Главная
Новости
Статьи
Ремонт
Каркасный дом
Несущие конструкции
Металлические конструкции
Прочность дорог
Дорожные материалы
Стальные конструкции
Грунтовые основания
Опорные сооружения




19.10.2021


17.10.2021


17.10.2021


16.10.2021


15.10.2021


15.10.2021


14.10.2021





Яндекс.Метрика

Александров, Юрий Исаакович

01.09.2021

Юрий Исаакович Александров (род. 7 февраля 1950, Ленинград, РСФСР, СССР) — оперный режиссёр, художественный руководитель камерного музыкального театра «Санкт-Петербург Опера». Народный артист Российской Федерации (2008), Лауреат театральных премий «Золотая маска», «Золотой софит», Государственной премии Республики Казахстан (2006).

Биография

Юрий Александров — оперный режиссёр, работающий в России, так и за рубежом: его постановки представлены в афишах театров США, Италии, Турции, Литвы, Латвии, Белоруссии, Казахстана, в том числе на Арена ди Верона, в Метрополитен Опера, театр Ла Скала, Мариинском театре и других важнейших оперных площадках мира. Всего в российских и зарубежных оперных театрах им поставлено более 200 спектаклей.

Юрий Александров — один из немногих оперных режиссеров, имеющих академическое музыкальное образование, что определяет специфику его постановок. В 1974 году Юрий Александров окончил Ленинградскую государственную консерваторию как пианист (класс профессора Л. Б. Уманской), а в 1977 году получил диплом на факультете музыкальной режиссуры (класс доцента М. Д. Слуцкой). Дипломный спектакль — «Дон Паскуале» Доницетти в ГАБТ Белорусской ССР.

С 1978 года по настоящее время Юрий Александров сотрудничает с Мариинским театром. Постановки, осуществленные им на сцене Мариинского театра: «Колокольчик» и «Дон Паскуале» Гаэтано Доницетти, «Королева мая» Кристофа Виллибальда Глюка, «История Кая и Герды» Сергея Баневича, «Дон Жуан» и «Свадьба Фигаро» Вольфганга Амадея Моцарта, «Мавра» Игоря Стравинского, «Аида», «Дон Карлос» и «Отелло» Джузеппе Верди, «Семен Котко» Сергея Прокофьева (в 1999 году удостоен национальной театральной премии «Золотая маска» в номинациях «Лучший оперный спектакль», «Лучший оперный режиссер», «Лучший оперный художник», «Лучший оперный дирижер»), «Нос» Дмитрия Шостаковича (в 2004 году удостоен высшей театральной премии Санкт-Петербурга «Золотой софит» в номинации «Лучшая работа режиссера в опере»), «Мазепа» Петра Чайковского (в 2007 году удостоена высшей театральной премии Санкт-Петербурга «Золотой софит» в номинации «Лучший оперный спектакль»), «Царская невеста» Николая Римского-Корсакова и другие.

В 1987 году Юрием Александровым был основан Камерный музыкальный театр. Творческая лаборатория, как это задумывалось режиссером изначально, со временем выросла в профессиональный государственный театр «Санктъ-Петербургъ Опера». Основанный и бессменно руководимый Юрием Александровым, театр Камерный музыкальный театр «Санктъ-Петербургъ Опера» за тридцать сезонов сформировался как единый творческий организм. В 1998 году театр получил собственную сценическую площадкув здании особняка барона фон Дервиза (Галерная, 33), что позволило расширить репертуар операми с большим оркестром («Борис Годунов», «Мадам Баттерфляй» и др.)

В репертуаре представлены классика оперы XVIII-XX веков (от Глюка до Бриттена), сочинения современных авторов, классическая оперетта, прочие сценические произведения, ряд концертных программ. Многие оперы были поставлены в Санкт-Петербурге впервые на сцене театра «Санктъ-Петербургъ Опера», некоторые оперы были представлены впервые в России, ряд опер представлен исключительно здесь. Это «Петр I, или Необыкновенные приключения русского царя» Гаэтано Доницетти, «Игра о Робене и Марион» Адама де ла Аля, «Сокол» Дмитрия Бортнянского, «Белая роза» Удо Циммермана, «Верую» Валерия Пигузова, «Пегий пес, бегущий краем моря» и «Пятое путешествие Христофора Колумба» Александра Смелкова, «Игроки-1942», «Антиформалистический раек» и «Из еврейской народной поэзии» Дмитрия Шостаковича, «Адриенна Лекуврер» Франческо Чилеа «Русская тройка, семерка, туз» по произведениям Николая Гоголя на музыку русских композиторов, «Белые ночи Федора Достоевского» Юрия Буцко, «Туда и обратно» Пауля Хиндемита, «Поругание Лукреции» Бенджамина Бриттена, опера-митинг «Крым» на музыку Мариана Коваля, новые авторские версии опер «Молодая гвардия» Юлия Мейтуса и «Октябрь ..17» Вано Мурадели. Постановка оперы «Обручение в монастыре» Сергея Прокофьева удостоена высшей театральной премии Петербурга «Золотой софит» как лучший спектакль в оперном театре в сезоне 2011—2012 гг., постановка оперы «Паяцы» Руджеро Леонкавалло была отмечена премией «Золотой софит» как лучший оперный спектакль сезона 2009—2010 гг., также спектакль стал обладателем национальной театральной премии «Золотая маска» в двух номинациях — как лучший спектакль в оперном театре и лучшая работа режиссера. Постановка оперы Родиона Щедрина «Не только любовь» стала лауреатом премии Петербурга «Золотой софит» в номинации «Лучший оперный спектакль» сезона 2013—2014 гг. В разные годы премий «Золотой софит» и «Золотая маска» в номинациях «Лучший оперный спектакль» и «Лучшая работа режиссера в опере» были удостоены спектакли «Песнь о любви и смерти корнета Кристофа Рильке» Зигфрида Маттуса, «Белые ночи Федора Достоевского» Юрия Буцко, «Игроки-1942» Дмитрия Шостаковича, «Летучая мышь» Иоганна Штрауса, «Пиковая дама» Петра Чайковского, «Травиата» Джузеппе Верди, «Чио-Чио-сан» Джакомо Пуччини, «Сельская честь» Пьетро Масканьи, «Фауст» Шарля Гуно.

Ряд спектаклей Юрий Александров поставил в Москве: «Хованщина» Мусоргского (Большой театр), «Любовный напиток» Доницетти и «Князь Игорь» Бородина («Новая Опера» им. Евгения Колобова).

Ряд опер Юрий Александров поставил за рубежом. В Турции: «Вертер» Массне, «Князь Игорь» Бородина, «Евгений Онегин» Чайковского, «Да здравствует мама!» Доницетти. В Италии: «Черевички» и «Евгений Онегин» Чайковского, «Дон Жуан» Моцарта. В США: «Пиковая дама» Чайковского. В Белоруссии: «Сказки Гофмана» Оффенбаха. В Латвии: «Любовный напиток» Доницетти. В Литве: «Дон Жуан» Моцарта. В Казахстане (Алма-Ата): «Турандот» Пуччини, «Лючия ди Ламмермур» Доницетти, «Аблай Хан» Еркегали Рахмадиева. В Сербии (Белград): «Травиата» Верди и «Паяцы» Леонкавалло. В Польше: «Борис Годунов» Мусоргского, «Евгений Онегин» Чайковского (Вроцлав) и «Похищение из сераля» Моцарта (Варшава).

Особенно успешным в творческом плане для Юрия Александрова стал сезон 2005—2006 годов. Он осуществил 11 постановок, в числе которых: «Мазепа» Чайковского в Метрополитен Опера (Нью-Йорк), «Черевички» Чайковского в Ла Скала (Милан), «Турандот» Пуччини на Арена ди Верона.

По просьбе правительства Казахстана Юрий Александров принял активное участие в создании Национального театра оперы и балета им. Куляш Байсеитовой в Астане (Казахстан). Он является одним из основоположников театра и режиссером-постановщиком ярких оперных спектаклей, идущих на его сцене, таких как «Травиата», «Риголетто», «Аида» Джузеппе Верди, «Чио-Чио-сан», «Тоска» Джакомо Пуччини, «Евгений Онегин» Петра Чайковского и др.

Спектакли Александрова идут на сцене Татарского театра оперы и балета в Казани («Любовный напиток», мировая премьера оперы Резеды Ахияровой «Сююмбике»).

Стиль

Стиль режиссуры Юрия Александрова — это авторский подход к партитурам. Спектакли насыщены аллегорическими приемами и метафорическими ходами. Часть опер поставлены в собственных сценических редакциях режиссёра (так, например, в спектакле «Князь Игорь» в Новой опере увертюра следует после пролога, полностью купирован третий акт, четвёртый сильно сокращен, в финале звучит хор a capella).

Александров экспериментирует с партитурами в духе соцреализма (оперы Юлия Мейтуса, Вано Мурадели, Мариана Коваля), работает в стилистике национального театра (оперы Еркегали Рахмадиева, Резеды Ахияровой).

Награды и звания

  • Орден Почёта (9 августа 2019 года) — за большой вклад в развитие отечественной культуры и искусства, многолетнюю плодотворную деятельность.
  • Орден Дружбы (24 октября 2003 года) — за многолетнюю плодотворную деятельность в области культуры и искусства.
  • Орден «Достык» II степени (2006 год, Казахстан).
  • Народный артист Российской Федерации (21 февраля 2008 года) — за большие заслуги в области искусства.
  • Заслуженный деятель искусств Российской Федерации (22 января 1997 года) — за заслуги в области искусства.
  • Государственная премия Республики Казахстан (15 декабря 2006 года) — за оперу «Абылай хан».
  • Почётная грамота Президента Российской Федерации (23 июня 2016 года) — за заслуги в развитии культуры и искусства, многолетнюю плодотворную деятельность.
  • «Человек года Республики Карелия» (2008 год).
  • Премия «За выдающийся вклад в развитие культуры и искусства» за создание оперных спектаклей (2015 год).
  • Государственная премия Республики Татарстан имени Габдуллы Тукая (2020).

Семья

Является художественным руководителем Международного фестиваля Камерной оперы (основан в 2016 году). Женат. Дочь — Александрова Елизавета Юрьевна, арфистка.

Спектакли

  • «Колокольчик» и «Дон Паскуале» Гаэтано Доницетти,
  • «Королева мая» Кристофа Виллибальда Глюка,
  • «История Кая и Герды» Сергея Баневича,
  • «Свадьба Фигаро» Вольфганга Амадея Моцарта,
  • «Мавра» Игоря Стравинского,
  • «Аида», «Дон Карлос» и «Отелло» Джузеппе Верди,
  • «Семен Котко» Сергея Прокофьева (в 1999 году удостоен национальной театральной премии «Золотая маска» в номинациях «Лучший оперный спектакль», «Лучший оперный режиссер», «Лучший оперный художник», «Лучший оперный дирижер»),
  • «Нос» Дмитрия Шостаковича (в 2004 году удостоен высшей театральной премии Санкт-Петербурга «Золотой софит» в номинации «Лучшая работа режиссера в опере»),
  • «Мазепа» Петра Чайковского (в 2007 году удостоена высшей театральной премии Санкт-Петербурга «Золотой софит» в номинации «Лучший оперный спектакль»),
  • «Царская невеста» Николая Римского-Корсакова
  • «Хованщина» Мусоргского (Большой театр),
  • «Вертер» Массне,
  • «Князь Игорь» Бородина,
  • «Да здравствует мама!» Доницетти.
  • «Черевички» Чайковского
  • «Евгений Онегин» Чайковского,
  • «Дон Жуан» Моцарта.
  • «Пиковая дама» Чайковского.
  • «Сказки Гофмана» Оффенбаха.
  • «Любовный напиток» Доницетти.
  • «Турандот» Пуччини,
  • «Лючия ди Ламмермур» Доницетти,
  • «Аблай Хан» Еркегали Рахмадиева.
  • «Травиата» Верди
  • «Паяцы» Леонкавалло.
  • «Борис Годунов» Мусоргского,
  • «Похищение из сераля» Моцарта,
  • «Петр I, или Необыкновенные приключения русского царя» Гаэтано Доницетти,
  • «Игра о Робене и Марион» Адама де ла Аля,
  • «Сокол» Дмитрия Бортнянского,
  • «Белая роза» Удо Циммермана,
  • «Верую» Валерия Пигузова,
  • «Пегий пес, бегущий краем моря» и «Пятое путешествие Христофора Колумба» Александра Смелкова,
  • «Игроки-1942», «Антиформалистический раек» и «Из еврейской народной поэзии» Дмитрия Шостаковича,
  • «Адриенна Лекуврер» Франческо Чилеа,
  • «Русская тройка, семерка, туз» по произведениям Николая Гоголя на музыку русских композиторов,
  • «Белые ночи Федора Достоевского» Юрия Буцко,
  • «Туда и обратно» Пауля Хиндемита,
  • «Поругание Лукреции» Бенджамина Бриттена,
  • опера-митинг «Крым» на музыку Мариана Коваля,
  • «Молодая гвардия» Юлия Мейтуса
  • «Октябрь ..17» Вано Мурадели.

Имя:*
E-Mail:
Комментарий: