Главная
Новости
Строительство
Ремонт
Дизайн и интерьер
Каркасный дом
Несущие конструкции
Металлические конструкции
Прочность дорог
Дорожные материалы
Стальные конструкции
Грунтовые основания
Опорные сооружения





















Яндекс.Метрика

Строительство усовершенствованных мостовых

Усовершенствованные мостовые на городских улицах и площадях устраивают из камней твердых пород прямоугольного (брусчатка) и квадратного (шашка) очертания в плане с обработанной лицевой (ездовой) поверхностью.
Первоначальные затраты на устройство мостовых из штучного камня велики по сравнению с затратами на устройство других типов дорожных покрытий, эксплуатационные же расходы незначительны. Применение миртовых из обработанного камня оправдано лишь при самом тяжелом движении транспорта.
Для изготовления брусчатки и шашки применяют такие твердые породы камня, как диабаз, мелкозернистый гранит, габбро, базальт, кварцит, диорит. Камень для брусчатки и шашки должен удовлетворять следующим требованиям: временное сопротивление сжатию должно быть не менее 1000 кгс/см2 (100 МПа); водопоглощаемость не более 1%; сопротивление удару при испытании на лабораторном копре — не менее 12 ударов; износ в полочном барабане — не более 3%. Боковые грани обработанного камня должны на 5 мм суживаться книзу, это позволяет при мощении обеспечить минимальные размеры швов на поверхности мостовой с незначительным уменьшением площади постели. Боковые кромки лицевой поверхности должны быть обработаны так, чтобы зазор при прикладывании двух брусков не превышал 10 мм, а зазор между кромками — 15 мм. Размеры брусчатки (в мм) приведены в табл. 78, а каменной шашки — в табл. 79.
Строительство усовершенствованных мостовых

Брусчатые мостовые из высокой брусчатки устраивают на песчаном основании, из низкой — на бетонном (рис. 113). Среднюю брусчатку применяют для замощения в путях трамвая на шпальнопесчаном основании. В проезжей части среднюю брусчатку применяют редко. В этом случае в качестве основания используют цементно-бетонное или щебеночное основание.
Срок службы до капитального ремонта брусчатой мостовой на прочном бетонном основании определяется десятками лет, если в процессе ее эксплуатации не производили разрытий для прокладки подземных сетей, которые значительно сокращают межремонтные сроки.
Строительство усовершенствованных мостовых

Брусчатые мостовые на песчаном основании целесообразно применять на тех улицах, где не все коммуникации проложены и по мере застройки улицы предстоит разрытие проезжей части, связанное с прокладкой новых подземных сетей, а также где по характеру и размеру движения требуется устройство усовершенствованных дорожных покрытий. Брусчатую мостовую мостят рядами, перпендикулярными оси проезжей части. Мощение косыми рядами применяют на пересечениях улиц и на площадях. Поперечный уклон брусчатых мостовых принимается 20—30% в зависимости от величины продольного уклона.
При устройстве брусчатой мостовой из высокой брусчатки толщина песчаного основания определяется по расчету в зависимости от гидрогеологических, грунтовых, климатических условий, от размера и характера движения. После устройства песчаного основания и вертикальной разбивки поверхности мостовой приступают к мощению, которое начинают с лотков, для чего предварительно по нивелиру фиксируют точки переломов уклона лотков. Особенно тщательно производят разбивку лотков на улицах с небольшими продольными уклонами для обеспечения отвода поверхностного стока к водоприемным решеткам. Вдоль ранее установленного борта укладывают 2—3 лотковых продольных ряда брусчатки на 1—2 см ниже поверхности прилегающих поперечных рядов мостовой.
Одновременно с устройством лотков укладывают 3—4 продольных ряда брусчатки вдоль путей трамвая и подгоняют брусчатку вокруг крышек колодцев подземных сетей. При устройстве мостовой из брусчатки люки колодцев желательно применять квадратной формы, что облегчает сопряжение их с мостовой. Продольные ряды вдоль путей трамвая должны укладывать с соблюдением запроектированного поперечного уклона от головки рельса в сторону лотка.
После выполнения предварительных работ укладку поперечных рядов брусчатки ведут между крайними лотковыми рядами по всей ширине проезжей части; при наличии же путей трамвая — между лотком и крайним продольным рядом, уложенным вдоль рельса. Поперечные ряды брусчатки укладывают с перевязкой швов не менее чем на 1/3 длины бруска.
Проверку параллельности укладки рядов брусчатки, соблюдения поперечного профиля, ровности поверхности мостовой, перевязки швов производят до осадки камней. Осадку брусков производят ручными или механическими трамбовками квадратного сечения. Трамбуют каждый камень, благодаря чему достигается наибольшая их осадка. Чрезмерно просевшие бруски вынимают, под них подсыпают песок, затем снова укладывают и трамбуют. Последующая укатка способствует выравниванию поверхности мостовой и окончательной ее осадке.
После укатки мостовой заполняют швы между брусками. Для этой цели применяют песчано-цементную смесь или цементный раствор, чистый битум или битум в смеси с минеральным порошком. При устройстве брусчатых мостовых на песчаном основании заполнять швы целесообразнее битумом или лучше битумными мастиками. Эластичность этого материала допускает небольшую осадку под движением соседних камней, неизбежную при песчаном основании.
При устройстве брусчатых мостовых на бетонном основании заполнение швов целесообразнее производить цементным раствором. В этом случае лицевые ребра камня лучше предохраняются от износа. При заливке швов брусчатой мостовой битумом следует применять битум марки БНД-40/60 с добавкой к нему 30—40% по массе минерального порошка. Такая смесь обеспечивает надлежащее сцепление с камнем и при жаркой погоде не вытекает из швов и хорошо заполняет их.
Перед розливом битумной смеси швы в мостовой продувают воздухом из компрессора или промывают водой. Битумную смесь нагревают до температуры 175—180° С и разливают из конусных леек. Расход материала для заполнения швов зависит от ширины швов, т. е. от качества подгонки и обработки брусчатки, от ее высоты и колеблется от 5 до 10 кг на 100 м2 поверхности. Движение по брусчатой мостовой может быть открыто по окончании заливки швов битумной смесью.
Укладка брусчатки на бетонном и щебеночном основании несколько отличается от мощения на песчаном основании. Лотковые ряды брусчатки вдоль борта укладывают по бетонному основанию на растворе. Это придает им устойчивое положение и исключает просадку лотка. В случае устройства щебеночного основания бетонная подготовка под борт уширяется в сторону проезжей части на ширину лотка, что позволяет продольные ряды брусчатки уложить также на бетонное основание. Устройство лотка на бетонном основании особенно важно при минимальных продольных уклонах, где даже при небольшой просадке брусчаток вода будет задерживаться. При продольных уклонах свыше 50% возможны вынос песчаной прослойки (при стоке воды) и расстройство мощения в лотке, поэтому устройство лотка из брусчатки по бетонному основанию на растворе оправдано и при больших продольных уклонах.
Перед мощением основных рядов брусчатки по бетонному или щебеночному основанию укладывают цементно-песчаную (соотношение цемента и песка 1:5) прослойку толщиной 3 см, позволяющую получить ровную поверхность мостовой при различной высоте брусчатки и уменьшить жесткость покрытия. При замощении площадей выставляют маяки по нивелиру. После проверки правильности укладки брусчатки производят ее трамбование и укатку легкими катками. Затем промывают швы и заливают их цементным раствором состава 1:1 или 1:2. Раствор разливают по поверхности мостовой и, перемещая его резиновыми движками, заполняют швы. Движение по брусчатой мостовой открывается после затвердения цементного раствора в швах.
Из каменной шашки устраивают мозаиковые мостовые на жестком бетонном основании. Они имеют те же положительные качества, что и брусчатые мостовые на бетонном и щебеночном основаниях. При этом их стоимость ниже стоимости брусчатых. Наиболее распространен способ мощения мозаиковой шаткой по пологим сегментным круговым дугам с соблюдением перевязки швов соседних рядов. На улицах с уклоном менее 10 % дуги располагают выпуклостью по движению, а при больших продольных уклонах — в сторону подъема.
Укладывают мозаиковую шашку по шаблону, изготовленному в соответствии с размерами и количеством дуг, умещающихся по ширине проезжей части. Укладку начинают с шашек наименьших размеров в пятах с обеих сторон дуги. Затем кладут шашки с постепенно увеличивающимися размерами. Шашку с наибольшим допускаемым размером укладывают в ключе дуги. Камни в следующих дугах укладывают так, чтобы они перекрывали швы в предыдущих. Лотковые ряды мостят брусчаткой так же, как при устройстве брусчатой мостовой. После окончания мощения проверяют правильность устройства дорожного покрытия, осуществляют трамбование, укатку и заливку швов. Эти работы ведут так же, как и при укладке брусчатых мостовых на бетонном основании.
В процессе эксплуатации мозаиковых и брусчатых мостовых шероховатость лицевой поверхности камней под воздействием движения автомобильного транспорта снижается. Пневматические шины автомобилей шлифуют камни, благодаря чему брусчатая и мозаиковая мостовые становятся скользкими. Для восстановления шероховатости периодически производят насечку их поверхности.

Имя:*
E-Mail:
Комментарий: