Главная
Новости
Строительство
Ремонт
Дизайн и интерьер
Каркасный дом
Несущие конструкции
Металлические конструкции
Прочность дорог
Дорожные материалы
Стальные конструкции
Грунтовые основания
Опорные сооружения





















Яндекс.Метрика

Яблонский, Виктор Петрович

Виктор Петрович Яблонский (фамилия при рождении Зайкин, 1897—1941) — российский советский актёр театра и кино, поэт. Непрямой родственник Петра Боборыкина (писателя, журналиста, автора романа «Китай-город») и известного писателя и публициста Виктора Гольцева.

Биография

Родился в 1897 году в городе Бердянск Таврической губернии. С 1918 по 1921 год служил в Красной Армии, в боях был контужен, вследствие контузии страдал эпилепсией. В 1922 году публикует сборник своих стихов «В сумерках» с графическими иллюстрациями Сергея Полякова. В 1923 году работал в Вахтанговском театре. В 1923—1924 годах работает в Госиздате РСФСР, где исполняет обязанности заведующего столом учёта ответственных работников этого учреждения. В 1925—1926 — сотрудник МХАТа 2го в период руководства его Михаилом Чеховым. Играл второстепенные роли в спектаклях «Блоха» по сказу Н. Лескова, «Петербург» по А. Блоку, «В 1825 году». После окончания двух сезонов 9 апреля 1926 года покинул театр, но в октябре 1926 года просил вернуть его в вспомогательный состав. В 1928 году В. Яблонский вошёл в «девятку» подписантов, которая от имени актёрского цеха осудила заявление М. Чехова об уходе из театра.

В первой половине 1920-х годов был дружен с С. Есениным, познакомился с котором ещё в 1916 году. В числе нескольких ближайших друзей поэта был приглашён на его «современную свадьбу» (государственной регистрации брака или церковного венчания не производилось) с Софьей Толстой. Список гостей позже был переделан в шутливое стихотворение:

Известен ряд автографов Есенина, адресованных В. Яблонскому, например, автограф стихотворения «Не жалею, не зову, не плачу» и «Калитка моя».

В конце 1920-х годов В. Яблонский начал активно сниматься в кинематографе на Ленинградской фабрике «Совкино». В 1925 году подает заявление о выходе из Коммунистической партии, мотивируя свой шаг болезнью и тем, что "чувствует себя балластом". В 1931 году он получает главную роль — командира партизанского отряда Левинсона в фильме «Разгром» по одноимённому роману А. Фадеева. Сам автор высоко отзывался о работе В. Яблонского, считая его талантливым актёром, сыгравшим немало прекрасных ролей. Относительно сыгранного им персонажа в источниках отмечается, что «исполнитель роли Левинсона В. Яблонский обладает всеми типическими этническими чертами человека, носящего именно такую фамилию. Более героического персонажа иудаика в советском кино не знала ни до, ни после фильма режиссёра Н. Береснева». В 1932 году Яблонский, по предложению РАПП, организует Ленинградский филиал Рапповского театра, создает ряд экспериментальных мастерских, работает актером и режиссером. Пробуется на роль Чапаева в одноимённом фильме братьев Васильевых. Получает роль казака-пластуна. Из автобиографии: "после передачи роли Чапаева, которую должен был играть, артисту Борису Бабочкину, я принял предложение работать режиссером в мастерской Сушкевич Ленинградского Дома Ученых."

В 1935 году в прокат выходит фильм «Путь корабля» о вызывающей в тот период всеобщий интерес организации ЭПРОН, где В. Яблонский снова исполняет главную роль — начальника экспедиционной группы комиссара Петрова.

Нарастающему успеху тридцативосьмилетнего актёра, воплощающему на экране мужественные волевые образы, не дано развиться: по анонимному сообщению о «неправильной трактовке убийства Кирова» в феврале 1935 года он был исключён из партии и выслан из Ленинграда. В 1939 году попытку реабилитации В. Яблонского предпринимает А. Фадеев. 22 февраля он пишет письмо А. Вышинскому с просьбой восстановить актёра в гражданских правах. Впервые опубликованные в конце XX века документы о личном участии писателя в этом деле, наравне с его помощью Анне Ахматовой, Марине Цветаевой, другим представителям творческой интеллигенции, комментируются современными историками-литературоведами как факты для формирования более позитивного взгляда на деятельность главы Союза писателей СССР.

В конце 30х годов Яблонский был реабилитирован и смог вернуться в Ленинград, поскольку Ольга Берггольц, знакомая Яблонского, «с которым связано ощущение целого периода в жизни», упоминает в своём дневнике о его игре 13 марта 1941 года в спектакле «Дон Кихот» Александринского театра, отмечая: «Виктор очень постарел».

В начале Великой Отечественной войны В. Яблонский, несмотря на бронь (он мог эвакуироваться с «Ленфильмом» на Урал), ушёл добровольцем в народное ополчение и погиб в первых боях недалеко от Гдова.

Семья

Был женат трижды:

  • Первая супруга — Петрова (Яблонская) Екатерина Ивановна (1925-1934).
  • Вторая супруга — Гольцева (Яблонская) Вера Викторовна (актриса), дочь известного писателя и публициста Виктора Гольцева.
  • Третья супруга — Ницца Евгения Александровна (1902-1942), внучатая племянница Софьи Боборыкиной, жены Петра Боборыкина (писателя, журналиста, автора романа «Китай-город»).
  • Дочь (от третьего брака) — Марианна Викторовна Яблонская (1938-1980), актриса ЦДТ, Ленинградского театра им. Ленсовета, театра имени Маяковского; режиссёр и писатель;
  • Дочь (от первого брака) - Ольга Викторовна Яблонская.
  • внучка (от третьего брака с Евгенией Ниццей) — Марианна Аркадьевна Яровская, российско-американский режиссёр документального кино.

Фильмография

  • 1928 год — Нота на колёсах / Спиридонов, механик-самоучка
  • 1929 год — Конница скачет / прапорщик
  • 1931 год — Разгром / Левинсон, командир отряда
  • 1932 год — Возвращение Натана Беккера
  • 1934 год — Чапаев / казак, эпизод
  • 1935 год — Путь корабля / Петров Артемий Петрович, начальник партии ЭПРОНа
  • 1935 год — Ошибка Ильи Громова (не завершен) / Илья Громов

Публикации

  • Яблонский В. . В сумерках: Стихи. С переложением на графику художника Сергея Полякова. — М.: Типо-Лит. Моск. Картоизд. Отдела Корп. Воен Топ., 1922. — 16 с. — 1500 экз.

Имя:*
E-Mail:
Комментарий: