Главная
Новости
Строительство
Ремонт
Дизайн и интерьер
Каркасный дом
Несущие конструкции
Металлические конструкции
Прочность дорог
Дорожные материалы
Стальные конструкции
Грунтовые основания
Опорные сооружения





















Яндекс.Метрика

Технология строительства подземных инженерных сетей в раздельных и совмещенных траншеях

Прокладка подземных инженерных сетей должна предшествовать дорожным и другим работам по благоустройству с учетом перспективных планов строительства. Строительство подземных сетей необходимо осуществлять поточным методом при условии увязки всех технологических процессов с общим потоком по строительству улицы, что дает возможность предъявлять к сдаче в эксплуатацию готовые участки через определенные промежутки времени.
Основной объем работ по строительству подземных инженерных сетей в городах в настоящее время выполняют открытым траншейным способом. При таком способе работ прокладка кабелей и трубопроводов может быть раздельной с укладкой сетей в отдельных траншеях, и совмещенной с прокладкой нескольких сетей разного назначения в одной траншее или в общем коллекторе. При раздельной прокладке трубопроводы и кабели размещают на различной глубине от поверхности земли и они нередко занимают всю ширину проезжей части улицы или городской дороги, поэтому прокладка новых коммуникаций в этих условиях затрудняет применение средств механизации. Трубопроводы или кабели в раздельных траншеях прокладывают под улицей в пределах отведенной для них зоны. Ширину зоны прокладок водопровода, канализации, газопровода, водостока, теплопровода, телефонной канализации определяют, главным образом, исходя из их геометрических размеров в поперечном направлении (диаметра труб, количества ниток или пучков кабелей и т. д.) и назначают согласно техническим условиям с учетом минимальных расстояний от зданий и ближайших кабелей и трубопроводов. При раздельной прокладке различных земных коммуникаций по одной улице следует в первую очередь укладывать сети глубокого заложения, а затем более мелкого. Это дает возможность предотвратить повреждение уложенных сетей при отрывке траншей и позволит более качественно уплотнить грунт земляного полотна после их обратной засыпки.
Совмещенный способ прокладки трубопроводов в одной траншее за последние годы получил широкое развитие в крупнейших городах России. Совмещенная прокладка применима как для строительства трубопроводов в районах новой жилой застройки, так и при реконструкции улиц существующего города. При совмещенной прокладке в одной траншее трубопроводы располагают в одном уровне или с некоторой разницей в отметках их заложения, принимаемой в зависимости от назначения трубопроводов, их материала и диаметра, а также допустимых в соответствии с нормами расстояний размещения их в плане.
Технологическую схему прокладки подземных инженерных сетей открытым способом можно представить в виде следующих этапов последовательно выполняемой работы: рытье траншей; устройство оснований под трубопроводы; монтаж трубопроводов; монтаж колодцев, камер и других наземных элементов; заделка стыков трубопроводов и испытания сетей; обратная засыпка и уплотнение грунта в траншеях; вывозка лишнего грунта.
Рытье траншеи производят главным образом экскаваторами с вместимостью ковша от 0,25 до 1 м3, отрывая при совмещенной прокладке в первую очередь траншеи более глубокого заложения.
При рытье траншей с откосами крутизна последних в грунтах естественной влажности и при отсутствии грунтовых вод назначается в соответствии с табл. 62.
Технология строительства подземных инженерных сетей в раздельных и совмещенных траншеях

При рытье траншей без откосов крепление вертикальных стенок котлованов и траншей глубиной до 3 м производят в соответствии с требованиями, изложенными в табл. 63.
Технология строительства подземных инженерных сетей в раздельных и совмещенных траншеях

При глубине свыше 3 м вид крепления, конструкция и размеры элементов креплений должны определяться расчетом и осуществляться по индивидуальным проектам с учетом грунтовых условий. Вслед за рытьем траншей устраивают основания под трубопроводы.
При устройстве бетонных оснований выполняют следующие операции: планировку дна траншеи по визирке; установку бортовых досок и маячных колышек; укладку и уплотнение бетонной смеси; уход за свежеуложенным бетоном путем нанесения битумной эмульсии из расчета 250—300 г на 1 м2 поверхности или укрытия полиэтиленовой пленкой. При устройстве песчаного или щебеночного основания выполняют те же операции. Для уплотнения оснований из различных материалов применяют вибраторы площадочного типа.
Для монтажа трубопроводов в городских условиях применяют автокраны, пневмоколесные. драны, краны на гусеничном ходу и трубоукладчики, каждый из которых подбирают с учетом его грузоподъемности в зависимости от вылета стрелы (рис. 92). Краны на гусеничном ходу имеют гораздо большую площадь опоры на грунт, чем автокраны. Кроме того, они обладают большой проходимостью в весенних и осенних условиях, а эксплуатационная стоимость их ниже на 10—12%, чем автокранов.
Технология строительства подземных инженерных сетей в раздельных и совмещенных траншеях

При совмещенной прокладке часть трубопроводов прокладывают в траншеях, вырытых без откосов с целью уменьшения земляных работ. В этих случаях расстояния установки кранов от края траншеи можно принимать по табл. 64.
Технология строительства подземных инженерных сетей в раздельных и совмещенных траншеях

Перед монтажом трубы очищают внутри и снаружи от грязи, льда, снега. Целостность чугунных и керамических труб проверяют на звук путем простукивания молотком. Стальные трубы должны иметь неповрежденную гидроизоляцию и антикоррозионную защиту, должны быть откалиброваны и сварены в звенья максимальной длины с учетом грузоподъемности монтажных механизмов. Трубы укладывают на подготовленное основание начиная снизу вверх по уклону. При раструбных и фальцевых трубах работы ведут раструбами вперед по ходу укладки, при этом гладкий конец укладываемой трубы вставляется в раструб уже уложенной. Правильность укладки труб контролируют с помощью натянутых шнуров или тросов, уровня, визирок, а также геодезических инструментов. Колодцы и камеры полной заводской готовности доставляют на объект строительства автомашинами, трайлерами. Монтаж их производится теми же кранами, которые используются для прокладки сетей.
До начала монтажа колодцев и камер должны быть подготовлены котлованы: уплотнено и спланировано земляное полотно, устроено основание из материала, указанного в проекте. При устройстве колодцев в водонасыщенных грунтах на поверхности днища и стенок колодца наносят гидролизоляцию. Соединение стальных труб после их укладки осуществляют с помощью электросварки.
Заделку стыков чугунных раструбных труб производят при помощи просмоленных пеньковых прядей, которые уплотняют конопаткой, после чего стык зачеканивают асбестоцементным раствором (30% асбестового волокна, 70% цемента). Стыки асбестоцементных труб заделывают при помощи цилиндрических асбестоцементных муфт с двумя резиновыми кольцами, а стыки керамических труб — пеньковой просмоленной прядью и асфальтовой мастикой или цементом. Раструбы железобетонных труб заделывают просмоленной пеньковой прядью, скрученной в жгут, или просмоленным канатом и зачеканивают асбестоцементной смесью с наружной стороны и цементно-песчаным раствором с внутренней стороны. Чеканочные работы при заделке стыков выполняют пневматическими чеканочными молотками. Соединение железобетонных труб и колец с гладкими торцами производят с помощью сборных или монолитных (бетонных) муфт.
Стыки канализационных раструбных железобетонных трубопроводов заделывают асбестоцементной смесью, а водосточных трубопроводов— цементным раствором с добавкой жидкого стекла. Более совершенным способом заделки стыков является применение пластических водонепроницаемых лент, изготовляемых на битумной основе, которые наклеивают на раструбную часть трубы или внутреннюю часть фальцевых труб. При заводке гладкого конца трубы в раструб или гребня в паз фальцевой трубы пластичный материал сжимается и герметично заполняет щелевой зазор между концами трубы.
Испытание напорных трубопроводов с целью проверки их герметичности и прочности производят пневматическим и гидравлическим способами. Способы испытания и величины контрольных давлений, а также нормы падения давлений и утечек должны приниматься согласно соответствующим ГОСТам и техническим условиям на испытание напорных трубопроводов.
При гидравлическом испытании трубопроводов выполняют следующие виды работ: устройство временных упоров; установку заглушек манометра и кранов; присоединение водопровода и пресса; наполнение трубопровода водой до заданного давления; осмотр трубопровода и выявление и устранение дефектов; вторичное испытание и сдача трубопровода с оформлением акта; демонтаж испытательной установки.
Состав работы при пневматическом испытании следующий: установка заглушек и манометра; присоединение к трубопроводу компрессора или баллона с воздухом; наполнение трубопровода воздухом до заданного давления; приготовление мыльного раствора; осмотр трубопровода с промазыванием стыков и соединений мыльным раствором и отметкой дефектных мест; устранение дефектов; вторичное испытание и сдача трубопроводов с оформлением акта; демонтаж испытательной установки.
После проверки правильности укладки трубопроводов и испытания герметичности стыковых соединений производят обратную засыпку траншей грунтом, завозимым автомобилями-самосвалами, или грунтом, перемещаемым бульдозером из боковых отвалов. Перед массовой засыпкой предварительно выполняют вручную подбивку боковых пазух трубопроводов, а в необходимых случаях и присыпку их сверху грунтом на высоту 20—25 см. Уплотнение грунта при подбивке пазух осуществляют ручными пневматическими трамбовками или электровибробулавами. Для уплотнения поверхностного слоя грунта применяют самоходные и прицепные катки и трамбующие плиты. При использовании трамбующих плит высота засыпки над верхом трубы должна быть не менее 1,5 м, масса плиты — не более 2 т, число ударов по грунту — не более 4. Уплотнять грунты над чугунными, керамическими и асбестоцементными трубами трамбующими плитами не рекомендуется. Степень плотности грунта в траншеях, прокладываемых в пределах проезжей части дороги, считается достаточной при коэффициенте уплотнения К=0,98 по всей глубине засыпки.
Грунт, оставшийся после обратной засыпки траншей, если при их рытье он перебрасывался в отвал, обычно грузят тем же экскаватором, который вел разработку, и самосвалами вывозят в заранее намеченные места. Если грунт можно разместить на близлежащих территориях, то эту работу производят при помощи бульдозеров.

Имя:*
E-Mail:
Комментарий: