. Им просто нужно оформить временные права на землю (частные или публичные сервитуты). Проблемы возникают на более поздних этапах, когда инвесторы уже провели разведку, удостоверились в наличии месторождения и готовы получить права на земельный участок для добычи. Услуги юристов по земельному праву Казахстана помогут избежать финансовых потерь для инвестора.
Роль государства в регулировании замельного права
Если земельный участок уже находится в собственности другого лица, инвесторы могут договориться о его приобретении. Однако часто возникают ситуации, когда текущие землепользователи завышают свои требования, учитывая будущие доходы от добычи ТПИ инвесторами. Это может привести к злоупотреблениям и переоценке прав и интересов землепользователей.
Если по каким-либо причинам инвесторы не могут договориться с землепользователями, законодательство предоставляет местным исполнительным органам право принудительно отчуждать земельные участки для государственных нужд с выплатой компенсации землепользователям. Поэтому проблемы с злоупотреблениями землепользователями имеют юридическое решение. Это может быть обосновано положениями Земельного кодекса и Закона Республики Казахстан "О государственном имуществе".
При рассмотрении земельных споров в суде Казахстана, недраразработчикам стоит воспользоваться распространенной услугой юристов - представительство в суде (https://constat.kz/ur-lica/predstavitelstvo-v-sude/). Квалифицированный представитель компании поможет подготовиться к процессу, заранее оценить риски и обеспечит достижение приоритетных результатов дела.
Заключение
Доля металлургии и горнодобывающей промышленности в ВВП Казахстана составила 14,1% в 2021 году, и 17,5% экспорта страны приходится на металлургическую отрасль. Инвестиционный климат не только зависит от качества законов, таких как Кодекс о недрах, но также от их правильной реализации и от подхода государства, способствующего инвестициям в высокорискованные разведочные проекты.