Главная
Новости
Статьи
Ремонт
Каркасный дом
Несущие конструкции
Металлические конструкции
Прочность дорог
Дорожные материалы
Стальные конструкции
Грунтовые основания
Опорные сооружения




19.09.2021


19.09.2021


18.09.2021


16.09.2021


16.09.2021


15.09.2021


14.09.2021





Яндекс.Метрика

Акименко, Фёдор Степанович

09.09.2021

Фёдор Степанович Акименко (Якименко; 8 [20] февраля 1876, село Пески, Харьковская губерния — 3 января 1945, Париж) — украинский композитор, пианист и педагог. Родной брат украинского композитора Якова Степового (псевдоним Якова Якименко).

Биография

В 10 лет был отобран в Придворную капеллу в Петербурге, где получил начальное музыкальное образование (воспитанник регентского класса). Занимался под руководством А. К. Лядова и М. А. Балакирева. В петербургской консерватории (1896—1900) Акименко окончил курс по классу профессора теории композиции Н. А. Римского-Корсакова.

С 1897 года работал учителем на дирижёрских курсах Придворной капеллы. Впоследствии — дирижёр музыкальной школы в Тифлисе (1901—1903), директор музыкальной школы в Ницце (Франция, 1903—1906), затем — директор Харьковского отделения императорского русского музыкального общества. Профессор Петроградской консерватории (1919—1923). Сотрудничал в «Русской музыкальной газете»: «Автобиографические заметки» (1911, № 11—12); «Лист и Данте» (1911, № 40); «Сфера музыки» (1911, № 49); «О мире златострунном Рихарда» (1913, № 15—16); «Искусство и война» (1914, № 13); «Из воспоминаний о М. А. Балакиреве» (1915, № 19/20).

Среди его учеников — выдающийся композитор ХХ века Игорь Стравинский, 3. Лиско, Н. Колесса и другие.

С 1923 года жил во Франции (Ницца, Париж). С 1924 года — профессор музыкального отдела Украинского высшего педагогического института имени М. Драгоманова (Прага). Кроме педагогического труда, Акименко выступал как концертирующий пианист и хоровой дирижёр. В те годы был написан его труд «Практический курс науки гармонии в двух частях с задачником» (Прага, 1926).

В 1932 был избран вице-директором Русской нормальной консерватории в Париже, состоял в ней профессором по классу фортепьяно.

Музыка

Труды Акименко-композитора были изданы ведущими русскими и зарубежными музыкальными издательствами: «Belaieff», «Bassel», «Jurgenson», «Leduc», «Rouart-Lerolle». У Беляева изданы вокальные и инструментальные произведения (ор. 1—21 вкл.), у Юргенсона — (ор. 22—43), а именно: 25 романсов на тексты преимущественно русских поэтов, 3 хора для смешанных голосов, трио для скрипки, альта и виолончели; «Лирическая поэма» (посвящённая Н. А. Римскому-Корсакову) для большого оркестра; сочинения для скрипки, виолончели, «Пастушеская песня» для английского рожка, или альта, или скрипки, романс для альта, идиллия для флейты, «Ноктюрн» для валторны, «Баллада» для кларнета, «Consolation» для арфы; много сочинений для фортепиано, прелюдии, эскизы, три идиллических танца, семь технических этюдов и несколько тетрадей программных песен.

Сочинения Акименко обнаруживают солидную композиторскую технику, изящный вкус, выдержанность стиля, поэтичность и искренность настроения. Талант его, преимущественно лирический, высказался, главным образом, в мелких формах. В сочинениях последних лет (главным образом, фортепианных) заметны влияния французских композиторов-модернистов. Влияние это выразилось как в техническом складе сочинений, в изысканности гармонии, в преувеличенной иногда простоте стиля, так и в замыслах автора, в его склонности к мистическому («Uranie», «Reves etolies» и прочие пьесы для фортепиано), к неопределенным настроениям, в стремлении воскресить музыкальную манеру древних, что сказывается до некоторой степени в его интересных «Идиллических танцах» для фортепиано.

Произведения

  • Опера «Фея снегов», балет (название невод.);
  • «Лирическая поэма» для оркестра, (Poema lirico per orchestra);
  • Увертюра для оркестра (Ouverture per orchestra);
  • Две пьесы для скрипки и фортепиано (2 Morceaux pour violon et piano), Op. 9;
  • Эклог ( Éclogue en fa mineur pour cor anglais (ou alto, ou violon et piano), Op. 12 (1900);
  • Романс ми-минор для альта с фортепиано ( Romance en mi mineur pour alto et piano), Op. 13 (1902);
  • Маленькая баллада для кларнета с фортепиано (Petite Ballade for Clarinet and Piano) (1903);
  • «Идиллия» для флейты и фортепиано ( Idylle pour flûte et piano), Op. 14;
  • «Колыбельная» для фортепиано ( Berceuse pour piano), Op. 15;
  • «На краю огня» для фортепиано ( Au coin du feu pour piano), Op. 28;
  • «Два Фантастические эскизы» для фортепиано ( 2 Esquisses fantastiques pour piano), Op. 33;
  • Соната для скрипки и фортепиано (Sonates pour violon et piano);
  • Пьесы для фортепиано (Pièces pour piano seul);
  • «Фантастическая соната» для фортепиано (Sonata fantastica per pianoforte) .

Имя:*
E-Mail:
Комментарий: