Главная
Новости
Статьи
Ремонт
Каркасный дом
Несущие конструкции
Металлические конструкции
Прочность дорог
Дорожные материалы
Стальные конструкции
Грунтовые основания
Опорные сооружения




19.09.2021


19.09.2021


18.09.2021


16.09.2021


16.09.2021


15.09.2021


14.09.2021





Яндекс.Метрика

TKS

12.08.2021

TK (TK-3) и TKS — польские танкетки 1930-х годов.

История

Танкетка TK была разработана польскими конструкторами Т. Тжечаком, Е. Каркозом и Е. Хабихом на базе шасси закупленной в 1929 году в Великобритании танкетки Carden Loyd, по результатам опытной эксплуатации в конструкцию которой были внесены изменения (были поставлены более мощный двигатель, новая коробка передач, усилены рессоры и введена стальная броневая крыша).

14 июля 1931 года танкетка TK была официально принята на вооружение польской армии под наименованием TK-3, в этом же году началось ее серийное производство. В 1931 - 1933 гг. были выпущены свыше 300 танкеток, с учетом опыта производства и эксплуатации которых был разработан улучшенный вариант TKS.

TKS отличалась более рациональной установкой броневых листов увеличенной толщины, улучшенной конструкцией шаровой установки для пулемёта, усиленными элементами подвески и увеличенной шириной гусеницы. Кроме того, на TKS устанавливали новый двигатель (польский "Фиат" 42 л.с.), перископический прибор наблюдения системы Гундляха, а на пулемёт начали устанавливать оптический прицел.

После сравнительных испытаний датской пушки фирмы Мадсен и швейцарской Солотурн, в 1939 году танкетку начали перевооружать 20 мм польской пушкой FK, но до начала войны успели модернизировать лишь 24 единицы. TKS также использовались в качестве бронедрезин.

Конструкция

Корпус танкетки представлял собой каркас, к которому заклёпками крепились 4-8 мм бронелисты. Двигатель и коробка передач размещались посередине. Справа по борту имелся штырь с вилкой для запасного зенитного пулемёта, из которого стрелял командир, предварительно выйдя наружу.

Модификации

  • TK (TK-3) — модель 1931 года с четырехцилиндровым двигателем FordA4 (40 л. с.), всего построена 301 машина, часть из которых позднее переоборудовали
  • TKF — танкетка TK с шестицилиндровым двигателем Polski FIAT-122B (46 л. с.); произведено 18 штук
  • TKS — улучшенная модель 1933 года, масса 2,65 тонн; произведено 282 штуки
  • TKSz nkm 20A — танкетка, вооружённая 20-мм автоматической пушкой FK-A wz.38 (с боекомплектом 250 снарядов); в 1939 году в них были переоборудованы 24 TKS
  • TKD — лёгкая самоходная артиллерийская установка с 47-мм орудием wz.25 «Pocisk» (боекомплект к которому составлял 55 снарядов), масса увеличена до 3 тонн; переоборудованы 4 экземпляра из ранее выпущенных TK
  • C2P — невооружённый лёгкий артиллерийский тягач, произведено около 200 штук.
  • Drezyna pancerna typu TKS — бронедрезина-танкетка TKS в направляющей раме, установленной на железнодорожные катки, не позволяющей танкетке сваливаться с рельсов. По 4 таких бронедрезины входили в восемь взводов бронедрезин-танкеток и танков-бронедрезин типа TKS-R-TKS восьми польских бронепоездов в 1939 году.

Экспериментальные модели:

  • TK-1, TK-2 — первые прототипы
  • TKW — лёгкий разведывательный танк с башней; только один прототип.
  • TK-3 с 20-мм орудием — произведён только один прототип с модифицированным корпусом.
  • TKS-D — лёгкий истребитель танков с 37-мм противотанковой пушкой Бофорс; произведено 2 экземпляра.

Операторы

  • Польша
  • Эстония — 6 танкеток, заказанных в Польше 6 ноября 1934 года.
  • СССР — В 1940 году, после присоединения к СССР прибалтийских стран, вооружение их армий было включено в состав территориальных корпусов РККА. По состоянию на 22 июня 1941 года, в составе 12-го механизированного корпуса РККА насчитывалось 4 танкетки TKS, которые были оставлены в парках.
  • Германия — использовались по меньшей мере несколько трофейных танкеток в качестве транспортёров боеприпасов и для поддержания порядка на захваченных территориях. Вместо польских пулемётов устанавливались французские 8-мм "Гочкис" М1914.
  • Хорватия — в 1942 году 16 трофейных польских танкеток TK и TKS были переданы немцами хорватским вооружённым формированиям

Боевое применение

К началу вторжения в Польшу в 1939 году польская армия сумела мобилизовать 650 танкеток — они составляли большую часть польских бронетанковых сил. При этом перевес немецких войск в бронетехнике был подавляющим. 1 сентября 1939 года в немецких войсках насчитывалось семь танковых дивизий и четыре лёгких дивизии. В каждой танковой дивизии по штату числилось 308—375 танков. Лишь в 10-й танковой дивизии и танковой группе «Кемпф» их насчитывалось сравнительно немного: 154 и 150 машин соответственно. На вооружении лёгких дивизий имелось 74 до 156 танков. В целом, армия вторжения насчитывала 2586 танков, хотя не все они были боевыми — до 200 танков являлись командирскими.

Танкетки ТК-3 и TKS не были способны противостоять танкам, будучи пригодны главным образом для ведения разведки и боевого охранения. Немцы же действовали большими группами танков (даже танковый батальон насчитывал около 70 машин). Польские танки предпочитали уклоняться от встречи с танковыми подразделениями врага, предпочитая атаковать разведывательные дозоры вермахта, вооружённые лёгкими танками и бронеавтомобилями. Чаще всего польские танки действовали в составе отдельных взводов, и крайне редко — ротами.

1-3 сентября шли бои на германско-польской границе, в которых участвовали десять польских кавалерийских бригад, восемь танковых дивизионов, 11 отдельных танковых рот (ОТР) и восемь бронепоездов. Польские войска в этих боях действовали в основном разведывательными группами, а также пытались организовать контратаки силами танковых рот и танкетных эскадронов. Хотя польские танкисты старались избегать встреч с немецкими танками, их потери были весьма серьёзными: около 60 танков и бронеавтомобилей — 10 % от общего числа вступивших в бой машин. В ряде случаев польские танкисты действовали весьма удачно. Так, 81-я отдельная танковая разведывательная рота (SKCR) Войска Польского участвовала в уничтожении немецкого отряда, «прижатого» к озеру Мелно. Танки, бронеавтомобили и два бронепоезда поддерживали Волынскую кавалерийскую бригаду под Мокрой.

4-6 сентября шли сражения на главной линии польской обороны. К этому моменту благодаря эффективной мобилизации бронетанковые силы Войска Польского почти достигли предусмотренной численности, то есть 580 танкеток и танков, а также и десяти бронепоездов. В двадцати боестолкновениях было потеряно до 100 танкеток, танков и бронеавтомобилей, из них 50 — в составе армии «Лодзь». С 7 по 9 сентября польские части отошли к Висле и начали отступать за реку. На фронте действовали две мотострелковые бригады и другие части, располагавшие примерно 480 единицами бронетехники. Потери за эти дни также составили выше 100 бронеединиц. С 10 по 13 сентября поляки пытались наступать у реки Бзура. К этому времени формирование всех частей, располагавших бронетехникой, было практически завершено — правда, де-факто многие из этих частей к тому времени уже были разбиты в боях. В итоге, вместо полков появлялись сводные подразделения силой не более роты. На фронте действовали две мотобригады, имевшие, вместе с танкетками TKS, около 430 единиц бронетехники; из них 150 потеряно в боях. С 14 по 17 сентября почти все соединения польской армии на Бзуре были разбиты; остатки бронетанковых частей поляков отступили к Варшаве. При этом обе бригады сократились до двух батальонов легких танков, восьми танковых дивизионов и десяти рот, насчитывавших в общей сложности около 300 бронеединиц. В боях на Бзуре Войско Польское потеряло около полутора сотен танков и бронеавтомобилей; многие машины поляки уничтожали сами — из-за невозможности ремонта или отсутствия горючего. 18-29 сентября лишь несколько малочисленных бронеотрядов продолжали сражаться в отдельных очагах сопротивления.

