Сланцевые битумы получают на сланцегазовых заводах при нагревании горючих битумных сланцев без доступа воздуха. Свойства и качества сланцевого битума зависят от технологии его получения. В связи с этим сланцевые битумы подразделяются на три вида, остаточные, получаемые в виде остатка, при дистилляции сланцевых смол; окисленные продувкой топочных масел; окисленные продувкой тяжелых сланцевых смол.
Тяжелая сланцевая смола отличается от топочного сланцевого масла более высокой температурой кипения и большой вязкостью, благодаря чему из тяжелых смол получается более качественный битум.
Помимо влияния исходных масел, на качество битума существенно влияет и температура при продувке масла. Качество сланцевых битумов резко снижается, если температура при продувке превышает 170—180° С.
Сланцевые битумы по своим свойствам занимают промежуточное место между нефтяными битумами и каменноугольными дегтями. Они характеризуются более высокой поверхностной активностью и растяжимостью, пониженными теплоустойчивостью и стабильностью. Плотность сланцевых битумов больше, чем нефтяных.
В табл. 16 и 17 приведены данные анализа сланцевых битумов в сопоставлении их с нефтяным битумом марки БНД-60/90 (по Р. Амбросу и К. Каску).
Характерным свойством сланцевых битумов является большая изменяемость свойств при нагревании. Потери в массе при прогреве несколько выше, чем у нефтяных битумов, что объясняется как низшей молекулярной массой, так и химическим составом сланцевых битумов, состоящих в основном из кислородных соединений, окисляющихся при воздействии кислорода воздуха значительно быстрее, чем углеводороды, из которых в основном состоят нефтяные битумы. Изменение глубины проникания и температуры размягчения после подогрева происходит в большей степени, чем у нефтяных битумов. Погодоустойчивость сланцевых битумов также меньше нефтяных.
Результаты испытаний показывают, что сцепление сланцевого битума с каменным материалом лучше, чем нефтяного битума с этим же материалом. Добавляя к нефтяному битуму сланцевый или сланцевое масло, можно повысить водоустойчивость нефтяной битумной пленки. Таким образом, сланцевый битум и сланцевая смола могут быть использованы в качестве дешевых поверхностно-активных веществ для улучшения сцепления нефтяного битума с каменным материалом.
В Эстонии применяются жидкие сланцевые битумы, получаемые из сланцевой смолы путем отгонки легких фракций. Жидкие сланцевые битумы можно также получить при разжижении вязкого битума сланцевой смолой. Сланцевые битумы могут использоваться и для приготовления дорожных эмульсий.
Сланцевые смолы (масла) после выпаривания и окисления применяются для постройки дорожных покрытий и оснований местных дорог способами смешения и пропитки.
Сланцевые смолы медленно твердеют и быстро стареют. Процесс твердения можно ускорить путем добавки к ним (до или после смешения с грунтом) окисляющих, полимеризующих, гидрофобизирующих и комплексных веществ (формальдегида, хромового ангидрида, хлорного железа, смеси фурфурола с анилином и др). Опытные работы по укреплению несвязанных грунтов сланцевыми смолами подтвердили целесообразность их использования с ускорителями твердения.
В Эстонии сланцевые битумы в порядке опыта применяли для устройства плотных асфальтобетонных покрытий, используя гранитный щебень и в качестве минерального порошка — цемент (опыты Р. Амброса).