Идея строительства из объемных элементов восходит к достижениям самолето- и автомобилестроения, поэтому не случайно, что первые сборные дома после 1945 г. развивались самолетостроителями Дорнье и Хейнкелем.
Доля монтажа при строительстве из объемных элементов минимальна. Отношение трудозатрат заводской продукции к монтажу составляет приблизительно 95:5, в то время как крупнопанельное строительство дает соотношение 65:35.
Так как требования к бытовому комфорту в строительстве постоянно возрастают, то естественно развивать взаимозаменяемые блоки. Жилые единицы являются товаром широкого потребления, а не долгосрочными капиталовложениями.
Вопрос продолжительности жизни сооружений благодаря строительству из объемных элементов получает новое значение. Традиционное массивное жилище рассчитано для периода 100 лет, тем не менее оборудование, машины и приборы требуют замены уже приблизительно через 20—30 лет. Градостроительная мобильность принуждает, однако, к непрерывному сносу, так что объемные блоки могут стать существенно рентабельнее.
Однако все примеры строительства из объемных блоков пока находятся в стадии эксперимента, и окончательно судить о их преимуществах еще рано. При мобильных решениях территориальных вопросов значение приобретает порядок, подобный молекулярному строению. Объемный блок в этом случае становится "кирпичом" градостроительства. Взаимодействие в качестве таких "кирпичиков" отдельных объемных блоков ведет к множеству способов внешнего оформления, как продемонстрировано в поселке Хабитат в Монреале.
В качестве материалов для строительства из объемных элементов используются алюминий, полимерные материалы и легкий бетон. Изготовление может осуществляться в автоматических производственных установках. Из-за тотального поточного эффекта к проекту предъявляются другие требования, чем к индивидуальной проектной документации. От макета и до дизайна здесь можно говорить об индустриальном планировании.
Конечно, существуют многочисленные факторы, которые не поддаются централизованному планированию, например заложение фундаментов, вопросы снабжения, а также способы организации строительных работ.
В настоящее время тенденция в применении объемных блоков в меньшей степени характерна для зданий комплектной поставки, чем для установки этих блоков внутри основных конструкций, главным образом, в качестве санитарнотехнических или электротехнических кабин. Большинство санитарно-технических кабин после несложных операций могут подключаться к магистральной линии. Монолитные же санитарные кабины из бетона не могут отстраиваться заново, при изменениях они разрушаются.
Для более совершенного монтажа развиваются также санитарные кабины из полускорлуп, чаще всего из акрила, например системы Меллера. Такого рода кабины разрабатываются, в частности, фирмами "Альман", "ТИП" (Нидерланды), "Хитачи" (Япония), американскими фирмами, фирмой "Грюнцвейг и Хартман".
Особое направление в строительстве из объемных элементов представляет американская фирма "Мобиль хоум". Она тесно связана с дизайном автомобильных прицепов для жилья. При этом обнаруживается новая все возрастающая проблема: после удовлетворения требований к жилью как к прожиточному минимуму, застройщик все больше предъявляет претензии к индивидуализации жилища. Так как американский рынок одноквартирных домов состоит преимущественно из автофургонов (здания, спроектированные архитекторами, большая редкость), возникает непреодолимое противоречие между спросом и предложением. Подрядчики приспосабливаются к желаниям и демонстрируют нерациональные, фантастические творения. Современные успехи в достижении гибкости планировочных решений и серийного производства приводят в результате к идиллиям небольшого огороде на окраине. За этим развитием прячется страх однообразия и равенства.
Так как хорошую архитектуру в США трудно оплатить, то серийный дом до такой степени делается чужим, что кажется "индивидуальным”. Эта "индивидуализация" превращается в направление моды и в других промышленных изделиях, например, при акцентировке цвета; в автомобилях — взаимозаменяемые детали, особая сборка, принадлежности и т.д.