Главная
Новости
Строительство
Ремонт
Дизайн и интерьер
Каркасный дом
Несущие конструкции
Металлические конструкции
Прочность дорог
Дорожные материалы
Стальные конструкции
Грунтовые основания
Опорные сооружения





















Яндекс.Метрика

Василенко, Сергей Никифорович

Сергей Никифорович Василенко (18 (30) марта 1872, Москва — 11 марта 1956, Москва) — русский и советский композитор, дирижёр и педагог. Народный артист РСФСР (1940). Народный артист Узбекской ССР (1939). Лауреат Сталинской премии первой степени (1947).

Биография

Из дворян. Родился 18 (30) марта 1872 года в Москве в семье управляющего имениями. В 1882 году их семья перебирается в деревню Царёвка (ныне Долгоруковский район Липецкой области), но за ними остаётся московская квартира. В книге «Воспоминания» Василенко писал о своих впечатлениях от первой поездки в деревню с матерью: как удивило его кваканье лягушек, шум деревьев и вся сельская округа. «Я приезжал туда с мамашей в конце мая. Мне все там нравилось, начиная с дороги. От Ельца ехали на лошадях, день склонялся к вечеру. По бокам дороги тянулись поля ароматной ржи, цветущей, дышащей мёдом гречихи; проезжали через темные, покрытые кустарником балки (овраги); в них журчали ручьи, кричали коростели и стонали лягушки. Осторожно спускались к мельничной плотине, где таинственно поблескивала заснувшая река. От всего я был в восторге» (с.44-45).

В 1882 году был отдан в 1-й класс гимназии Креймана, где пробыл только один год.

После получения среднего образования он, по желанию отца, в 1891 году поступил на юридический факультет Московского университета, который окончил в 1896 году с дипломом 1-й степени. Первоначально занимался уголовным правом (судебной медициной) под руководством В. А. Легонина. На последнем курсе университета Василенко принял решение «сменить юридическую карьеру на музыкальную» и поступить в консерваторию. По словам Василенко, «Легонин был необычайно поражён, более того, он, вероятно, решил, что я сошёл с ума…».

Музыкой серьёзно обучаться начал с 1888 года, стал брать частные уроки у Ричарда Ноха, затем — у А. Т. Гречанинова (теория музыки), Г. Э. Конюса (композиция) и Сергея Протопопова (гармония). Встреча с П. И. Чайковским оставила большое впечатление и он в 1895 году поступил в Московскую консерваторию. В мае 1901 года он её окончил с золотой медалью (по классам контрапункта и фуги у С. И. Танеева, композиции у М. М. Ипполитова-Иванова и дирижирования у В. И. Сафонова).

Путешествует по Турции, Италии, Австрии, Швейцарии, Франции, посещает Германию, Голландию, Норвегию, Египет.

В 1903—1905 годах был дирижёром Московской частной русской оперы С. И. Мамонтова. В 1907 году организовал при ИРМО общедоступные Исторические концерты и в течение десяти лет дирижировал ими. В том же 1907 году получил место профессора инструментовки и композиции в Московской консерватории, работал на этой должности до самой смерти (с перерывом в 1941—1943 годах).

С 1918 года организатор и руководитель общедоступных концертов и концертов-лекций в Москве, в 1925 году принимал участие в организации радиотрансляций классической музыки. Совместно с М. А. Ашрафи в 1938 году в Ташкенте работал над созданием первой узбекской оперы «Буран». За годы работы в Московской консерватории воспитал ряд известных музыкантов, среди которых А. В. Александров, А. Н. Александров, Н. С. Голованов, В. В. Нечаев, М. Абдраев, П. И. Сеница и др.

С. Н. Василенко умер 1 марта 1956 года. Похоронен на Введенском кладбище (5 уч.).

Творчество

Ранние сочинения Василенко отмечены влиянием русского фольклора и старообрядческих напевов, с 1906 года прослеживается связь творчества композитора с поэзией символизма (оркестровые пьесы «Сад смерти» и «Полёт ведьм», романсы на стихи А. А. Блока и В. Я. Брюсова), между 1910 и 1920 он начинает интересоваться народной музыкой Востока и уже в советское время неоднократно использует её мотивы в своих произведениях (балеты «Нойя» и «Иосиф Прекрасный»). Его произведения отличаются богатой колористической оркестровкой, яркой, блещущей остроумием и игрой фантазии музыкой. Василенко — автор учебного пособия «Инструментовка для симфонического оркестра» и книги воспоминаний, вышедшей в Москве в 1979 году.

Написал несколько дополнительных номеров к балету Ц. Пуни «Эсмеральда» в редакции Р. М. Глиэра.

Сочинения

Оперы и оперетты
  • «Сказание о граде великом Китеже и тихом озере Светояре» (1900—1902)
  • «Сын солнца» (1929)
  • «Христофор Колумб» (1933)
  • «Поп и поручик» (1935)
  • «Девушка из кофейни» (1938)
  • «Буран» (1938, совместно с М. Ашрафи)
  • «Великий канал» (1939, совместно с М. Ашрафи)
  • «Суворов» (1941)
Балеты
  • «Нойя» (1923)
  • «Иосиф Прекрасный» (1924—1925)
  • «Лола» (1925—1926)
  • «В солнечных лучах» (1925—1926)
  • «Треуголка» (1935)
  • «Цыганы» (1936)
  • «Акбиляк» (1942)
  • «Лола» (1943)
  • «Мирандолина» (1946)
Сочинения для оркестра
  • «Эпическая поэма» (1900—1903)
  • Симфония № 1 (1904): партитура
  • «Сад смерти», симфоническая поэма (1908)
  • «Полёт ведьм», симфоническая картина (1909)
  • «В солнечных лучах», сюита (1910—1911)
  • Симфония № 2 (1911—1913)
  • «Сюита на темы лютневой музыки XIV—XVII вв.» (1914)
  • «Зодиак», сюита на темы французских композиторов XVIII в. (1914)
  • «Испанские танцы», сюита (1925—1926)
  • «Индусская сюита» (1927)
  • «Китайская сюита № 1» (1928): партитура
  • «Китайская сюита № 2» (1931)
  • «Туркменские картины», сюита (1931)
  • «Советский Восток», сюита (1932)
  • Симфония № 3 «Итальянская» (1934)
  • Симфония № 4 «Арктическая» (1934)
  • «Узбекская сюита» (1943)
  • «В деревне», сюита (1943)
  • «Торжественная увертюра» (1943)
  • «6 славянских плясок» (1944)
  • «Украина», сюита (1945)
  • Симфония № 5 (1947)
  • «Сюита на китайские народные темы» (1954)
  • «Колхозная сюита» (1955)
Концерты и другие сочинения для солирующего инструмента с оркестром
  • Концерт № 1 для скрипки с оркестром (1913)
  • Концерт для балалайки с оркестром (1930)
  • 2 пьесы для виолончели с оркестром (1937)
  • Концерт для виолончели с оркестром (1944)
  • Концерт-поэма для трубы с оркестром (1945)
  • Концерт для арфы с оркестром (1949)
  • Концерт для фортепиано с оркестром (1949)
  • Концерт № 2 для скрипки с оркестром (1952)
  • Концерт для кларнета с оркестром (1953)
  • Концерт для валторны с оркестром (1953)
  • «Весной», сюита для флейты и камерного оркестра (1954)
  • Вариации для виолончели с оркестром (1955)
Вокальные сочинения
  • 3 романса для голоса и фортепиано (1904)
  • «Заклинания», сюита для 2-х голосов и фортепиано (1909)
  • «Маорийские песни» для голоса и фортепиано (1913)
  • «Экзотическая сюита» для голоса, струнного квинтета, квинтета деревянных духовых, арфы и барабана (1915—1916)
  • 6 романсов для голоса и фортепиано (1921)
  • «8 алтайских песен» для голоса и фортепиано (1931)
  • «2 турецкие песни» для голоса и фортепиано (1931)
  • «4 романса на тексты старинных туркменских поэтов» для голоса и фортепиано (1932)
Камерные сочинения
  • Струнный квартет (1899)
  • Серенада для виолончели и фортепиано (1918)
  • «4 пьесы на темы лютневой музыки XVI и XVII вв.» для виолончели (или альта) и фортепиано (1918): ноты
  • «Восточный танец» для кларнета (или альта) и фортепиано (1922)
  • Соната для альта и фортепиано (1923)
  • «Испанские танцы», сюита для фортепианного трио и малого барабана (1925—1926)
  • «Мелодии казанских и уральских татар» для гобоя, кларнета, фагота и фортепиано (1926)
  • 5 пьес для скрипки и фортепиано (1926—1932)
  • Струнный квартет (1926—1927)
  • «Квартет на туркменские народные темы» для флейты, гобоя, кларнета, фагота и малого барабана ad libitum (1930)
  • «Японская сюита» для флейты, гобоя, кларнета, фагота и ксилофона (1930)
  • Баллада для скрипки (или балалайки) и фортепиано (1931)
  • 5 пьес для скрипки (или балалайки) и фортепиано (1932)
  • Фортепианное трио (1932)
  • «Китайский скетч» для флейты, гобоя, кларнета и фагота (1933)
  • «Квартет на американские темы» для флейты, гобоя, кларнета и фагота (1933)
  • Сюита для балалайки и баяна (или фортепиано) (1945)
  • 6 пьес для скрипки и фортепиано (1950)
  • 5 пьес для виолончели и фортепиано (1950)
  • 5 пьес для скрипки и фортепиано (1951)
  • Сюита для скрипки и фортепиано (1951)
  • 10 пьес для балалайки и фортепиано (1955)
  • Обработки народных песен, хоровые произведения.
Музыка к фильмам
  • «Изменник Родины» (1932)
  • «Окраина» (1933)
  • «Гибель сенсации» (1934)
  • «Золотое озеро» (1935)
  • «Джульбарс» (1935)
  • «Обновлённая земля» (1935)
  • «Шёл солдат с фронта» (1938)
  • «Пропавшая грамота» (1945, анимационный)
Музыка к театральным постановкам
  • «Альцеста» Еврипида (1891)
  • «Лесные чары» Я. Полонского (1897)
  • «Пещное действо» С. Полоцкого (1902—1903)
  • «Дафнис» неизвестного автора (1902—1903)
  • «Укрощение строптивой» У. Шекспира (1913, рукопись утрачена)
  • «Сон в летнюю ночь» У. Шекспира (1914)
  • «Медведь и паша» Э. Скриба (1918)
  • «Игра интересов» Х. Бенавенте (1921)
  • «Том Сойер» по М. Твену (1925)
  • «Борис Годунов» А. Пушкина (1937)
  • «Пётр I» А. Толстого (1938)
  • «Алёнушка и Иванушка» Ю. Данцигера (1945)

Награды и премии

  • народный артист Узбекской ССР (1939) — за вклад в развитие узбекской музыки
  • народный артист РСФСР (1940)
  • Сталинская премия первой степени (1947) — за балетную сюиту
  • 2 ордена Трудового Красного Знамени (26.07.1943; 28.12.1946)
  • медали

Память

На д. 7 по Брюсову переулку в Москве установлена мемориальная доска С. Н. Василенко.

Библиография

  • Поляновский Г. Сергей Василенко: жизнь и творчество. — М., 1964

Василенко С.Н. Воспоминания. - М., 1979


Имя:*
E-Mail:
Комментарий: