Ранее было установлено, что основными производственными показателями сооружения являются вес и количество конструкций, от которых зависит трудоемкость изготовления сооружения в целом. Это в равной степени относится и к трудоемкости на монтаже.
Ранее показано, что конструктивный комплекс можно представить состоящим из основных и вспомогательных конструкций и определить вес вспомогательных конструкций на стадии проектирования коэффициентом к весу основных конструкций, который называется строительным коэффициентом веса сооружения [формула (IV.2)].
Аналогично этому трудоемкость монтажа сооружения будет равна:

где Tо.м.c — трудоемкость монтажа основных конструкций сооружения;
ψт.м.с — строительный коэффициент трудоемкости монтажа сооружения;
Tо.к — трудоемкость монтажа одной основной конструкции;
nо.к — количество основных конструкций данного типа.
Суммирование производится по типам основных конструкций. Количество, вес и размеры основных и вспомогательных конструкций резко различны между собой. Так, количество основных конструкций зависит от компоновки сооружения и действующих нагрузок и составляет 1—3 на 100 м2 площади здания в зависимости от размера ячейки. Количество вспомогательных конструкций исчисляется сотнями и тысячами, а их отношение к количеству основных конструкций находится в пределах 6—13 (табл. VI.1). Вспомогательные конструкции имеют малый вес, исчисляемый 150—250 кг на конструкцию. Средний вес основных конструкций составляет 4—5 г. В связи с этим удельная трудоемкость монтажа вспомогательных конструкций значительно выше основных. Грузоподъемность кранового оборудования при этом используется не полностью.
Все это выдвигает задачу максимального укрупнения вспомогательных конструкций. Если уменьшение количества основных конструкций может быть осуществлено в основном за счет укрупнения компоночных парам, так как расчленение конструкций на отправочные марки обычно лимитируется только транспортными возможностями, то задача уменьшения количества вспомогательных конструкций решается сложнее.
Перенесение части затрат, связанных с укрупнением конструкции, с монтажной площадки на завод, безусловно, рационально с точки зрения уменьшения общих трудозатрат по изготовлению и монтажу конструкций и сокращения сроков возведения сооружения.
В последние годы в этом направлении заводами, проектными и монтажными организациями ведется значительная работа. Например, при изготовлении конструкций доменных печей кожух печи поставляется в виде «скорлуп», сваренных на заводе из двух—четырех листов; укрупнены конструкции наклонного моста, поддоменника, рабочих площадок печи и воздухонагревателей и т. д. В промышленных зданиях подкрановые балки при небольших пролетах поставляются некоторыми заводами вместе с тормозными балками и связями; путем предварительного укрупнения уменьшено количество отправочных элементов фонарей; имеется опыт создания панельных стеновых переплетов, объединяющих конструкции импостов и ригелей остекления с переплетами, и т. д. Однако многие конструкции поставляются еще в виде мелких элементов («россыпью»), например связи, фахверки, аэрационные фонари, лестницы и площадки и т. д.
В связи с этим величина коэффициента ψт.м.c в формуле (VI.1) получается достаточно высокой и превышает величину соответствующего коэффициента веса ψв.с, что подтверждает вышесказанное о более высокой удельной трудоемкости монтажа вспомогательных конструкций. Очевидно, строительный коэффициент трудомкости монтажа сооружений зависит от величины соответствующего весового коэффициента и отношения количества вспомогательных деталей к основным, аналогично тому как строительный коэффициент трудоемкости сборки конструкции зависит от коэффициента веса и отношения вспомогательных и основных деталей.
Приближенная зависимость между строительными коэффициентами веса и трудоемкостью монтажа сооружения без дифференциации по соотношению количества вспомогательных и основных конструкций представлена на рис. VI.1.

Кроме показателей проекта, определяющих трудовые затраты на монтаже, — веса и количества конструкций, необходимо учитывать объемы работ по монтажным соединениям (монтажной сварке, болтам, заклепкам).
В последние годы монтажная клепка фактически полностью вытеснена сваркой или высокопрочными болтами. Замена монтажных клепаных соединений соединениями на высокопрочных болтах уменьшает трудоемкость и облегчает условия труда, хотя пока не приводит к уменьшению стоимости из-за высокой стоимости болтов.
Объемы работ по монтажным соединениям, приходящиеся на сооружение (или единицу площади здания), так же как и количество монтажных элементов, зависят от компоновочного решения и степени укрупнения элементов, уменьшаясь с увеличением ячейки и степени укрупнения.
Ориентировочные данные о размерах работ по монтажным соединениям на единицу веса приведены в табл. VI.2, из которой следует, что количество сварных швов и болтов в конструкциях промышленных зданий значительно ниже соответствующих показателей при изготовлении. Однако удельная трудоемкость монтажной сварки значительно (почти в 2 раза) выше трудоемкости заводской сварки, так как некоторые швы выполняются в вертикальном и потолочном положениях и применяется в основном ручная сварка электродами с низкими коэффициентами наплавки. Поэтому уменьшение объемов работ по монтажным соединениям является важным средством общего снижения трудоемкости монтажа.