Главная
Новости
Статьи
Ремонт
Каркасный дом
Несущие конструкции
Металлические конструкции
Прочность дорог
Дорожные материалы
Стальные конструкции
Грунтовые основания
Опорные сооружения




26.09.2021


26.09.2021


24.09.2021


22.09.2021


21.09.2021


21.09.2021


21.09.2021





Яндекс.Метрика

Гротеск (орнамент)

08.09.2021

Гротеск в изобразительном искусстве (фр. grotesque, итал. grottesco — причудливый, затейливый, от итал. grotta — пещера) — декоративный мотив, разработанный художниками итальянского Возрождения на основе античного орнамента.

Дом Веттиев. Фрагмент росписи триклиния

В древних Помпеях в росписях триклиния женской половины дома Веттиев (середина I в. н. э.) сохранились фризы с причудливыми композициями, сочетающими мелкие фигурки амуров, птиц, мифологических персонажей с элементами растительного орнамента. Похожие росписи встречаются во многих античных домах, частично открытых раскопками в Риме, Неаполе, Сиракузах. Подобные росписи описал в своей знаменитой книге Дж. Вазари: «Гротесками называют разновидность живописи, вольную и потешную, коей древние украшали простенки, где в некоторых местах ничего другого не подходило, кроме парящих в воздухе предметов, и поэтому они там изображают всякие нелепые чудовища, порождённые причудами природы, фантазией и капризами художников, не соблюдающих в этих вещах никаких правил: они вешали на тончайшую нить груз, которого она не может выдержать, приделывали лошади ноги в виде листьев, а человеку журавлиные ноги, и без конца всякие другие забавные затеи, а тот, кто придумывал что-нибудь почуднее, тот и считался достойнейшим».

В 1481 г. живописцы из Тосканы и Умбрии, приглашённые Папой Римским Сикстом IV для украшения Сикстинской капеллы в Ватикане — Д. Гирландайо, Пинтуриккио, Перуджино и Филиппо Липпи — обнаружили на вершине холма Оппия в центре Рима, в помещениях терм Траяна, ранее возведённых на руинах Золотого дома императора Нерона, необычные росписи. Вслед за ними росписи под термами Траяна исследовал Рафаэль Санти, назначенный в 1515 г. Папой Юлием II главным археологом и «Хранителем памятников города Рима». Росписи большей частью располагались на сводах полузасыпанных землёй помещений (ит. grotto), отсюда их последующее название.

Гротески в Лоджиях Рафаэля

В 1508 году Папа Юлий II поручил архитектору Донато Браманте построить галерею типа лоджии, с которой открывался бы вид на Вечный город. Архитектор начал работы, но в 1514 г. скончался и строительство продолжил его племянник и помощник Рафаэль Санти. Своды, стены и пилястры в 1517—1519 гг. расписывали ученики Рафаэля: Перино дель Вага, Джулио Романо, Джованни да Удине, Франческо Пенни. В каждой из 13 секций свода Рафаэль написал по 4 сюжетных композиции на темы Ветхого и Нового Заветов. Остальное пространство заполнено орнаментом гротеска на античные темы. Галерея получила название «Лоджии Рафаэля». Рафаэль и его ученики расписывали гротесками многие архитектурные сооружения, например интерьеры виллы Фарнезина и лоджии Виллы Мадама в Риме (1515).

Гротески использовали при производстве шпалер в 1540-х гг. в мастерских Флоренции, они стали излюбленным мотивом росписей ренессансной итальянской майолики. Дж. Вазари расписал гротесками потолки галереи Уффици во Флоренции. Гротески использовали рисовальщики-орнаменталисты и граверы нидерландского и немецкого маньеризма: В. Солис, П. Флётнер, Д. Хопфер, К. Бос, П. ван Фианен. В искусстве французского Ренессанса — Ж.-А. Дюсерсо. В конце XVII в. во Франции при дворе Людовика XIV оригинальный стиль орнаментальных композиций с гротесками разработал выдающийся мастер Жан Берен Старший.

В 1772—1776 годах итальянский архитектор Пьетро Кампорезе копировал росписи Лоджий Рафаэля в Ватикане. Немецкий живописец Антон Рафаэль Менгс и его ученик Антон Марон создавали графические реконструкции росписей виллы Негрони в Риме, руины которой обнаружили на Эсквилине в 1777 г. В 1772 г. гротески древнеримских терм Тита опубликовал в своей книге «Термы римлян» шотландский архитектор, работавший в то время в Риме, Чарлз Камерон.

В 1778—1787 годах по заказу российской императрицы Екатерины II в Риме художники Я. Хаккерт, Д. и В. Анджелони, У. Петер и другие под руководством Иоганна Фридриха Раффенштайна, немецкого художника-любителя, «корреспондента» императрицы, и австрийского живописца-декоратора Христофора Унтербергера «снимали копии» ватиканских росписей для повторения Лоджий Рафаэля в петербургском Эрмитаже, для чего архитектор Дж. Кваренги возвёл новый корпус рядом со зданием Большого Эрмитажа. Эрмитажные лоджии были торжественно открыты в 1792 году. В 1842—1851 годах, при возведении Нового Эрмитажа, лоджии были сохранены и встроены в новое здание.

В 1784 г. на Императорском фарфоровом заводе в Санкт-Петербурге выпустили «Арабесковый сервиз», отдельные предметы которого были расписаны в «помпеянском стиле» гротесками (этот орнамент в то время именовали «арабеской»). В 1883—1903 гг. в связи с четырёхсотлетием со дня рождения Рафаэля на Императорском фарфоровом заводе создали «Рафаэлевский сервиз» с «фигурами и гротесками».


Имя:*
E-Mail:
Комментарий: