Главная
Новости
Статьи
Ремонт
Каркасный дом
Несущие конструкции
Металлические конструкции
Прочность дорог
Дорожные материалы
Стальные конструкции
Грунтовые основания
Опорные сооружения




31.07.2021


30.07.2021


30.07.2021


30.07.2021


30.07.2021


30.07.2021


29.07.2021





Яндекс.Метрика

Учительский институт славянских стипендиатов

24.06.2021

Учительский институт славянских стипендиатов — высшее учебное заведение Российской империи.

Для проведения реформы среднего образования, начавшейся в 1864 году, требовалось значительное количество педагогов-классиков, поскольку в образовательной системе Российской империи был взят курс на возрождение школьного классицизма. Из существовавших к 1864 году 80 сразу были преобразованы в классические гимназии с двумя древними языками (латинским и греческим) 15 гимназий; 5 — в реальные; подавляющая же часть — 60 гимназий — временно превращалась в гимназии классические с одним латинским языком, с постепенным введением в них греческого языка.

Священник российской посольской церкви в Вене М. Ф. Раевский, находясь в конце 1865 года в Санкт-Петербурге, сообщил министру народного просвещения Головнину, что некоторые австрийские славяне с дипломами учителей древних языков Венского и Пражского университетов выразили готовность взяться за обучение российского юношества. Головнин распорядился «в виде опыта» допустить австрийских славян и чехов в российские гимназии, предложив им более выгодные условия службы по сравнению с тем, на что они могли рассчитывать в Австрии. Раевский рекомендовал 5 человек, которые были причислены к педагогическим курсам при историко-филологических факультетах университетов для усовершенствования в русском языке. Учителей вербовали негласно, чтобы не привлекать внимания австрийских властей. Они получали стипендию с обязательством за каждый год получения стипендии прослужить два года учителем древних языков. Осенью 1868 года, после сдачи экзамена по русскому языку, Э. В. Черный и Ю. Ю. Ходобай были направлены в Московские гимназии, В. Стовик и И. Тихий — в Харьковские гимназии, а К. Турянский — в Виленскую гимназию.

Вскоре после подавления польского восстания 1863—1864 гг., при посредничестве того же Раевского и содействии слависта В. И. Ламанского начался набор учителей всех специальностей из числа не зараженных польскими воззрениями заграничных славян для школ Царства Польского, причём славяне-католики получали отказ. Первые 19 дипломированных специалистов-славян в 1866 году положили начало Учительскому институту славянских стипендиатов. В число первых стипендиатов наравне с филологами и историками, готовившимися стать учителями, были приняты и юристы, которые готовились для гражданской службы в Царстве Польском. Стипендиаты были причислены к Петербургскому или Московскому университету на срок от одного до двух лет, в течение которого они усиленно занимались русским языком и в качестве вольнослушателей посещали лекции по кафедрам русского языка и словесности, русской истории, истории русского права и славянской филологии.

В августе 1867 года первые семь стипендиатов выдержали учительские испытания, но оказалось, что в Варшавском учебном округе нашлись вакансии только для трёх выпускников. Новый министр просвещения граф Дмитрий Андреевич Толстой решил изменить назначение и состав Института. Он был сориентирован на подготовку только учителей древних языков для гимназий всей империи. В институт принимались молодые люди, которые с отличием, в особенности по обоим древним языкам, окончили полный гимназический курс и затем по меньшей мере 3 года изучали классическую филологию в Венском или Пражском университетах; кроме того, требовалась личная рекомендация одного из профессоров. Ежегодный прием в Учительский институт славянских стипендиатов колебался от 17 до 20 человек. Кандидаты проходили письменные испытания, за которыми наблюдал Раевский. На испытании требовалось составить curriclum vitae на латинском языке и перевести на русский или немецкий язык по одной главе латинского и греческого автора.

Австрийский министр культа и просвещения К. Штремайр в беседах с графом Толстым часто сокрушался, что Россия отбирает у него наилучших учителей древних языков и сожалел, что тогдашние австрийские законы не давали ему возможности воспрепятствовать этому.

Занятия проходили в Санкт-Петербурге; стипендиаты слушали лекции в университете и в созданном в 1867 году, Историко-филологическом институте. Наставником стипендиатов был назначен профессор Историко-филологического института А. Д. Вейсман. Под его руководством они занимались три раза в неделю чтением и переводом на русский язык древних авторов; специальные занятия по русскому языку вел В. И. Срезневский. Кроме того они занимались с председателем Учёного комитета Министерства народного просвещения А. И. Георгиевским.

Выпускные экзамены проводились на историко-филологическом факультете Санкт-Петербургского университета; стипедианты сдавали оба древних языка в объеме университетского курса, русский язык, русскую словесность, русскую историю и географию в объеме гимназического курса.

За 15 лет своего существования, с 1866 по 1880 годы, институт выпустил 175 преподавателей для российских гимназий. Некоторые из них дослужились до звания инспекторов и директоров гимназий и прогимназий, а А. В. Добиаш стал профессором Историко-филологического института в Нежине.