В ходе боёв, все польские танки, танкетки и бронеавтомобили были уничтожены или захвачены немцами. Лишь около 50 бронеединиц, перешедших польскую границу, были интернированы в Румынии и Венгрии. Потери немецкого вермахта, однако, также были достаточно существенны. В сентябре 1939 года общая численность бронеединиц вермахта сократилась на 674 танка и 318 бронеавтомобилей. По немецким данным, 198 танков были потеряны безвозвратно, 361 танк получил повреждения. В польских источниках речь идёт о 250 танках с разбивкой по типам: 89 танков PzKpfw I (вместе с командирскими), 83 — PzKpfw II, 26 — PzKpfw III, 19 — PzKpfw IV, 26 — PzKpfw 35(t), и 7 — PzKpfw 38(t). В основном, причинами потерь были польские противотанковые орудия, противотанковые ружья и ручные гранаты. Некоторые потери приходились на счёт польской авиации. Польские танки, бронеавтомобили и бронепоезда уничтожили подтверждённо 50 и неподтверждённо ещё 45 бронеединиц немцев; таким образом, в столкновениях броневых машин обе стороны потеряли примерно по 100 машин. Наибольшие потери (около 25 машин) понесла 4-я легкая дивизия немцев в боях с 10-й мотокавалерийской и Варшавской бронемоторизованной бригадами, а также 4-я танковая дивизия вермахта (около 20 машин).

В боях с наступавшей с востока Красной Армией польские бронетанковые части почти не участвовали — по сути, это были лишь остатки нескольких рот и дивизионов. Боестолкновений с советскими частями насчитывается всего два-три. Советские источники сообщают о потере 42 танков и бронеавтомобилей: 26 из состава Белорусского фронта и 16 — из состава Украинского фронтов; 52 танкиста погибли, 81 был ранен. Польские авторы считают, что Красная Армия в Польском походе потеряла около 200 танков и бронеавтомобилей.

Таким образом, 800 польских танкеток и танков, по сути, не смогли оказать эффективного сопротивления противнику. Правда, их провал стал лишь составной частью провала общего: по сути, Войско Польское не имело никаких шансов выиграть кампанию. Однако, нельзя отрицать, что польские танкисты сражались самоотверженно и нередко вступали в безнадёжные бои с противником, обладавшим выраженным численным и техническим превосходством. При этом танкетки TKS имели мало шансов в бою против немецких танков, хотя некоторые их качества доставляли вермахту изрядные неприятности. Захваченный в первые дни войны немецкий офицер-танкист оценил скорость и проворство польской танкетки, заявив: «...очень сложно попасть из пушки по такому маленькому таракану». Совсем иначе обстояло дело с танкетками TKS, перевооружёнными 20-мм орудием. Эти машины представляли серьёзную опасность для немецких танков, при этом низкий силуэт и подвижность танкетки делали её отличным оружием для засад. Именно на такой танкетке TKS с 20-мм орудием воевал польский танковый ас Роман Эдмунд Орлик, который вместе за своим экипажем в ходе боевых действий сентября 1939 года смог подбить 13 немецких танков (одним из которых, предположительно, даже являлся PzKpfw IV Ausf B).

Галерея

  • бронедрезина типа TKS.

  • ТК-3, Польша. Macca — 2.34 т.

  • ТК-3

  • ТК-3, Польша. Macca — 2.34 т.

Музейные экспонаты

  • TKF - 1 шт. находится в бронетанковом музее в Кубинке, ещё 1 шт. - в Сербском военном музее в Белграде; в Польше с использованием новодельных деталей построена копия третьей танкетки

Имя:*
E-Mail:
Комментарий: