Главная
Новости
Статьи
Ремонт
Каркасный дом
Несущие конструкции
Металлические конструкции
Прочность дорог
Дорожные материалы
Стальные конструкции
Грунтовые основания
Опорные сооружения




22.09.2021


21.09.2021


21.09.2021


21.09.2021


19.09.2021


19.09.2021


18.09.2021





Яндекс.Метрика

Пермский хореографический колледж

29.06.2021

ГОУ «Пермское государственное хореографическое училище» — федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования в российском городе Пермь. Находится в ведении Министерства культуры Российской Федерации, готовит артистов балета.

История

Возникновение Пермского хореографического училища непосредственно связано с эвакуацией в город Молотов (ныне Пермь) в годы Великой отечественной войны Ленинградского театра оперы и балета им. С. М. Кирова и Ленинградского хореографического училища. В 1942 году был объявлен набор детей в первый класс балетной школы и 7 февраля 1943 года начались занятия в Пермском отделении ленинградского училища. В 1944 году, после снятия блокады Ленинграда, Ленинградский театр оперы и балета и Ленинградское хореографическое училище вернулись в родной город, а 23 июня 1944 года Комитет по делам искусств при Совете Народных Комиссаров СССР издал приказ № 317 «О создании хореографической студии при Молотовском театре оперы и балета».

Уже 24 февраля 1945 года Исполнительный Комитет Молотовского горсовета депутатов трудящихся принял решение о создании на базе студии хореографического училища. И 2 апреля 1945 года вышло распоряжение Совнаркома СССР № 5406, которым «Молотовская хореографическая студия театра оперы и балета реорганизована с 1 сентября 1945 г. в Молотовское хореографическое училище». В 1957 году, после переименования города Молотова в Пермь, училище стало называться Пермское государственное хореографическое училище. С 2007 года — нынешнее название.

Основателем и первым художественным руководителем Пермского хореографического училища стала Екатерина Николаевна Гейденрейх, в прошлом — солистка балета Мариинского театра — Ленинградского театра оперы и балета им. С. М. Кирова. С 1924 года она преподавала классический танец в Ленинградском хореографическом училище, а с 1936 года, когда по болезни сердца оставила сцену, — и в Ленинградском Малом театре оперы и балета. По семейным обстоятельствам Екатерина Николаевна Гейденрейх не эвакуировалась вместе с Ленинградским хореографическим училищем и осталась в Ленинграде, где была арестована и 2 апреля 1942 года осуждена НКВД по статье 58-10 часть II сроком на 10 лет. Она отбывала наказание в Усольском исправительно-трудовом лагере города Соликамска Молотовской (ныне Пермской) области, но была освобождена из лагеря как инвалид 5 декабря 1942 года. С 1943 года Екатерина Гейденрейх возобновила работу в Ленинградском хореографическом училище, находившемся в Молотове. После отъезда Ленинградского хореографического училища она возглавила созданную студию и вплоть до реабилитации 26 декабря 1956 года занималась становлением пермской балетной школы.

Кроме Екатерины Гейденрейх первыми педагогами были Тамара Обухова-Трояновская и Елена Таубер, преподававшая историко-бытовой танец. Затем в училище появились и другие представители ленинградской балетной школы — ученицы Агриппины Вагановой Ксения Есаулова, Танслу Кушаева и Нинель Сильванович, Юлий Плахт, Галина Кузнецова, Л. Г. Таубе, София Тулубьева, Софья Хецелиус. В дальнейшем ведущими педагогами пермской школы стали уже собственные выпускники училища: Марианна Подкина, Елена Быстрицкая, М. А. Мальцева, Лидия Уланова, Римма Шлямова, Юрий Сидоров, Марс Миргарипов, Владимир Толстухин, Лев Асауляк.

К середине 1970-х годов, творчески развивая методику преподавания, Пермское училище сформировало собственный стиль и добилось международного признания, что позволило говорить о «пермской школе балета».

Выпускники Пермского хореографического училища не только составляют основу труппы Пермского театра оперы и балета, но и работают в крупнейших труппах России — Большом театре, Мариинском театре, Музыкальном театре имени Станиславского и Немировича-Данченко, Михайловском театре, Екатеринбургском театре оперы и балета, Татарском театре оперы и балета и других, а также танцуют и преподают в различных городах мира.

Здание колледжа

В первые два года существования хореографическая студия, а затем училище размещались в здании Клуба имени Толмачёва (улица Луначарского, дом 57; дом не сохранился), где было всего три комнаты для занятий. В 1947 году училище переехало на второй этаж бывшего корпуса Епархиального женского училища по адресу: улица Коммунистической, дом 18, где в десяти комнатах размещалось четыре хореографических класса, а ещё четыре комнаты занимало общежитие училища на 118 человек. В этом здании хореографическое училище находится и по сей день.

В начале 1950-х годов училище заняло всё двухэтажное строение, а в 1960 году был надстроен третий этаж. Сейчас здесь оборудовано восемь балетных классов. В 1961 году выстроен интернат на 200 учащихся, а в 1984 году по проекту архитектора К. Э. Кунофа был пристроен учебный театр на 286 мест. 27 ноября 1997 года на стене у входа в главное здание к 100-летию со дня рождения Е. Н. Гейденрейх была открыта мемориальная доска (автор А. Кутергин) с текстом: «Екатерина Никодимовна Гейденрейх /1897-1982 гг./ основатель и первый художественный руководитель Пермского хореографического училища».

Художественные руководители

  • 1945—1951 — Екатерина Гейденрейх
  • 1952 — Галина Кузнецова
  • 1953—1965 — Ксения Есаулова
  • 1965—1973 — Юлий Плахт
  • 1973—2004 — Людмила Сахарова
  • с 2005 — Владимир Толстухин

Директора

  • 1945—1965 — Нонна Багина
  • 1966—1985 — Пётр Коловарский
  • 1986—1996 — Нинель Пидемская
  • 1997 — 2018 - Людмила Шевченко
  • с 2018 - Дарья Соснина

Спектакли

  • 1946 — «Репка» на музыку Владимира Сокальского, балетмейстер Алексей Чичинадзе
  • 1950 — «Доктор Айболит» Игоря Морозова, балетмейстер Ксения Есаулова
  • 1955 — «Щелкунчик» Петра Чайковского, балетмейстер Ксения Есаулова
  • 1957 — «Чудесница» Генриха Терпиловского, балетмейстер Ксения Есаулова
  • 1960 — «Коппелия» Лео Делиба, хореография Александра Горского, редакция Германа Шишкина
  • 1962 — «Любка» Ж. Г. Зориной, балетмейстер Герман Шишкин
  • 1968 — «Белый голубь» Богдана Троцюка, балетмейстер Сулейман Бурханов
  • 1973 — «Шопениана» на музыку Фредерика Шопена, хореография Михаила Фокина
  • 1974 — «Сонет» Николая Мартынова, балетмейстер Николай Боярчиков
  • 1986 — «Класс-концерт», постановка Людмилы Сахаровой
  • 1987 — «Тщетная предосторожность» П. Гертеля, балетмейстер Марат Газиев
  • 1989 — «Айболит» Игоря Морозова, балетмейстер Евгений Сережников
  • 1994 — «Щелкунчик» Петра Чайковского, хореография Василия Вайнонена, постановка Людмилы Сахаровой
  • 2000 — «Хореографические фантазии» на музыку 104-й симфонии Йозефа Гайдна, балетмейстер Георгий Алексидзе
  • 2001 — «Весна в Аппалачах» на музыку Аарона Копленда, балетмейстер Евгений Панфилов
  • 2001 — «Вальс-фантазия» на музыку Михаила Глинки, балетмейстер Георгий Алексидзе
  • 2004 — «Увертюра» на музыку Джоаккино Россини, балетмейстеры Е. Каменская и В. Толстухин
  • 2005 — «Ода Победе» на музыку Сергея Прокофьева, балетмейстер Кирилл Шморгонер
  • 2005 — «Кантата» на музыку И. С. Баха, балетмейстер Раду Поклитару
  • 2006 — «Оживленный сад» из балета «Корсар» Адольфа Адана, хореография Мариуса Петипа
  • 2006 — «Вальс» на музыку Арама Хачатуряна, балетмейстер Кирилл Шморгонер
  • 2006 — «Коппелия» Лео Делиба, редакция Бориса Мягкова и Кирилла Шморгонера
  • 2006 — «Щелкунчик» Петра Чайковского, балетмейстер Кирилл Шморгонер
  • 2007 — фрагмент из балета «Неаполь», хореография Августа Бурнонвиля, постановка Адама Людерса
  • 2008 — 3-й акт из балета «Спящая красавица» Петра Чайковского, хореография Мариуса Петипа
  • 2009 — фрагменты из балета «Раймонда» Александра Глазунова, хореография Мариуса Петипа, редакция Владимира Толстухина
  • 2011 — «Вариации в стиле рококо» на музыку Петра Чайковского, балетмейстер Алексей Мирошниченко
  • 2011 — сюита из балета «Баядерка» Людвига Минкуса, хореография Мариуса Петипа
  • 2011 — Большое классическое па из балета «Пахита» Людвига Минкуса, хореография Мариуса Петипа, редакция Юрия Бурлаки

Награды

  • 1976 — Орден «Знак Почёта»

Библиография

  • Коробков С. Путь в большой балет: Семь уроков в Пермском хореографическом училище. — Пермь: книжное издательство, 1989. — 140 с.
  • Чернова Т. Вступление в балет // . — Пермь: книжное издательство, 1994. — 30 000 экз.
  • Чернова Т. Рождение лебедя: Слово о Пермском хореографическом училище, его педагогах и питомцах. — Пермь: книжное издательство, 2001. — 216 с. — ISBN 5-93683-012-8.
  • Пидэмская Н. Жизнь моя — любовь моя. — Пермь: Астер, 2006. — 104 с.
  • Сахарова О. Азбука балета // Огонёк : журнал. — М., 1973. — № 3 марта.
  • Сергеев К. Шопеновский вальс в мае 1945-го… // Звезда : газета. — Пермь, 1985. — № 25 января.
  • Давлекамова С. Пермское Гран па // Смена : журнал. — М., 1986. — № 19.
  • Чернова Т. Кто-то теряет, кто-то находит // Культура : газета. — М., 2000. — № 33.
  • Баталина Ю. Перед полётом // Новый компаньон : газета. — Пермь, 2005. — № 7 июня. (недоступная ссылка)
  • Орлова М. Прима на вырост // Российская газета : газета. — М., 2011. — № 27 января.

Имя:*
E-Mail:
Комментарий: